|
Последняя порция соплей, которой на неопределённое время закрывается цикл рецензий слезливо-романтичной тематики. Да и вправду, пора и честь знать, и пойти писать на Обортыд.
Участники Katatonia, как мне кажется, поступили правильно. Судите сами: после выхода в 1996 году переломного “Brave Murder Day” чего можно было ожидать? Ну, резонно предположить, что дальнейшего развития событий в виде очередной порции храбрых убийств (самоубийств) под аккомпанемент роскошного, атмосферного дэт/блэк-дума. А почему бы и нет, собственно? Но, главный исполнитель (сиречь - ассасин) Микаэль Опетович Окерфельдт, закончив запись мини-диска “Sounds of Decay”, решил более руки не марать, и вернулся в родные пенаты. Заказчики же, в лице Йонаса и Андерса, вероятно, не могли понять, что делать дальше. Окерфельдт ушёл, Йонас рычать не может, а Андерс, по всей видимости, просто не хочет. Короче, мне не известны причины, по которым парни резко сменили стиль (не в ущерб, однако, характерной атмосферности), и я очень сомневаюсь, что из-за вокала. Так, как один из вариантов. А по поводу правильного шага, то я про то, что группа решила не выливать на фанатов ушат ледяной воды, сразу кидая в массы экспериментальный “Discouraged Ones”, а поспешила, так сказать, предупредить их, что всё в мире меняется, и Katatonia в их числе, и выдала четырёхтрековый EP, под названием “Я видел, как ты тонешь”. Ага, с убийствами или самоубийствами не покончено значит, это хорошо. Но как минимум три песни с этого релиза вполне могли заставить чесаться в области анального сфинктера множество ортодоксов, ожидавших развитие идей “Brave…”. Во-первых, это полнейшее отсутствие метала, во-вторых, утрата резкости и даже просто роковой жёсткости. Про дум как таковой и вокал и говорить не стоит. Первое что приходит в голову – воздушность. Лёгкость и покой. И лень. Но лень, которая двигатель прогресса. Прогресса, который, мягко говоря, условен. Да, тяжесть утеряна, структуры более попсовые (куплет-припев), продолжительность песен резко упала, но, товарищи, вам хочется веселиться? Отнюдь. Хочется явно чего-то противоположного, просто погрустить. А грустить придётся под аккомпанемент:
1) “Saw You Drown” – одна из лучших вещей грядущего альбома, и вообще всей “Кататонии”, а по части чистого, как слеза ребёнка, отчаяния - ведущая песня творчества шведов. Я уже писал в рецензии на грядущий альбом, что по части лирики этот период группы является сплошным хождением по мукам душевнобольных личностей, так как точно уловить суть редко представляется возможным. Но тут мучится особо не пришлось. Как мне показалось, в этой песне говорится о двух людях (предположительно, парне и девушке), готовящихся совершить суицид. Первая сиганула девчушка, в итоге утонувшая, а парень… Сделал ли он тоже самое или нет, мне уже никак не узнать, но судя по тому, каким отчаянным голосом Йонас декламирует безысходные строчки песни, вопрос ухода из жизни уже решён… Ромео и Джульетта прошлого века прям. Другого толкования этой песни я не могу придумать, не купаться же они пошли (да ещё и во время шторма)?
2) “Nerve” – исключение из правила, где лень уже двигатель, скорее, регресса, ибо я в упор не понимаю, чем она способна заинтересовать слушателя. Классический роковый рифф во всю песню, помноженный на мычащий голос Йонаса, и соответственно, не пойми о чём лирика. “Высокие белые дороги, разбитые дождём; блеклые мёртвые стены, нервы погружены в боль…”, - описание картины Сальвадора Дали, не иначе. Мне кажется, как раз-таки этой песне нечего делать на альбоме, и её можно было безболезненно поменять на:
3) “Quiet World” – пострадавшая от рук музыкантов, так как не попала в конечный вариант альбома, по причине, известной лишь им одним. По структуре чем-то напоминает “Saw You Drown”, но по настроению совершенно иная. Вместо безысходности мы имеем теперь примирение со своей участью и принятие жизненных норм, характерных для большинства. Человек не собирается отправляться на тот свет (видно, верующий), и по этой причине пытается свою жизнь хоть как-то улучшить. День ото дня всё больше попыток прожить как минимум не бездарно. А его счастье, это всего лишь дождь, после солнца, светящего для других, более счастливых людей, даже Блок вспомнился: “Совсем я на зимнее солнце, на глупое солнце похож”. Отрывок может и не в тему, но мне показалось, подходит по настроению.
4) ”Scarlet Heavens” – самый интересный трек мини-диска, по причине того, что записан он был в далёком 1994 году (то есть, во времена “Грядущих Похорон”), но стилистически абсолютно не похожий ни на раннюю “Кататонию”, ни позднюю. Что это, определить не сложно – готик-рок, сыгранный по всем канонам жанра: живучая ритм-секция, размазанные, практически не имеющие веса гитары, и предельно низкий вокал Йонаса, так он не пел ни до, ни после. Единственное, что роднит её с остальным материалом, это особая, потустороння атмосфера, но наврядли это Рай, так что и вправду, Йонасу это, скорее всего, приснилось. Да и продолжительность лихая – свыше 10 минут.
Пара гитар, ритм-секция, никакого максимализма и излишнего стремления покрасоваться, искренность и вдохновение, приятная усталость, - что ещё надо для создания настоящего шедевра? Вот как всё просто.
P.S. Последние два трека всё-таки попали на альбом, благодаря переизданию “Discouraged Ones” компанией “Союз”. |
|
the last thing you'll see
in the water
I saw you drown
down the water
I saw you drown
as through my shattered sight
you're no longer here
and my heart cries
sleeping through the light
another way to change my mind
never is the day
to leave this all behind
the only way to stay
2. Nerve
high white ways
shattered by rain
pale dead walls
nerves pushed in pain
red light faced
mirrors of the dead
people on the archways
eyes full of lead
always closing down myself
lower sights and never see
worlds of noise and worlds of light
expecting not to be
not close enough for you
to hear a breath or steal a sigh
but just close enough for me
to take a step and pass you by
3. Quiet World
four numbers staring back at me
displaying the mediocrity of my presence
iґm wasting my day wtching them change
the sun with it's blue sky outside
shining down on all you happy people
iґm wasting my day waiting for rain
need more methods to end each day
to be happy by living this way
4. Scarlet Heavens
only for the wind I lay myself down
feeling this scarlet scent of death
under ebony shades I dream of a child
dancing in heaven, dancing in heaven
I must have seen this face before
a monument of shallow sorrows
under ebony shades a child now dies
but grievance won't regain
something grasp for my soul
I think it's god
but my sorrow is dragging me down
through my sins
where is god in his heaven
why am I a twisted mind
now I see the light above
but in darkness I must fall
for my soul you pray at last
will I find my place?
the stench of sorrow that pierce my flesh
can never be pure
when the blackness overwhelms me
where shall I turn
to run away to never look back
to run away from evil