|
Нечасто в истории рок-музыки бывало так, когда отдельно взятая рок-команда от начала и до конца неуклонно придерживалась какого-то одного, изначально выбранного направления, сочиняла и исполняла одну и ту же (или очень близкую) музыку. Достаточно редко, но нечто такое случалось. Хотя, пожалуй, это правило в большей степени применимо к коллективам более современным, или к тем, кто успел заявить о себе по крайней мере в последние 20-25 лет.
Во времена давно минувшие подобных метаморфоз не избежали едва ли не все известные теперь нам исполнители нелёгкой музыки. Если не брать в расчёт "битлов". Или, скажем, "роллингов", которые в этом плане, надо полагать, тоже через это прошли, но с учётом их невероятного долголетия, об этом мало кто помнит.
Американцы из Styx обошлись малой кровью. Попробовав себя в аутентичном арт-роке, парни этой группировки сдвинулись в прог-рок, к которому под влиянием внешних факторов слегка подмешали необходимую толику попсы. Этим, собственно, и довольствовались до распада в 1984 году.
А начинали они ещё во второй половине 60-х годов как полупрофессиональная команда, выступавшая в основном на шумных свадьбах и пафосных днях рождения. Однако только после релиза своего дебютного LP, в основе своей состоящего из каверов не слишком известных авторов (George S. Clinton, Lewis Mark, Paul Frank, Mark Goddis), музыканты Styx решились (не без подачи продюсеров, само собой) на запись собственных наработок. Больше других за это бился пианист и вокалист Деннис ДеЯнг. Авторскую песню "Lady", посвящённую своей жене Сюзанне, он придумал ещё для дебютного диска группы, но тогда продюсеры не одобрили творческий порыв Денниса. Номер был слегка переделан и подготовлен для программы "Styx II". А осенью того же 1973 года эта песня вышла отдельным синглом, но в обоих случаях без ощутимого успеха. И только в 1975 году (уже после релиза их четвёртого полноформатного LP "Man Of Miracles") случилось так, что Styx оказались на известной радиостанции WLS в Чикаго, где и исполнили "Lady" под запись вживую в прямом эфире. И песня зазвучала. Сначала на радиостанциях Чикаго, затем в пределах штата Иллинойс, а вскоре и по всей Америке.
После такой неожиданной раскрутки ещё в том же году "Lady" добралась до приличного 6-го места престижного чарта Pop Singles, чем неизбежно подогрела интерес и к самому альбому "Styx II", о котором уже почти забыли.
Первый тираж этой пластинки был подготовлен и выпущен лейблом Wooden Nickel, одним из совладельцев которого являлся Билл Траут, один из двух продюсеров альбома. В числе учредителей той компании, в частности, был и известный в те времена кинопродюсер Джерри Вайнтрауб. В 1971 году Wooden Nickel была создана на базе Dunwich Records и клиентами этой конторы в основном являлись малоизвестные исполнители разных жанров из Чикаго и прилегающих к Иллинойсу штатов.
Забегая немного вперёд, отмечу, что группа Styx стала самым известным коллективом из когда-либо привязанных к Wooden Nickel. Именно на Styx и была сделана ставка лейбла (иначе говоря, Билла Траута), пока в 1975 году группа, осмелев, не переметнулась под крыло более статусной компании A&M Records. А что могло стать причиной разрыва, думаю, не стόит долго пояснять. Деньги. Во все времена в Штатах это являлось самым весомым аргументом.
Оказавшись на попечительстве A&M Rec. Styx начали продюсировать свои альбомы (первым был "Equinox") самостоятельно. Вплоть до 1984 года.
Итак, после прохладного приёма американской общественностью своего первого диска 72-го года, музыканты группы убедили продюсеров предоставить им больше свободы в работе над следующим. Особых возражений, собственно, не последовало, а уж как этой свободой они смогли распорядиться, следует, наверное, судить по содержанию самого альбома и тем скупым сведениям по текущим рейтингам 1973 года, что дошли до наших дней. Вот с этим было довольно скромно, хотя отзывы в разного рода публикациях по большей части оказались весьма благоприятными. Где-то даже было отмечено, что "Styx II" стал заметным прорывом группы.
Больше всех бившийся за свободу действий Деннис ДеЯнг взвалил на себя функции основного саундмейкера и автора текстов. Впрочем, если результаты тех его усилий сопоставить с его же более поздними достижениями, то получается, что как композитор и поэт Деннис был в самом начале своего пути. Серьёзных нареканий не может быть разве что к "Lady". Для него это было уже немало и к тому же, представление, в каком направлении ДеЯнг будет прогрессировать, уже отчасти обозначилось.
Идею доработать "Lady" Деннису подкинул Б. Траут с расчётом этим номером усилить новый альбом и тем самым достичь коммерческого успеха. Продюсер внушил Д. ДеЯнгу, что песня должна первым делом понравиться девочкам-тинейджеркам.
В некотором роде "Lady" и стала той прото-балладой, на основе которой и будет запущен целый ряд подобных клонов в последующих пластинках группы. Одним словом, "Lady" - это программная вещь, которую могли бы сочинить, допустим, Elton John и Uriah Heep, задайся они такой целью. За них это сделали парни из Styx.
А вот в рядах группы окончательная версия "Lady" понравилась не всем, что стало одной из причин будущих разногласий в составе. Да и взыскательной публикой США песня поначалу была встречена насторожённо. В группе же среди особо недовольных был ныне покойный Джон Курулевски (напомню, он умер ещё в 1988 году в возрасте 37 лет). Надо признать, что у этого гитариста подчас появлялись вполне себе достойные мысли и собственные песни, сочинённые им в гордом одиночестве. Впрочем, подобная практика у американских музыкантов была обычным делом. А "А Day" Джона стала проговой изюминкой "Styx II".
Д. Курулевски был музыкантом в себе и, пожалуй, не совсем соответствовал общим настроениям группы. Даже его вокал, трепетный и сентиментальный, являлся антиподом восторженно-помпезного пения Денниса ДеЯнга:
"Брожу в одиночестве по саду,
Листья мокры от утренних слёз,
И чей-то шёпот манит меня...
... Луна отражается в лужах,
Образуя для меня образы
Того, что уже было
И того, что ещё будет..."
Этот флегматичный трек в психоделическом рок-оформлении в духе Steve Miller Band - самый продолжительный в программе альбома. И это не укладывалось в рамки радио-ротаций, но вряд ли музыканты (как, надо понимать, и продюсеры) тогда об этом задумывались. Автор "A Day", словно искусный художник-пейзажист, неспешно, мазок за мазком, наносит краски на полотно своего мольберта. Меланхоличная мелодия органично сплетена с сумрачным текстом. Вырисовывается грустная картина сырого ночного сада, по-осеннему холодного, где автору вздумалось прогуляться и поделиться со слушателем своими размышлениями.
Гитарно-органная интерлюдия растягивает звучание этой композиции почти до восьми с половиной минут, что и не позволило ей засветиться в радио-ротациях.
И совсем иное дело с энергичным буги-рок треком "You Better Ask" с элементами поп-джаза. Но и здесь на экваторе этого весёлого номера с сюжетом про легкомысленного искателя сексуальных утех музыканты делают очередную импровизационную вставку:
"... Я привёз её к себе домой и мы играли друг с другом,
С применением постельных забав.
Я и подумать не мог, во что тогда вляпался -
Дьявол завладел моей душой до того, как я это понял.
Через пару недель она мне заявила:
"Скоро ты станешь папочкой, Джонни".
Что это было, если не мошенничество?
Подумал я тогда и огляделся,
Чтобы отыскать ближайшую дыру,
Куда можно было бы забиться..."
На самом финише "You Better Ask" звучит затухающий фрагмент мелодии из "Strangers In The Night", к тому времени ставшей в Америке классикой. Шутка продюсеров, вряд ли что-то ещё, но в ней усматривается определённый смысл: даже в самые горячие моменты не следует забывать о необходимости безопасного секса. Во избежание нежелательных последствий.
А начинается альбом с "You Need Love", своеобразного приветствия от группы, адресованного слушателям в форме восторженного хорала в духе советских ВИА тех же приблизительно времён (как тут не вспомнить лучший наш ансамбль начала 70-х "Весёлые ребята", те тоже часто использовали подобные штуки).
То, что "You Need Love" не более, чем попытка подражать мастерам прогрессивного рока как Нового, так и Старого Света, заметно, что называется, без очков. Эта же песня обозначила и пока ещё существующие у Styx проблемы с аранжировками. Как, собственно, в некоторых случаях и с текстами.
Напускная напыщенность, преобладающая в этой программе, вольно или невольно преобразовывает исполняемую группой музыку. Её, эту музыку, следует квалифицировать, пожалуй, как некое ответвление от канонического звучания прог-рока. И плюсом является то, что всё в ней замешано на хард-роке и отчасти психоделии.
Возвращаясь же к Деннису ДеЯнгу, надо бы, наверное, добавить, что отдельные песни Денниса уже свидетельствуют о его очевидных авторских задатках, а это, по сути, раскрывает и качества лидера. В популярной музыке (в широком её понимании) эти компоненты, как правило, неотделимы. И всё же есть ощущение, что Д. ДеЯнг пока до конца не определился, какому из течений отдать предпочтение, тяжёлому или поп-року. Тут было о чём подумать - у каждого из этих направлений были свои поклонники. И каким-то образом либо за тех, либо за других предстоит борьба. Пока что у Денниса получилось нечто среднее. (Похожая едва ли не под копирку история случится позже и с ведущим гитаристом Kansas Керри Ливгреном).
Не исключено, что это было временное (промежуточное) решение Де Янга, если рассматривать "Styx II" в общем и целом. Об этом же, кстати, свидетельствуют и два последующих лонгплея группы ("The Serpent Is Rising", 1973 г. и "Man Of Miracles", 1974 г.).
Но вот "Little Fugue In G", перетекающая в "Father O.S.A.". Это уже вторая сторона пластинки. И это прог-рок в чистом виде. Пожалуй, даже арт-рок. Подобных экспериментов у Styx мы больше не услышим. Быть может и потому, что по самым разным отзывам далеко не всем слушателям эта связка пришлась по душе.
"Father O.S.A." - серьёзный трек, адресованный реальному католическому священнику Ордена Святого Августина (O.S.A.) из Чикаго. С ним музыканты Styx были в приятельских отношениях. Трек начинается с пассажей Джона Паноццо на барабанах сразу же после того, как угаснет последний аккорд оргáна в "Little Fugue...", а далее под притягательные гитарные риффы Джона Курулевски в дело вступает сладкоголосый Деннис ДеЯнг:
"Отец - ты корабль,
Тот, что никогда не выходил в море.
Ты корабль в бутылке,
За стеклом которой заключён ты и твоя жизнь,
Там ты будешь плавать вечно..."
А далее звучит сентенция, словно бы священник обращается к музыкантам с ответным словом:
"... Парни, пожалуйста, услышьте:
Мужчина должен быть одинок,
Он не может познать радостей мира.
И не пытайтесь увлечь его в этот мир..."
Деннису ДеЯнгу тогда уже было 25 лет. Уже не мальчик, но даже для его возраста подобрать нужные слова и сложить из них правильные фразы нужно было постараться.
Со временем пианист-самоучка Д. ДеЯнг заявит о себе как об одном из заметных рок-клавишников своей страны. Примечательно, что до записи "Lady" он никогда не использовал в работе акустическое пианино, предпочитая электрический инструмент Fender Rhodes c более "плотной" клавиатурой.
На момент выхода "Styx II" эта группа воспринималась не более чем очередным локальным коллективом из категории AOR второго, если не третьего эшелона. Да и почитателей у её музыкантов было - кот наплакал.
Альбом стал для Styx прорывом по многим показателям. Заметный вес приобрёл и сам Деннис ДеЯнг, который в общественном сознании до той поры представлялся как дешёвый театральный актёр.
Наверное, "Styx II" не стал шедевром прог-роковой или прочей музыки, но в нём обозначились те примечательные моменты, что способствовали становлению группы как одного из апологетов стадионного американского рока, на заре которого оказались те пятеро парней из Чикаго. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет