|
"Onze Danses Pour Combattre La Migraine" - тот высочайший и несомненно благороднейший род авангарда, в котором сочинители, ничтоже сумняшеся, вываливают на один альбом сразу все идеи, скопившиеся у них за годы, нисколечко не задумываясь о хотя бы приблизительном стилистическом и смысловом их соответствии. Ваше право, господа композиторы, не буду его оспаривать! Но после того, как поставите в один ряд изобретательную фри-джазовую пьесу и незатейливый синтезаторный мотивчик, сыгранный кончиком мизинца на двух клавишах, не жалуйтесь на то, что и слушатель воспримет их с одинаковой серьезностью. Или одинаковой иронией - как повезет. Aksak Maboul, впрочем, были в этом отношении еще и далеко не самыми безответственными парнями. Хотя в том, что многие меломаны теперь готовы со всей серьезностью внимать даже записи а капелла, сделанной на диктофон во время приема душа - лишь бы на нее был заботливо повешен ярлык "avantgarde" - есть и частичка их... заслуги.
Само название релиза переводится как "Одиннадцать танцев для борьбы с мигренью". Серьезно? Даже если и так, сложно сказать, какие из представленных тут семнадцати композиций относятся к числу "противомигреневых". Сразу исключаем "Tout les Trucs qu'il y a là dehors" - песенку, исполненную тонюсеньким голоском маленькой девчушки Juliette, с минимальным звуковым сопровождением. (Люди, искренне любящие детей, несомненно, преисполнятся нежных чувств, а вот прочие имеют все шансы вообще возненавидеть малышей на ближайшую пару дней.) Затем "Три эпилептических народных танца", что за номером пятнадцать в трек-листе - не просто так ведь они вынесены отдельно (да еще и, судя по заголовку, имеют природу явно нездоровую)? "Mastoul Alakefak" - просто набор ненавязчивых и очень тихих звуков - под такое не потанцуешь. Крошечное вступление - по сути, короткую "электронную" импровизацию - тоже можно не считать. Или вот взять "Chanter est Sain". От подобных номеров скорее заработаешь головную боль, чем избавишься от нее. Все равно счет не сходится? Ну и ладно, черт с ним. Ну, конечно же, они пошутили. Только безумец может счесть, что представленному материалу возможно привить единую концепцию, даже насильственным путем.
Ну а что на самом деле? Альбом, точнее, набор композиций, болтающихся между джазом, фолком (что интересно, преимущественно балканским), роком, электроникой и классикой, изредка украшенный пением, притом исключительно женским. И в каком-то смысле голос здесь действительно уподобляется музыкальному инструменту - когда он появляется, часто умолкают все остальные. "Каша", говорите? А ведь здесь даже вокал и музыку пытаются разделить!
Кстати, Aksak Maboul - бельгийцы. И, подобно соотечественникам Univers Zero, часто упоминаются в числе основателей движения "rock in opposition". Абсолютный андеграунд, даже по меркам "прогрессивных" семидесятых. Еще один нюанс - дебютник все тех же UZ тоже вышел в 1977-м. И вот в сравнении с ним, как и в сопоставлении с творчеством большинства RIO-"коллег", "Одиннадцать танцев..." выглядят милейшим пушистым крольчонком. Ни тебе ужасов, прущих из Лавкрафтианского запределья, ни шумных звуковых эскапад на двадцать минут, ни импровизаций, поднимающих мертвых из могил. Просто трое хозяев и полдюжины гостей, которые будто бы на протяжении долгого времени периодически собираются для общения и словно между делом записывают пластинку, как и чем придется. Есть под рукой полный инструментарий? Великолепно! Куда-то унесли саксофон? Обойдемся без него. Осталась только гитара? Прекрасно, сыграю вам пару мелодий, приснившихся вчера в похмельном сне. Есть только микрофон? Эй, Жульетта, иди сюда - запишем твой голос... просто так, для памяти... Настолько домашнюю, уютную атмосферу редко где встретишь! И уже хотя бы за это релиз заслуживает теплых слов. А ведь тут еще и минимум две трети композиций весьма хороши - и что с того, что друг с другом не вяжутся?
А особенно, конечно, хороша "Son of l'Idiot" - тут уж даже сам граф Дракула рукоплещет из могилы... |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет