|
После «Героя асфальта» у участников группы вскоре остро встал вопрос, как поступить с худруком Виктором Яковлевичем Векштейном. Не в первый, как вы помните, раз! Он и значительную часть прибыли забирал, и постоянно пытался как-нибудь «помочь» в студии, хотя ребята делали все сами, да еще и устроил такой концертный график, что совершенно не удавалось выкроить время для работы над новым альбомом. Последнее Векштейн делал сознательно, поскольку в то время металл перестал быть выгодным, как за несколько лет до этого; вокруг звучали разные жуткие группы типа «Ласковый май» или «Мираж», и худрук подумывал о том, чтобы заставить «Арию» играть совершенно другую музыку. Узнав, что с ним хотят расстаться, Виктор Яковлевич попытался, как водится, пойти на уступки, и тут участники команды разделились: Кипелов с Мавриным могли на такое согласиться, а Дубинин с Холстининым хотели идти до конца. Что касается ударника Максима Удалова, то он внезапно вообще решил уйти из группы – то ли потому, что, как он утверждал, музыка, которую они играли, вообще устарела, то ли потому, что нашел себе девушку и решил на ней жениться, а может быть, и то и другое сразу. Правда, позднее он был замечен в группе «Зеница Ока». Нового барабанщика нашли достаточно быстро – им оказался Александр Манякин, он же Маня, из группы «Кинематограф». Зачислен он был практически сразу, поскольку знал наизусть все песни «Арии», да еще и внешностью смахивал на Брюса Дикинсона. Правда, ударником он был не самым сильным, зато хорошим человеком. Стабилизировав таким образом состав, «арийцы» все-таки нашли в себе силы завершить разрыв с Векштейном. Последним уговорили Кипелова, всегда старавшегося ни с кем не конфликтовать. Произошло это знаменательное событие в ноябре 1988 г.
Тем временем они уже вовсю работали над четвертым альбомом в студии Московского дворца молодежи, доступ куда им предоставил старый знакомый еще со времен учебы в МЭИ, участник группы «Автограф» Юрий Фишкин, согласившийся также стать менеджером «Арии». Запись была произведена за 25 дней. Саунд стал более энергичным и даже агрессивным, а в композиционном отношении это получилась весьма цельная работа, поскольку всю музыку написали Дубинин и Холстинин, а все стихи – Маргарита Пушкина. Вокал Кипелова также стал еще более мощным, хотя следует отметить, что некоторые слова он пропел довольно неразборчиво – например, в фразе «нет клейма на душе моей» в заглавной композиции второе слово узнать почти невозможно, а вместо «и снова бить» в предпоследней песне мне слышится что-то вроде «из рева пить».
1) «Что вы сделали с вашей мечтой?». Лирическое вступление с красивой гитарой и легкими ударными сменяется медленным, а затем все убыстряющимся ритмом с гитарной мелодикой. С переходом музыки на металлический уровень Кипелов начинает петь, обращаясь к предыдущему поколению. Молодые пытаются понять, почему мечты о светлом будущем завершились ничем, а «отцом» на самом деле был «маньяк» (явный намек на Сталина). Пришли перемены, стало понятно, что все прошлое было обманом, и теперь неизвестно, куда нужно идти дальше. По тексту данная вещь напоминает песню Pink Floyd «Post War Dream» с альбома «The Final Cut», где Уотерс спрашивает Маргарет Тэтчер, что же случилось с послевоенными мечтами. По словам Пушкиной, она имела в виду вообще любую власть, которая наобещает много чего, а потом не исполняет, но нам, жившим в СССР, свое-то ближе. Соло отличается удивительной пронзительностью, напоминая мне о совести, которая гложет тех, кто был обманут тоталитарным режимом. Только я не понял, к чему смех, звучащий перед соло. Над кем – понятно, но кто смеется? Новое поколение? А может быть, вездесущий дьявол, без которого здесь не обошлось?
2) «Раскачаем этот мир». Композиция начинается сразу же с размеренного ритма и запоминающейся гитарной игры, в которой слышится грусть и тревога. С пением Валерия гитара начинает жесткий риффинг, а бас мелодично ей вторит. Ребята обратились к теме животного начала, имеющегося в человеке; перед нами предстает образ ночного города, в котором на улицы выходят кровожадные волки, и нужно сделать выбор – стать одним из них, бороться против них или вообще погибнуть. «Здесь для слабых места нет», – кричит в конце запоминающегося припева Кипелов, вспоминая Ницше. Имеются в виду, кстати, слабые духом, но никак не телом. Особенно великолепной получилась инструментальная середина, начинающаяся с тревожного баса, а потом переходящая в улетающее под небеса гитарное соло (сначала одна гитара, потом вторая). Затем следует вокальная часть уже под быстрый темп, иллюстрирующий погоню волков за очередной жертвой. Валерий особенно мощно выдает пассаж «звериный вой», где голос действительно переходит в вой. После этого мы возвращаемся к более медленному темпу, а Кипелов поет о закономерном превращении волков в дневное время в самых обыкновенных ребят; правда, после наступления ночи они опять становятся зверьми. В конце Валерий эффектно растягивает последнюю фразу припева, а гитара издает вой, дополняя тем самым общую картину.
3) «Раб страха». Композиция чуть похуже остальных, однако все равно достаточно интересная. Сразу вступает ритм-секция с быстро играющей гитарой. Текст довольно стандартный и вызывает в памяти фразу «выдавливать по капле из себя раба», однако Пушкина стоит против такой трактовки, ведь главный смысл здесь таков: даже если все плохо, надо все равно «рваться вперед», поскольку «хуже не будет» и даже смерть – лучший выход, чем бездействие. Вновь хороший припев, в котором Кипелову удается передать сочувствие к герою песни, который всю жизнь находился в рабстве и боялся взбунтоваться. Менее всего понятны строки: «В центре мира – чугунный глупец, на спине его – красный рубец», но есть версия, что речь здесь идет о памятнике Ленину в Москве на Октябрьской площади. Снова отличное соло – по-металлически пронзительное, но в то же время и лирическое. В конце Кипелов выдает мощный крик, словно раб наконец решился сбросить с себя оковы.
4) «Искушение». Вступает ритм-секция с жесткой, но лирично играющей электрогитарой, а ритм появляется под вокал Кипелова. Песня была написана Дубининым еще в 1987 г., но ребятам пришлось поработать, чтобы сделать ее более металлической. Несмотря на эту металлизацию композиция все равно получилась необычной. Текст был написан Пушкиной по просьбе Холстинина, у которого были проблемы с какой-то 16-летней поклонницей. В результате получилась не очень жалуемая самой Пушкиной песня о влечении к девушке, которая, судя по всему, является живым воплощением фразы «Да ей меньше лет, чем тебе потом дадут!». Ребята выдают отличный припев, и особенно мне нравится лиричный гитарный переход от него («Я сгорю в огне, сгорю в тебе, пускай! Я могу стать пеплом, лишь познав твой рай») в соло, от которого у меня мурашки бегут по коже. Кроме того, Валерий добавил в свой голос такие сексуальные интонации, что, думаю, многие девушки в свое время, лишь услышав его, начинали томно вздыхать. Некоторая грусть гитарной мелодии означает, видимо, что девушка на призыв лирического героя так и не откликнулась.
5) «Игра с огнем». Великолепный эпик и до сих пор единственная композиция группы на 9 минут. (Немного не дотягивает до нее по продолжительности эпик с предыдущего альбома – «Баллада о древнерусском воине».) Видимо, ребята хотели переплюнуть «Seventh Son of a Seventh Son», и, по-моему, им это удалось. После короткого хорового вступления начинается металлическая версия 24-го, т.е. последнего, «Каприса» Паганини. Надо сказать, что с этого фрагмента все и началось. Когда Холстинин придумал этот гитарный проигрыш, все согласились, что он классный, но ведь плагиат-то получается. И тут пришла в голову идея сделать целую песню о знаменитом скрипаче, и тогда ни о каком плагиате и речи быть не может – просто музыкальная иллюстрация в тему. На том и порешили, и началась многомесячная работа над этой сложной и красивой композицией. После великолепной интерпретации классики языком металла Кипелов начинает петь от лица знаменитого скрипача. Вот тут уж Пушкина оттянулась на славу! Никколо Паганини чувствует себя ненужным в этом мире, он ненавидит людей, а они его музыку не воспринимают и считают, что она от дьявола. Такую легенду в свое время с завидной упорностью действительно распространяла католическая церковь, из-за чего даже похоронить бедного скрипача запрещали целых пять лет. Как Кипелов тянет последний гласный звук фразы «Я играл с огнем» перед инструментальной серединой – это просто супер! Инструментал сначала лиричен, с великолепной акустической гитарой, затем появляется хор, постепенно нарастает напряжение, ударные становятся энергичнее, а потом мы переходим в одно из самых лучших соло за историю группы, в котором участвуют две гитары. После этого следует тревожная часть, в которой одна гитара грустно играет, вторая периодически воет на заднем плане под пульсирующий бас. Теперь Кипелов поет уже за дьявола, пытающегося заверить Паганини, что музыка, которую он играл, изначально была дьявольской и что только он, дьявол, сможет оценить ее по достоинству; людям это искусство не нужно, и дьявол предлагает Никколо спуститься в ад и стать персональным скрипачом Сатаны. Голос Кипелова вновь очень эмоционален, особенно когда музыка становится энергичнее. После произнесенной в последний раз фразы «Там играй с огнем!» следует продолжительное энергичное окончание.
6) «Бой продолжается». Под звуки грома, тревожные гитарные переливы и пульсацию баса Кипелов поет спокойным и трогательно несчастным голосом так, что его слова проникают прямо в сердце: «Снова ночь, и в глаза вползает страх. Сон и смерть так похожи – брат и сестра». Честно говоря, я бы хотел, чтобы эта вещь и дальше шла как баллада, но тогда ее следовало бы написать на совсем другую тему. После лирического вступительного фрагмента следует энергичная ритм-секция, и Валерий поет от лица солдата, который много воевал, но, вернувшись с войны, не может найти свое место в мире, чувствуя переполняющую его ненависть ко всем вокруг и вспоминая погибших товарищей. Песня появилась под влиянием какого-то из фильмов про Рэмбо – вероятно, «Рэмбо III» 1988 г., в котором знаменитый герой Сильвестра Сталлоне воюет с русскими в Афганистане. Нужно сказать, что соло здесь пронзительно, как всегда.
7) «Дай жару!». Вот мы и приехали! Я уж думал, что и придраться будет не к чему. Так испоганить хороший альбом, тянувший на десятку! В течение шести композиций я радовался тому, что «Ария» превзошла свой предыдущий альбом «Герой асфальта», поскольку здесь все вещи хороши по-своему, и под конец такое! Слышится звон бутылок и чей-то приглушенный смех, что уже настораживает, а потом идет энергичный ритм. Ёптын дрын, мажорная композиция! Мало того, что этот музыкальный лад совсем не вписывается в общую атмосферу, создаваемую альбомом, но и упрочившийся к тому времени имидж «Арии» не очень подходил к таким вот песенкам. «Can I Play with Madness» является у меня самой нелюбимой композицией на Iron Maiden’овском альбоме 1988 г., но у «Арии» получилось еще хуже. Еще и текст до ужаса глупый и пафосный – на тему «Мы – крутые металлисты, у нас были проблемы, но теперь все нормально и мы будем играть то, что хотим, а не то, что от нас требуют другие» пристало петь Manowar и иже с ними. «Ария» все-таки группа более интеллектуального толка. Кроме того, мне в припеве, который слишком много раз повторяется, слышится призыв к какой-то девушке заняться сексом с одним известным французским мультиинструменталистом – тем самым, который Жан-Мишель :-). Более или менее слушается только гитарное соло, но все равно мы имеем худшую вещь на альбоме и одну из самых нелюбимых мной тем на всех альбомах «Арии». Правда, есть у ребят кое-что и похуже – например, «Уходи и не возвращайся». Возможно, подобная композиция была вставлена в конец альбома с намерением сделать его менее мрачным. Такая же «болезнь», помнится, вечно была у Роджера Уотерса – он постоянно хотел не выглядеть слишком пессимистичным.
На кассете альбом вышел в марте 1989 г., а год спустя фирма «Мелодия» вновь решила выпустить пластинку. К сожалению, опять все было сделано не так, как «арийцы» хотели. Например, Холстинин желал, чтобы на обратной стороне винила было «Слово» о Дьяволе, которое ему помогла сочинить Пушкина, но редактор «Мелодии» этот текст печатать отказалась, и он появился лишь через несколько лет позже на компакт-диске. Тираж тоже был довольно скромным – 835 тысяч экземпляров, однако этого было достаточно, чтобы молодежь, любящая металл, оценила новую работу любимого коллектива. Кстати, сделанная на «Мелодии» Михаилом Мушниковым обложка, на которой изображен сделанный из конструктора Сатана, летящий над Землей и бросающий вниз огонь, так и осталась неизменной, в отличие от «Героя асфальта». Злополучная мажорная композиция, которую «арийцы» упорно включали чуть ли не во все свои концерты (видимо, им да и многим поклонникам она все же нравится), – это единственное на альбоме, что не удалось. К сожалению, в СССР начал резко падать жизненный уровень населения, и концертов стало намного меньше. Группа вновь оказалась на грани распада. |
|
…ответь
Что вам мешало прозреть?
Что же случилось с мечтой
Сделать для всех рай земной?
Сбросило ветром повязку с лица
И в глаза свет ударил бичом
Оказалось, маньяк заменял вам отца
А народ был послушным скотом
Все изменилось в прозревших глазах
Кто был крысой – стал тигром и львом
Ты не предатель, ты жил в дураках
И таких миллионы кругом…
Куплет
Припев:
Оглянись назад
Там застыл закат
Черно-красной застыл полосой
Впереди – туман
Позади – обман
Что вы сделали с вашей мечтой?
Припев
Но
Куплет
Припев (2)
2. Раскачаем этот мир
Город твой – двуликий зверь
Для тебя он днем откроет дверь
А вот в полночь он объявит тебе
Ты враг!
Враг парней, что ищут драк
Им плевать, кто трус, а кто смельчак
Город прячет в недрах стаи волков
Но есть мы!
Припев:
Раскачаем этот мир
Где в разгаре грязный пир
Дух насилья рвется в дом
Насилье рвется в дом
Раскачаем этот мир
Или волки, или мы!
Здесь для слабых места нет
Для слабых места нет
В темноте глаза горят
В них сомнения нет – один азарт
Волчья стая свой готовит прыжок
Цель есть!
Ты – чужак, ты сам не свой
В сердце страх засел стальной иглой
Ты все понял – здесь бессилен сам бог
Но есть мы!
Припев
Сначала дразнят, но не бьют
Сначала гонят, но не рвут
И ночь с волками заодно
А ты бежишь не чуя ног
Но неизбежен этот миг глухой тупик погасит крик
И шансов нет – ты здесь чужой
Пророчит смерть звериный вой!
Звериный вой!
Вспыхнул день, и стаи нет
А в глазах горит спокойный свет
Их ласкают дома сестры и мать
Но лишь
Бросит ночь но город мрак
Для парней ты снова лютый враг
Город прячет в недрах стаи волков
Мы!
Припев
3. Раб страха
Слушай!
Ты вольным считал сам себя
Только
Во всем походил на раба
Ты боялся подумать не так
Ты боялся ответить не так
Ты – раб страха!
Страшно!
В немилости быть у богов
Сверху
Сильнее удар кулаком
Страшно падать и страшно летать
Страшно жить, в потом умирать
Ты – раб страха!
Куплет:
М-м-м, а смерть все ближе
М-м-м, рабов у смерти нет
Смерть даст покой и вечный свет
Припев:
Небо!
Слабых не милуй
Всем не под силу
Бремя свобод
Время!
Время рассудит
Хуже не будет
Рвись, раб, вперед!
Рабство!
Оно зажимает в тиски
Рабство!
Оно травит ядом мозги
Терпишь молча пинки дураков
И плодишь поколенья рабов
Ты – раб страха!
Страшно!
Поколенья рабов строят мир
Страшно!
Мир станет слепым и немым
В центре мира – чугунный глупец
На спине его – красный рубец
Ты – раб страха!
Куплет
Припев
Куплет
Припев
4. Искушение
Закрой глаза, коснись меня
Ты пахнешь соблазном и медом
Исчезнет грязь осколков дня
Ударит в гонг природа
Крадется ночь как черный зверь
Вибрирует в лунном свечении
Скребется в дверь, стучит в окно
Ей холодно одной
Холодно одной
Лаская ночь, коснись меня
Имя тебе – искушение
Дай мне!
Больше, чем просто любовь
Дай мне!
Больше, чем страсть,
Что проходит словно боль
Я сгорю в огне
Сгорю в тебе, пускай
Я могу стать пеплом, но…
Ты знаешь все, что надо знать
Я знаю чуть больше, чем надо
За мной иди в тот древний край,
Что был Библейским Садом
Забудь о тех, кто говорит
Что путь твой – разврат и паденье
Пускай в ночи твой смех звучит
И спелый плод горит
Дьявольски горит
Лаская ночь, коснись меня
Имя тебе – искушение
Припев:
Дай мне!
Больше, чем просто любовь
Дай мне!
Больше, чем страсть
Что проходит словно боль
Я сгорю в огне
Сгорю в тебе, пускай
Я могу стать пеплом
Лишь познав твой рай…
Рай… рай… рай… рай… рай… рай… рай…
Припев
5. Игра с огнем
Грянул хор, и качнулся храм
Смерть пришла за мной в пять часов утра
Боль рванула грудь, сразу стал свободен я
Лица шлюх из миланских лож
Лица старых дев сводит злобы дрожь
Им бы плоть мою растерзать средь бела дня
Я был им как в горле кость
Я видел их всех насквозь
Я злостью платил за злость
Эй! Я для них злодей
Знающий секрет
Низменных страстей
Нищих и царей
Я был скрипачом
Мой талант – мой грех
Жизнью и смычком
Я играл с огнем
Нет клейма на душе моей
Кроме господа я не знал царей
Но на скрипке мне выжег мастер тайный знак
И змеей пущен черный слух
Что смычком моим правит адский дух
А мой лучший друг – Гений Тьмы, сам Сатана!
Он был мне как в горле кость
Он в сердце будил лишь злость
Он стоил кровавых слез
Эй! Я для них злодей
Знающий секрет
Низменных страстей
Нищих и царей
Я был скрипачом
Мой талант – мой грех
Дьявол ни при чем
Я играл с огнем!
Эй, скрипач
Ты горяч
Как всегда строптив
Ты не прав
Ты как раб
Мой играл мотив
Ты не хочешь знать, что гений – это я!
Ты же мой футляр, ты – платье для меня…
…скрипач!
Пой и плач
И хвались игрой
Все равно
Мертв ты давно
Что нам род людской?
Им бы пить и жрать в три горла день и ночь
Будь ты трижды гений, им нельзя помочь
Но спустись на дно
Пряча в струнах смех
Сделай звук вином
Сокруши мой трон
«Адским» скрипачом
Станешь без помех
Мы тебя поймем
Там играй с огнем! (3)
6. Бой продолжается
Снова ночь, и в глаза вползает страх
Сон и смерть так похожи – брат и сестра
Страшно быть одному и ждать рассвет
Как спасенья
Страшно плыть по теченью – войны уже нет…
Нет, а я молчу
Нет, я жгу свечу, чтоб не спать… чтоб не спать…
Нет, а я молюсь
Нет, а я клянусь не отступать…
Я свято верил в истину одну
Лучше быть дважды мертвым, чем истлеть в плену
Я убивал, чтоб жить и снова бить
Игры мужчин с войною трудно запретить
Солнце в глаза, мы в марше на восход
Воздух плюется кровью, сушит черный рот
Кровь это мой наркотик, долг – мой флаг
Я как заложник долга расстрелял свой страх, страх
Припев:
Бой продолжается
Мой бой продолжается
Мой бой!
Припев
Я стал свободным от чужих команд
Война осталась в прошлом, сгинула в туман
Здесь от холеных лиц меня тошнит
Я вспоминаю мертвых, и душа кричит
Солнце в глаза, как там, среди камней
Я никому не нужен, тень среди людей
Молча беру винтовку, каждый – враг
Я не терял рассудка, ненависть – мой флаг, флаг!
Припев (4)
7. Дай жару!
Что за скорбные лица?
Слезы льются ручьем, и дождь в придачу
Ты разводишь руками
Дело труба
Можно запросто спиться
Нас хоронят живьем, и счет оплачен
Все прощаются с нами
Траурный бал
Больше молчать не в мочь
Юмор – черней, чем ночь
Сможет одно помочь
Наш удар!
Припев:
Дай жару!
Чтобы знали
Дай жару!
Чтобы знали, как делать дело
Пока не заржавело
Дай жару!
Где мужчины «в металле»?
Где характер орла, и поступь тигра?
Измельчала порода
Пляшут враги
Мы из праха восстанем
Мы не станем играть в чужие игры
Быть уродами моды
Нам не с руки
Прочь, гробовщик, с пути
К черту венки и цветы
Лечит от глухоты
Наш удар!
Припев (4)
Дай жару!
Дай жару!
Чтобы знали, как делать дело
Пока не заржавело
Дай жару!