|
Чего можно было ожидать от альбома под названием «Heritage» («Наследие»)? Ну, конечно же, постоянных реминисценций прошлого, досконального воссоздания звучания и музыкальных тенденций избранного музыкантами любимого временного отрезка. С чем, собственно, на «отлично» и справился Микаэль Окерфельдт! Мне очень хорошо понятно его желание окунуться в музыку семидесятых, так как я тоже легко очаровываюсь невероятно многогранным, красочным и поразительно «живым» звучанием того периода. С тех пор прошло всего каких-то три-четыре десятка лет, и на смену ламповым педалям гитарных эффектов пришли цифровые гитарные процессоры. Однако музыканты семидесятых так и остались непревзойденными мастерами модуляции звука и изысканных мелодических решений, вкрадчиво цепляющих самые тонкие душевные струны.
Собственно говоря, увлечение Opeth прог-роком началось давно, раскрылось во всей красе на предыдущем альбоме, а новый релиз уже напрочь лишен даже намека на дэтовый риффинг. Мало того, песни с последнего заставили меня несколько раз с удивлением посмотреть на экран плейера: а не сделали ли Opeth кавер-версии? Насколько же «The Devil's Orchard» и «I Feel the Dark» временами напоминают своим всеохватывающим нагнетанием гитарного напряжения «Red» King Crimson, а «Famine» местами заставляет вспомнить Jethro Tull — и не только аккомпанирующей партией истерично захлебывающейся флейты, но и тяжелой поступью неторопливых риффов. На протяжении всего альбома нередко вспоминаются «природно-пейзажные» музыкальные номера от еще одних мастеров «эхообразных», «квакающих (вау-вау)» и «флэнджерных» гитарных эффектов семидесятых — Camel. Многочисленные акустические партии уже не просто являются вступлениями или второстепенными проигрышами, а занимают главенствующее место, как, например, в последней композиции «Marrow of the Earth». Отстраненный и как-будто немного усталый голос Микаэля, так похожий на манеру пения вокалистов того времени, великолепно подходит к мистическому и оккультному содержанию текстов.
Как можно относиться к такому «уходу в прошлое»? Вероятно, по-разному. Можно скептически заявить, что если уж хочется послушать что-то из «олдового» материала в духе ’70-х, то лучше поставить какой-либо из реально записанных в то время альбомов или слушать творчество групп, продолжающих выпускать альбомы в этом стиле и по сей день. Однако, я так не считаю. На мой взгляд, Opeth не только сохранили свою оригинальную мелодику, но и настолько умело вплели ее в пестрое и замысловатое кружево прог-рока семидесятых, что она еще больше заиграла на его величественном фоне.
В принципе, случай с Opeth далеко не уникален. Мне кажется, самый яркий пример того, как эпоха семидесятых может повлиять на звучание современных групп — еще один мой любимый коллектив, Amorphis, выпустивший в начале нулевых альбом «Am Universum», в материале которого, конечно, больше слышен психоделический и спейс-, нежели прогрессивный рок. Тогда поклонники группы разделились на два непримиримых лагеря: сторонников и ярых противников взятого ею курса. Однако, как показало время, Amorphis нашли золотую середину, мастерски сплавив два типа звучания воедино. Сегодня же фэны — на сей раз Opeth — были лучше подготовлены к такому повороту событий, и с их стороны вряд ли прозвучат негативные заявления о том, что после «Нeritage» на группе можно ставить жирный крест. Хотя я, все же, надеюсь, что Opeth не навсегда потонут в «олдовом» саунде, а, позднее, выплывут из него с чем-то более современным и интересным — возможно, уже на следующем альбоме. Кстати говоря, если вы поставите песню «Slither» с рецензируемого альбома, то с удивлением можете обнаружить, что она очень похожа на позднее творчество Amorphis и по риффовой структуре, и даже по мелодическим переливам.
Итог: филигранная обработка музыкального наследия кумиров, заслуживающая хоть и высокой, но не максимальной оценки. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
В общем, как для меня – хороший, годный прог-рок. Окерфельдт и Ко, как всегда, удивили, и просто отлично, что не стоят на месте. Но работы всё равно ещё очень и очень много. Также хочу отметить, что Окер на этом альбоме в плане чистого вокала мне нравится больше всего – здесь он поет разнообразнее, сильнее и уверенней чем раньше (поэтому мне и не понравился эффект "замыливания" вокала в некоторых песнях), но все же чувствуется, что он может петь ещё лучше и не выкладывается пока на полную катушку. Насчёт гроула – считаю, что Окерфельдт, если захочет, сможет его вернуть (опять таки, в виде эксперимента), но уже совсем не в том ключе и стилистике, как раньше. А если и не вернет – мне и эта музыка по душе, разве что раньше, чтобы такое послушать, я включал совсем не Опет. Как говорится – поживём, увидим.
Никто не спорит, что музыканты в группе первоклассные, что ритмические рисунки сложные, партии инструментов интересные и записано все отлично. Безусловно и барабанщик и бас-гитарист и клавишник с удовольствием будут слушать инструментал этого альбома, "снимать" партии и, возможно, открывать для себя что-то новое. Но вот, как музыкальное произведение эта работа весьма спорная. Хотя нет, на самом деле все просто: альбом представляет из себя прогрессив-психоделик-рок 60-70х и понравится, соответственно, любителям подобной музыки. Для людей же, которые к этому стилю относятся прохладно этот альбом будет абсолютно чужд. Ибо сколько бы не говорили о том, что Opeth удалось сохранить собственное лицо и мелодику, это не так. От Opeth здесь не осталось ничего, есть и King Crimson и Dio, и Yes, и куча другой музыки 60-70, а Opeth нет. Это на альбоме Damnation (очень, кстати, мной любимом) им удалось записать музыку в совершенно другой стилистике, не потеряв себя. Но не здесь. Видимо для кого-то истинным лицом группы были элементы этого самого ретро-прогрессив-рока, которые стали особенно активно появляться в их музыке, начиная с альбома Ghost Reveries. Для тех же кому музыка группы была интересна с других позиций, слушать здесь абсолютно нечего.
P.S. Некоторые люди, почему-то считают этот альбом неким мерилом «трушности» поклонников группы. Звучат высказывания, что если альбом кому-то не понравился, то он никогда не любил и не понимал Opeth. Таких людей хотелось бы осадить и напомнить им, что музыка у каждого своя. И то, что вы любите музыку 70 не делает вас принадлежащими к некой элите, и уж, тем более, не делает людей не разделяющими эту вашу любовь безвкусными.
Eсли вы до этого не слушали арт- прог- рок в исполнении тех групп, кторые реально сочиняли и записывали в 70-е годы и продолжают по сей день, вы послушаете что-либо из их творчества или вам будет достаточно последнего Opeth?
*ушел слушать Morningrise*
9 из 10