|
Никаких разухабистых плясовок, партии народных инструментов скрыты где-то в аранжировке, вокал с трудом пробивается сквозь вал тяжёлых гитар - да уж, Аркона удивила и озадачила. Серьёзная девушка Мария Архипова, видимо, решила разорвать собственные каноны и избавиться от назойливого ярлыка «клюквы» радикальным способом - разом убрав на задний план почти все фолк-элементы. Так что с самого первого «ом…», сменяющегося синтезаторным полотном, становится ясно: пришли перемены. Материал явно сочинялся под влиянием блэк- и прог-метала: временами на «Яви» можно услышать отголоски Borknagar и Moonsorrow, Negura Bunget, Enslaved и Nokturnal Mortum (с последними сходство подчёркивается участием скрипача Alafern’a). В итоге получился самый тяжёлый, мрачный и навороченный альбом Арконы с массой нетипичных для группы приёмов и заимствований, постоянными сменами темпов, ритмов и стилей прямо по ходу песни. Даже коронного пения в народной манере мало; Маша пробует и эстрадный вокал, который к месту скорее в альтернативном роке, и ядовитое шипение («В объятьях крамолы» - сила!), и бешеный шрай, но вообще основной стиль исполнения на альбоме – надрывный стон или истерический вопль. Хоть певица и переигрывает привычно с интонациями, сочетание сильно усложнённой (настолько, что большинство песен можно описать как Progressive Pagan) музыки и вокального разнообразия производит мощное впечатление. Нет, конечно, народных инструментов и фирменных арконовских риффов тоже много, и они хороши, но на этот раз второстепенны и ощущения «лаптей» не вызывают; на старых альбомах инородным не был бы разве что «Город Снов» с очаровательными песнопениями на украинском.
Тематика альбома непривычно злободневная – Явь, наш мир, так что никаких «ой-люли-люли», зато не удивляйтесь посвящению Сербии, зловещему плачу (да-да) о заброшенных деревнях и песне о взаимоотношениях с мамой детей-аутистов (с риффами а-ля Emperor). Даже «Ведьму», на мой взгляд, стоит воспринимать иносказательно, а не как сказочку на знакомую тему. Кстати, раз уж я заговорил о тематике, нельзя обойти и традиционный минус альбома - написание стихов с «русско-народной» стилизацией требует очень тонкого чувства слова, иначе легко переборщить с высокопарностью. Вот этим, к сожалению, снова страдает лирика Марии, например, «Чадо Индиго» вообще звучит, как стёб. Впрочем, из-за смещения акцента на инструментал стихотворческие огрехи не так заметны.
Конечно, такой пересмотр музыкальных принципов слушатели группы оценили неоднозначно, а уж те иностранцы, которым подавай ушанки и «Стенки на стенку», не преминули пожаловаться: мол, уникальность группы исчезла, почему так сложно, верните дуделки, Аркона умерла. Я же считаю, что «Явь» намного превосходит все альбомы, что Маша сотоварищи записывали раньше: куда серьёзнее музыка, самые интересные стихи, превосходный звук, и, слава всем высшим силам, никаких «Ярил». Отдельный салют за творческую смелость: так легко потакать сложившейся аудитории и стать очередными Eluveitie, из раза в раз выпускающими одно и то же (только хуже), и куда сложнее, как Мария, развиваться и писать музыку, которую многие твои поклонники наверняка не оценят. Очень надеюсь, что контракт с Napalm Records не помешает нашим соотечественникам развивать идеи этого глубокого и сильного альбома и расти дальше. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).