|
Сколько людей - столько и мнений. Как ни к какому, пожалуй, другому альбому одного из лидеров британского хард-рока середины 70-х годов применим этот древний постулат. Да, это я о Nazareth. Предвижу шквал возмущений - как можно, мол, эту неприкаянную группу считать одним из лидеров всего британского рока, когда в тех самых 70-х годах Naz. ни во что не ставили!? Было и такое. Действительно, в той Англии к шотландской четвёрке отношение сложилось более чем прохладное. Не слишком жаловали её и в Штатах, зато весь прочий так называемый цивилизованный мир именно так и считал. Имея на то все основания.
Восемь студийных LP (с учётом "Play'n' The Game") за четыре года, быть может, это достижение и не вселенских масштабов, однако показатель устойчивой стабильности группы, с которой в этом плане в те самые 70-е мало какой из статусных рок-коллективов мог посоперничать. Разве что Uriah Heep, да Thin Lizzy. Та музыка Naz. была невероятно популярна и востребована в странах Европы, Австралии с Новой Зеландией и, что удивительно, в Канаде.
После серии коммерчески успешных пластинок первой половины 70-х годов и последней из них "Close Enough For Rock 'n' Roll", работы тонкой, можно сказать изящной, Naz. предприняли очередную попытку покорить эту несносную Америку. Музыканты были в хорошей форме и в рамках гастрольного тура почти на полгода перебрались через Атлантику на Североамериканский континент. В преддверии этого вояжа в музыкальные магазины США и Канады в продажу были вброшены дополнительные тиражи переизданий предыдущих альбомов группы. В итоге, всё в той же Канаде Naz. собрали урожай "золотых" и даже "платиновых" дисков: "золотые" за "Rampant" и "Close Enough...", "платиновые" за "Razamanaz" и "Loud 'n' Proud", двойной "платины" был удостоен их сборник "Greatest Hits" (1975 г.).
Покончив с концертной деятельностью, квартет завернул в небольшой курортный городок Морин-Хайтс (Morin-Heights), что в канадской провинции Квебек, и уединился в тишине и прохладе местной Le Studio, чтобы с нуля начать работу над своей новой пластинкой.
Реакция на вышедший в релиз уже 13 ноября 1976 г. альбом "Play 'n' The Game" была, мягко говоря, неоднозначная. Мнения по новой работе Naz. расходились по всему эмоциональному спектру, от полного неприятия до неумеренных восторгов. Истина же, как правило, в подобных случаях кроется где-то посредине. Аргументов в пользу тех и других оценок можно было привести с избытком.
Вначале о том, что могло негативно отразиться на конечной оценке пластинки. Возможно, работа над нею была выполнена слишком поспешно (если вспомнить, что релиз "Close Enough..." состоялся в марте этого же года), к тому же начали они тогда без "домашних заготовок". Быть может, им бы стоило больше вложиться в собственный материал, не уповая на спасительные кавер-версии в условиях дефицита времени, тем самым в который уж раз наступая на одни и те же грабли.
Для ревнивой британской муз. общественности кавер-версии Naz., а если они ещё и американских авторов, хуже, чем красная тряпка для быка. В "Play 'n' The Game" на девять номеров программы приходится четыре кавера. И все из американской классики. Что может быть хуже?
Ответ на вопрос, с чем это могло быть связано, лежит на поверхности - упорное стремление музыкантов группы и их менеджмента прорваться на американский рынок и потрафить заносчивой местной публике. Все причастные к Naz. люди определённо тогда не считались с тем обстоятельством, что уже почти растеряли свои позиции в Великобритании.
Теперь немного позитива. Нельзя не отметить сложившуюся самобытность команды, её своеобразный, ставший уже привычным и узнаваемым саунд, сформированный пятью предыдущими лонг-плеями. Большинству поклонников Naz. вряд ли бы уже пришлись по душе стилистические шараханья её музыкантов.
На "Play 'n'..." этого точно нет. Группа целенаправленно продолжила движение курсом, намеченным Роджером Гловером ещё три года тому назад. И если некие незначительные отклонения и микроскопические сдвиги в звучании группы в ту или сторону чей-либо пытливый слух и подмечал, то было это, пожалуй, в пределах допустимого. А они, эти отклонения, пусть и в нюансах, всё же есть. Иначе, собственно, и быть не может.
Вся четвёрка музыкантов в профессиональном смысле заматерела, в особенности их единственный гитарист, основной саунд-мейкер, а теперь ещё и продюсер Мэнни Чарлтон. Во всех ипостасях его прогресс был очевиден и для группы наиболее значим. Впрочем, подобных оценок Чарлтон привычно удостаивался после каждого из двух предыдущих альбомов Naz. А в плане техники владения инструментом Мэнни ещё существенно прибавил и вся программа этой пластинки об этом свидетельствует. И пусть по отдельности партии его гитары считаться виртуозными или изощрёнными ещё, пожалуй, не могли, то в совокупности две, а подчас и три параллельные гитарные эскапады Чарлтона в отдельных номерах создают столь насыщенную гамму, столь плотную стену звука, что вызывают эмоции соизмеримые с теми, что вызывали гитаристы уровня Блэкмора или Айомми.
Достигалось это, надо понимать, долгой кропотливой студийной работой, в большинстве случаев в одиночестве. Вот только в ходе "живых" выступлений на сцене всё это безвозвратно терялось и неумолимо становилось не более чем бледной тенью оригинальной студийной записи. И любой технический брак Чарлтона на сцене замаскировать было невозможно. При формате с одним гитаристом группа в этом аспекте многим рисковала. Прежде всего репутацией статусного коллектива.
Практически на всех треках альбома гитара Мэнни звучит весьма убедительно, где-то даже на пределе его возможностей. Но вот в композиционном плане всё не так здорово и ровным и однородным содержание программы никак не назовёшь. Пара номеров так и вовсе вызывает большие сомнения в правомерности своего в ней присутствия. Первым делом это странная, на мой пристрастный взгляд, кавер-версия "Wild Honey", известного хита легендарных Beach Boys. Но, повторюсь, с чего и начинал - сколько людей, столько и мнений. И если, допустим, провести опрос хотя бы среди десятка случайных поклонников и знатоков творчества Naz. и таким путём определить тройку лучших песен из "Play 'n'...", то почти наверняка будет десять разных вариантов.
Скажу больше, лучшей композиции из тех, что в начале осени музыканты группы записали для этого альбома в маленькой студии маленького канадского городка, в его программе по каким-то необъяснимым причинам не оказалось вообще. Это "Good Love", песня, которая выходила в релиз отдельным синглом (вместе с "I Want To Do Everything For You", формальным первым номером этого LP), с яркой запоминающейся мелодией, чего так недостаёт этой программе, и отменной сольной гитарной дорожкой М. Чарлтона, с чем как раз-таки в программе всё хорошо.
По многим параметрам эта полная драйва песня Naz. соответствует (кроме, пожалуй, тембров голосов вокалистов) стилистическим характеристикам лидера канадского рок-авангарда того времени, группы Bachman-Turner Overdrive. Не исключено, что где-то пути-дороги Naz. и BTO тогда пересеклись, а быть может и нет, история об этом умалчивает, но, хочется думать, что это не простая случайность.
А из тех номеров, что сформировали трек-лист альбома, первым делом отмечу завершающий "L.A. Girls", ещё один реверанс от квартета Naz. взыскательной американской аудитории. Простенький, но зажигательный рок-н-ролл под занавес тяжёлой, местами тягучей, но прямолинейной в целом программы “Play 'n' The Game”.
Разумеется, в числе самых интересных номеров альбома значится и привилегированная кавер-версия с длинным названием "I Want To Do Everything For You". Весьма вольная интерпретация классики американского блюза. У Naz. композиция утяжелилась на несколько порядков и почти обрела формат баллады благодаря убойной ритм-секции с акцентированной "шагающей" бас-гитарой и роскошным гитарным партиям. Тяжёлый блюз - это несомненная фишка квартета. Одно лишь смущает, любовно-слащавое содержание текста, которое вполне органично укладывалось в классические рамки умеренного блюза оригинального автора этой композиции (американский музыкант Джо Тэкс), на фоне аритмичного тягучего звучания у Naz. выглядит как-то нелепо.
В свой рейтинг сильнейших треков альбома я бы, пожалуй, добавил ещё "Down Home Girl", ещё один кавер, который за одиннадцать лет до Naz. включили в свой репертуар молодые ещё тогда The Rolling Stones. У них, кстати говоря, эта песня звучит неубедительно. Naz. же сработали занятную буги-блюз/комбинацию на хард-роковой основе со слайд-гитарой, изящно сопровождающей другую, ведущую гитарную партию Чарлтона. Стоит отметить изобретательное решение продюсера Мэнни Чарлтона, подкреплённое короткой, но впечатляющей сольной партией Чарлтона-гитариста, отдалённо напоминающей почерк Дэвида Гилмора.
Музыканты Naz. не были первопроходцами среди множества британских рок-дружин, которые в разные моменты своей истории всячески пытались проникнуть на богатый и всеядный американский музыкальный рынок. Кому-то это удавалось, кому-то не везло, но в любых случаях это было объяснимо и оправдано. В Великобритании с её драконовской налоговой системой музыканты того времени больше теряли, чем зарабатывали. В особенности команды калибра Nazareth с их сомнительной репутацией шотландской (валлийской, ирландской) породы.
Надо заметить, что до недавнего времени музыканты Naz. в определённом смысле имели "подушку безопасности" в лице менеджера группы Билли Фэхили. Этот шотландский бизнесмен с первых дней существования квартета инвестировал в неё немалые средства, позволяя группе держаться на плаву в разные нелёгкие для неё времена. Но буквально в канун начала сессионной работы Naz. над "Play 'n' The Game" Б. Фэхили погиб в авиакатастрофе и группа потеряла не только мецената, но и друга, благодаря усилиям которого она доросла до элиты британского хард-рока.
Этот альбом музыканты посвятили памяти Билли Фэхили, о чём свидетельствует надпись на конверте оригинального винилового издания. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Side 1:
1. Somebody To Roll (McCafferty - Agnew - Sweet - Charlton) 3:55
2. Down Home Girl (Leiber - Butler) 5:04
3. Flying (McCafferty - Agnew - Sweet - Charlton) 4:20
4. Waiting For The Man (McCafferty - Agnew - Sweet - Charlton) 4:47
Side 2:
1. Born To Love (McCafferty - Agnew - Sweet - Charlton) 3:58
2. I Want To [Do Everything For You] (Tex) 4:18
3. I Don't Want To Go On Without You (Berns - Wexler) 3:46
4. Wild Honey (Wilson - Love) 3:04
5. L. A. Girls (McCafferty - Agnew - Sweet - Charlton) 3:52
Produced by Manny Charlton;
Recorded and Mixed at Le Studio
Engineered by Nick "Brain Hurt" Blagona
Mastered by Bob Ludwig at Master Disc, New York;
Manny Charlton - Guitar, Background Vocals
Dan McCafferty - Lead Vocals
Pete Agnew - Bass, Background Vocals
Darrell Sweet - Drums, Background Vocals