|
Насколько рискованную и непростую, настолько и интересную миссию выбрали для себя Coal Chamber, готовясь к написанию своего второго альбома. Вполне логично, что приклеившееся прозвище «Korn Chamber» не входило в амбициозные планы молодой группы, для создания новой работы взявшей себе в подмогу целый звёздный десант музыкального и инженерного профиля, сыгравший решающую роль в «облагораживании» музыкального облика Coal Chamber - Джош Абрахам рулил в студии, помогая затягивать шизофреничную энергетику калифорнийцев в мейнстримовый корсет из обилия клавишных (тут поучаствовали и подопечные Абрахама по Orgy Амир Дерак и Джей Гордон, продюсировавший дебют Chamber на пару с Джеем Баумгарднером, да и сам Dj Lethal «подкинул» пару сэмплов), благодаря чему музыка Coal Chamber хоть чисто символически, но всё же обрела связь с «нео-готическим» имиджем Деза и Ко: (почти) весь дисторшн остался за дверью, уступив своё место «холодным» гитарам с ведущей партией синтезаторов - преображение, достойное Van Halen середины 80-х. А вот любителям фирменного психопатического рёва и шёпота в исполнении Фафары здесь беспокоится практически не о чем, лишь радуясь удачному шагу Деза в сторону, прости, Господи, диверсификации своего вокала.
Что касается разнообразия самого материала, то его тут вполне достаточно: на диск были отряжены целых 16 треков! Безусловно, хоть они и выполнены в ключе «коммерциализации» стиля «угольных», но даже в них встречаются задатки того грубого и лишённого лоска звука, царящего на одноимённом дебюте. И, к чести группы, стоит отметить, что при почти часовой длительности, альбом срывается в откровенный «проходняк» лишь редкими и, похоже, случайными моментами, которые на окончательный результат никак не повлияли - альбом выполнил свою миссию: Coal Chamber дистанцировались от «кукурузного» звука (причём, годом ранее сами Korn вышли уже на другой уровень), раскрутили своё имя благодаря покровительству всемогущих Осборнов - тут и «фит» с Оззи на кавере Питера Гэбриэла, и железная рука Большой Шэрон, и, наконец, доросли до хэдлайнинга в турах со Slipknot и Machine Head. Впрочем, вся эта «сказка» в жизни группы, как и всего жанра, оказалась недолгой - в отличие от впечатлений и памяти фанатов о самом экспериментальном альбоме в истории Coal Chamber. |
|
|
| |
В далёком 2000 году попалась мне, ещё школьнику, аудиокассета - сборник со звучным названием "Metal Hammer Collection: Extremal Hardcore" (их много тогда ходило таких - слушал "Extremal Doom" и "Extremal Death" (куда затесалось что-то из, кхе-кхе, Today Is The Day - всем дэтам дэт), видел в продаже "Extremal Black", "Extremal Power" и "Extremal Grindcore", наверняка было ещё что-то). Сейчас сопоставление названия с перечнем представленных на компиляции групп воспринимается, как мощный анекдот - судите сами, в порядке следования в трэк-листе: Fear Factory, B-Thong, Life Of Agony, Biohazard, Pantera, Sepultura, KoЯn, Coal Chamber, Powerman 5000, System Of A Down, Breakdown, Static-X, Sevendust, Soulfly, Crisis, Machine Head, Deftones, Stuck Mojo, Limp Bizkit и Captor. Да, тогда термины nu metal и особенно groove metal ещё не вошли в обиход (последний до середины 00-х и вовсе погоняли "энгри-метал"), и позже, попав в интернеты, действительно встречал в рецензиях 1999-2000 гг. слово "хардкор" применительно к исполнителям обоих жанров (в т.ч. пассаж "...выполнен в духе чистого жизнерадостного хардкора" про известно чей "Vulgar Display Of Power") - это сейчас понятно, что на пресловутом сборнике собственно хардкора (и не особо-то экстремального) ровно 2 композиции.
К чему было столь пространное предисловие? К тому, что благодаря этой аудиокассете ознакомился с творчеством Coal Chamber впервые. "Untrue" в трэк-листе шла аккурат следом за KoЯn-овской "Got The Life" (вот уж всем экстремальным хардкорам экстремальный хардкор!), у которых к этому моменту слышал и знал (и уже крепко любил) исключительно альбом "Life Is Peachy" - и поначалу подумал, что в трэк-листе их перепутали местами: настолько непохожа была "Got The Life" (фу, какая гадкая ("уамбабибу!") попса, подумалось тогда - и не люблю эту песню по сей день) на "Life Is Peachy", и настолько же вписывалась в его стилистику "Untrue".
...Да, парой лет позже отслушав "Chamber Music" целиком, и тем более сегодня, спустя 20+ лет, готов согласиться, что "Untrue" - не самая характерная для этого релиза вещь, которая из всего трэк-листа действительно наиболее близка материалу "Life Is Peachy". Но ведь в подавляющем большинстве остальных композиций родимые пятна идейных вдохновителей тоже имеют место! Причём сопоставление с "Life Is Peachy", а не с "Follow The Leader" (о котором говорил, обозревая дебют Coal Chamber) тем более оправдано саундом: партии ударных прописаны грязнее и глуше, чем на работе 1997 года, гитарные партии в основной массе "переехали" в область более низких частот и звучат не прилизанно, но грубо - и по обоим пунктам продюсирование "Chamber Music" явно апеллирует к почерку Росса Робинсона; да и характерный лязгающий бас a-la Fieldy никуда не делся, будучи различимым на любых "пищалках", не то, что в наушниках. Да, есть сэмплы, есть разнообразные клавишные, которыми генерируются и разнообразные электронные спецэффекты, дающие местами лёгкий налёт индастриэл, и мрачные псевдооркестровки, недостаточные для того, чтобы всерьёз соотносить альбом с готик-роком, но вполне атмосферные - и всё же в совокупности даже на уровне аранжировок Coal Chamber образца 1999 года не настолько далеко ушли от "старшего брата", чтобы всерьёз говорить об отсутствии прямых ассоциаций с. Ну просто "электронное звучание с нотками KoЯn" и "KoЯn-оподобное звучание, щедро оттюнингованное клавишными" - это две большие разницы, и какой подход реализован на "Chamber Music", непредвзятый слушатель оценит самостоятельно (спойлер: да второй же, ёпта, о чём спорить!).
Но есть продюсирование, и есть собственно музыкально-лирическая составляющая, и после долгого вступления пришла пора поговорить и о ней.
Видимо, не мне одному бросился в уши примитивизм лирики и вытекающая из него репититивность вокальных партий, коими страдал предшественник, и Дез этой критике внял - тексты песен заметно усложнились, вследствие чего как минимум куплеты перестали восприниматься повторяющимися наборами простеньких заклинаний. Это, безусловно, касается не всего трэк-листа (в куплете той же "Untrue" всё очень, кгхм, незамысловато), и в припевах всё осталось по-прежнему (за исключением всё той же "Untrue", где припев как будто компенсирует нарочитую тупизну куплетов) - либо одна строчка х4, либо две х2 - но так много у кого, и не только в nu metal. Также - нечасто, но временами - группа позволяет себе несколько отойти от стандартной куплетно-припевной структуры вида "ABABCB" (например, в "El Cu Cuy"), и это похвально. Наконец, упомянутые выше атмосферные псевдооркестровки сработали скорее как фича, нежели баг: если "открывашка" - это чистой воды филлер, то вступление "My Mercy" сделано реально классно, и сама композиция действительно не имеет аналогов ни в предшествующем творчестве, ни у "старшего брата", превращаясь в безусловный хайлайт альбома, пусть даже на бэках могла бы быть вокалистка поинтереснее Эйми Ико (Human Waste Project), чьи вполне органичные в мрачной зарисовке "Burgundy" (кою тоже отношу к козырям альбома) кукольные интонации здесь кажутся не вполне уместными.
Однако далеко не во всём альбом отличается в лучшую сторону. "Coal Chamber" тоже грешил определённой неровностью, когда самые запоминающиеся трэки были сосредоточены в первой половине альбома, однако нормально усваивался целиком - но на "Chamber Music" отдельные композиции хочется просто скипнуть ("Tyler's Song", "Feed My Dreams" и "Shari Vegas" в числе прочих, которые как раздражали меня при первом прослушивании, так раздражают и до сих пор), и подобный балласт не позволяет имеющимся крутым вещам (уже упоминавшиеся "El Cu Cuy", "Burgundy" и "My Mercy", а также "Not Living" и особенно "Anything But You" - шикарный депрессивный финал!) поставить альбом выше более ровного, но и не содержащего явных провалов дебютника.
И на отдельный жирнейший минус тянет бестолковый и неведомо зачем (ну хотя как... как раз ведомо: бабло семейки Осборн надо же отбивать) записанный, и тем более вставленный в середину альбома (что просто рвёт его восприятие), кавер на "Shock The Monkey" Питера Гэйбриэла, в котором вокал Оззи Осборна уместен примерно так же, как фаршированные сыром помидоры черри в "полторашке" тёплого дешёвого пива (именно плавающие внутри!) с истекающим сроком годности: первое суть продукт на любителя и не на каждый день, второе можно употребить разве что от безысходности либо с глубочайшего бодуна, но вместе, совокупно - это что-то невыносимо отвратительное и гарантирующее кишечное расстройство.
Что до абстрагирования от "старшего брата" чисто музыкально - пара-тройка композиций с явно не попадавшейся у KoЯn ритмикой, плюс невменяемый кавер, плюс отмеченные выше композиции с псевдооркестровками... ну да, в совокупности примерно пол-альбома наберётся. Применительно к остальному же, даже при всём на то желании, не получится сказать, что вот именно таких риффов и именно таких вокальных партий (с поправкой на отличающиеся манеры Деза и Джонатана) не могло бы быть ни на одном из вышедших на тот момент альбомов KoЯn: Coal Chamber воздерживаются от прямого плагиата, но источник вдохновения очевиден.
На мой взгляд, ребята просто попали в типичную "ловушку второго альбома" (те же KoЯn тоже её не избежали, справедливости для) - когда материал для дебютника долго и вдумчиво шлифуется, в том числе с поправкой на реакцию публики на ранних гигах (первые демо "Loco" и "My Frustration", например, и вовсе датированы 1994 годом), потом он, что называется, выстреливает, и материал для продолжения приходится писать урывками, на коленке, параллельно с интенсивными гастролями в поддержку первенца, а соответствующий скилл ещё не прокачан. Способ обхода ловушки известен и прост, формулируется он как "лучше меньше, да лучше": не набирается из написанного материала 16 крепких песен суммарной продолжительностью 55 минут (да и, коли на то пошло, что "Burgundy", при всех моих симпатиях к, что "Mist" - это интерлюдии, кои не единичны, но не всегда выделены в отдельные трэки - реально речь идёт о 14 песнях с суммарной длительностью около 50 минут) - ну так выпустите 12 с хронометражом 40+, всех дел-то. Собственно, на "Dark Days" группа так и поступила, и в моём плей-листе он гостит гораздо чаще двух первых работ Coal Chamber. Вкусовщина? Maybe, but so fucking what? |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).