|
С чистого листа
|
Не так часто можно встретить людей, которые, будучи популярными, вдруг, решают вот так все бросить и начать сначала. А что значит “сначала”? Это - новая группа, новый состав и, конечно же, новые трудности, с которыми неизбежно сталкивается любой музыкант на начальном этапе. Кто-то пугается этих трудностей и решает оставить все, как есть, а кто-то решает идти до конца. Таким оказался и наш собеседник Мортен Веланд - создатель группы Tristania, а ныне лидер другой группы – Sirenia. Помимо заслуг на музыкальном поприще, Мортен оказался еще и интереснейшим собеседником и поведал нам о предстоящих концертах группы в России, о новом альбоме, а также о многом другом…
|
Давай начнем с твоей предыдущей группы Tristania. Как и почему у тебя родилась идея создания Tristania? Трудно ли было отобрать для группы музыкантов, и удалось ли тебе воплотить в жизнь все, что хотелось?
Это долгая история, которая началась, я думаю, лет 13 назад. Когда я решил создать Tristania, я играл в рок’н’ролльной группе Uzi Suicide, которую мы организовали еще в 1992 году. На тот момент мы играли в ней уже несколько лет. Потом нас стали все больше и больше привлекать готик-рок группы из Великобритании – такие, как Sisters Of Mercy, The Mission и Fields Of The Nephilim. И мы начали развивать свою музыку в более готическом направлении и уже с элементами металла. Я думаю, это был год 1996, когда мы поменялись на Tristania. Первым, что мы выпустили под именем Tristania, был мини-CD, содержащий 4 песни. Затем вышел полноформатный альбом “Widow’s Weeds”, после него свет увидел релиз “Beyond The Veil”, потом также был EP “Angina”. В 2000 году я ушел из Tristania и организовал Sirenia.
А насколько трудно было уйти из такой ставшей уже популярной группы и начать все с начала, с чистого листа?
Да, поначалу было действительно немного трудно, но в то же время, во время моего пребывания в Tristania я познакомился со многими разными людьми там и тут, с разными лейблами, поэтому, когда я образовал Sirenia, все пошло довольно быстро. А так как главным автором песен в Tristania был тоже я, то и тут мне не составило большого труда взять эту миссию на себя. Так что c Sirenia все пошло как по маслу.
А как ты начал играть в Elusive? Музыка, которую ты там играешь, значительно отличается от музыки Sirenia… Кто сочиняет бОльшую часть музыки для Elusive?
На самом деле, Elusive даже и не моя группа. Это группа двух моих хороших друзей. Они просто спросили меня, не хочу ли я записать партии Лид-гитары для альбома, а я ответил: “Конечно, с удовольствием!”, и я помог им с их первым альбомом – записал лид-гитару, потом я еще отыграл с ними несколько концертов. БОльшая часть музыки и лирики написана Томми Олссоном, а я только записал кое-какие партии Лид-гитар.
На мини-CD "Sirenian Shores” вы сделали кавер на песню Леонарда Коэна “First We Take Manhattan”. Этот кавер – единственный в вашей карьере на сегодняшний день, насколько я знаю. Почему вы выбрали именно эту песню для кавера? Ты фанат Леонарда Коэна или же у тебя с этой песней что-то связано?
Леонард Коэн был одним из моих любимых музыкантов многие, многие, многие годы. Я вырос на его музыке, так как мои родители тоже очень его любили и много его слушали. Он был моим любимым артистом с самого раннего детства, и естественно, что его музыка и лирика оказали на меня огромное влияние. И я начал подумывать о том, чтобы записать на его песню кавер, но прошло время, прежде чем я понял, что у меня достаточно опыта, чтобы взяться за такое дело, как каквер на Коэна, и я выбрал песню, ей оказалась - “First We Take Manhattan” – она мне действительно очень нравится. А когда кавер был готов, я был просто счастлив, что выбрал именно эту песню.
Теперь давай поговорим о новом альбоме группы. Твоя новая работа звучит гораздо легче, чем предыдущие альбомы. И вместе с этим он стал более готическим, на нем стало больше хитов. Ты не боишься, что группу обвинят в опопсении?
Когда я начал писать песни для этого альбома, я просто старался следовать давно выбранному пути, просто с новым альбомом я пытался сделать шаг вперед, как я обычно это делаю. И когда я начал сочинять песни для него, я понял, что все это уже было и что я начинаю повторяться. Я почувствовал, что настало время что-то изменить в стиле, чтобы альбом отличался от всего того, что я делал раньше – я попытался добавить в стиль больше melodic’а. Когда я это сделал, стало совершенно очевидным, что женский вокал в песнях будет превалировать. Раньше я писал очень длинные тексты – продолжительностью 6-7 минут. На этом же альбоме я постарался сказать все, что я хочу, в 5 минутах вместо семи. Я хотел сделать песни короче, напряженнее и эмоциональнее с начала и до самого конца. Конечно же, я знал, что этот альбом вызовет пересуды, потому что даже сейчас я получаю письма от фэнов - одни пишут, что хотели бы, чтобы Sirenia развивалась в более экстремальном направлении, другие хотят, чтобы в музыке группы было больше мелодики, третьи хотят, чтобы мы вернулись к тому, что мы делали на альбоме “At Sixes And Sevens” (2002), четвертым больше по душе музыка “An Elixir For Existence” (2004). Угодить всем невозможно. Я просто пишу так, как велит мне мое сердце, я сочиняю музыку, которая действительно мне нравится и которую я хочу играть в будущем.
На новом альбоме меньше мужского вокала, чем на предыдущих работах. Ты сделал это только из-за того, чтобы вокал больше соответствовал музыке?
Да, когда я решил, что хочу привнести в музыку больше мелодики, само собой получилось, что начал превалировать женский вокал. Когда я писал песни, они как будто сами просили женского вокала. На каких-то песнях было бы просто неуместно петь гроулингом, потому что такой вокал просто бы не подошел им. Конечно же, гроулинг был и остается частью музыки Sirenia, но по сравнению с прошлым альбомом его стало меньше.
Расскажи поподробнее о своем новом альбоме. Можешь объяснить его концепцию?
На самом деле, альбом не концептуальный, на нем просто отдельные песни, я работал над каждой из них индивидуально, я хотел, чтобы каждая из них звучала по-своему, чтобы у каждой было свое настроение и свой характер. Что же касается текстов песен, то я до сих пор пишу про те же вещи, что и раньше. Меня до сих пор интересуют более темные аспекты нашей жизни, но я пытаюсь найти новый подход к написанию песен, и я всегда очень скрупулезно работаю над тем, чтобы как-то усовершенствовать лирику. Сделать ее еще лучше, чтобы не стоять на месте и развиваться и еще лучше писать песни. Но, как я уже сказал, я концентрируюсь на тех же темах, что и на прошлых альбомах. Так что в плане лирики особенных изменений не произошло.
Оформлением обложки альбома занимался Энтони Кларксон (Blind Guardian, Rage, Hypocrisy). Почему вы выбрали именно его и как вы его нашли?
Энтони Кларксон оформлял много альбомов для нашего лейбла, так что они просто посоветовали нам обратиться к нему, посмотреть его работы. Ко всему прочему, он оказался еще и давним фэном Sirenia, так что ему было интересно взяться за оформление.
Мы просто послали ему копию песен, лирики и название альбома. Он сел, послушал альбом, почитал тексты и постарался перенести все услышанное на бумагу, так, чтобы оформление отвечало и соответствовало наполнению альбома, отражало его суть. Я думаю, он проделал замечательную работу, потому что мы очень довольны результатом.
А что вы хотели сказать такой обложкой?
Для нас было главным, чтобы обложка шла рука об руку с содержанием альбома. И Энтони это прекрасно удалось воплотить.
Перед записью нового альбома у тебя, наверняка, были какие-то цели. Что тебе удалось воплотить, а что все-таки нет?
С самого начала у меня была единственная цель – это сделать альбом более мелодичным, что, я считаю, мне удалось. Что же касается самой записи, то на этот раз мы нашли немного другое решение. Работая над прошлым альбомом, мы записывали и микшировали весь материал в одной студии – in Sound Suite studio во Франции. А над новым диском мы работали в четырех студиях – мы записали барабаны в Jailhouse studio в Норвегии, потом мы отправились во Францию в студию Sound Suite записать остальной материал, потом еще кое-что дозаписали в моей студии, после чего поехали в Данию на Antfarm Tue Madsen studio, где смикшировали альбом и сделали мастеринг. Причина, по которой я принял это решение, была следующей – я просто хотел немного освежить звучание и наш стиль, и мне кажется, что нам это удалось, потому что звук улучшился, в нем появилось много новых элементов. Но в то же время, мы хотели сохранить те элементы, которые на тот момент уже присутствовали в нашей музыке – вот это была наша большая цель.
А ты общаешься с ребятами из Tristania? Ты слышал их последние работы? Если да – то что ты о них думаешь?
Я до сих пор немного общаюсь с ними, но я еще не слышал их последнего альбома, поэтому не совсем представляю, какое они выбрали сейчас направление для группы и что они сейчас играют.
По поводу изменений в составе группы – почему предыдущая вокалистка группы покинула Sirenia и как вы нашли Монику? Вы устраивали какое-то прослушивание?
Наша предыдущая вокалистка решила покинуть группу два года назад. Музыка стала отнимать у нас все больше и больше времени, а она почувствовала, что ей нужно больше времени на себя, на какие-то другие вещи помимо музыки. Она пришла к выводу, что ее уход будет лучшим решением в данной ситуации как для не самой, так и для остальных членов группы. И как только она покинула группу, мы тут же начали поиски новой вокалистки. Мы разместили объявление, что Sirenia ищут вокалистку, еще мы запостили это объявление на нашем веб-сайте. И через какое-то время с нами связывалось много вокалисток с разных частей Европы и даже из Америки. Мы прослушали всех кандидатов и в конечном итоге отобрали 6. Моника из Дании была в их числе, мы решили пригласить ее в Норвегию, поработали вместе с ней пару дней, и она произвела на нас очень хорошее впечатление, потом она вернулась в Данию. Затем мы решили еще раз позвать ее и сделать пробную запись некоторых песен с нового альбома, поработать вместе побольше, мы обнаружили, что ее голос просто идеально подходит к новым песням Sirenia, так мы решили работать дальше уже вместе с Моникой.
А с кем было работать проще? С Моникой или с вашей предыдущей вокалисткой?
Я думаю, что было одинаково легко и интересно работать и с Моникой, и с Генриеттой. Они обе потрясающие личности, они очень упорно работают и отдают всех себя музыке. Так что – повторюсь, работать с каждой из них – огромное удовольствие!
Ваш новый альбом вышел на Nuclear Blast. А почему вы покинули ваш предыдущий лейбл Napalm Records? Вам не нравилось, как он с вами работал или были какие-то еще причины? И довольны ли вы NB?
Мы ушли с Napalm Records, потому что у нас закончился контракт с ними, и нам была нужна новая сделка. Нами заинтересовались многие лейблы, в числе которых был и Napalm Records, но у Nuclear Blast оказались более выгодные условия, поэтому мы решили начать сотрудничество с NB.
А вы довольны тем, как этот лейбл с вами работает?
На все 100 %. Они делают для нас там огромную работу, они любят нашу музыку, заботятся о делах группы, так что мы очень довольны лейблом.
А трудно ли было выбрать песню с последнего альбома чтобы сделать клип? Там ведь очень много песен, которые заслуживают этого.
Я думаю, что “My Minds Eye” и вторая песня, которую мы выбрали для клипа, очень хорошо подходят для клипа. Она рассказывает о многом за те несколько минут, что она длится, она сочетает в себе много элементов – очень много всего происходит в короткий период времени. И это очень важно – когда ты делаешь видео-клип, он не должен быть слишком длинным. Поэтому не удивительно, что для клипа мы выбрали эту песню. Кроме того, мне кажется, что “My Minds Eye” – одна из самых мелодичных песен на диске.
А как ты обычно работаешь над новым материалом? Что ты создаешь сначала – музыку или лирику?
Обычно, когда я начинаю писать песню, я начинаю с музыки, а уже потом как бы накладываю на нее слова. Я просто смотрю на то чувство, что она у меня вызывает, на ту атмосферу, что в ней заложена, и уже потом я добавляю к музыке текст.
А откуда ты черпаешь вдохновение для написания музыки? Ты пишешь о каких-то абстрактных вещах или же описываешь свой жизненный опыт, те ситуации, с которыми тебе приходилось сталкиваться?
На самом деле, вдохновить меня на написание музыки может все что угодно. В первую очередь, это, конечно, те вещи, которые происходят со мной, которые меня окружают. Но кроме этого, какие-то идеи могут ко мне прийти, когда я читаю книжку, смотрю какой-нибудь фильм или слушаю музыку. Так что вдохновение повсюду вокруг меня, это правда.
Вопрос о концертных выступлениях. Что тебе больше нравится – играть перед большой аудиторией, скажем, на каком-нибудь фестивале, или же, наоборот, тебе больше нравятся маленькие клубы? Многие музыканты говорят, что в таких вот небольших клубах фэны ближе к тебе, а эту атмосферу единства не передаст ни один фестиваль…
Да, это точно! Я думаю, и в том, и в другом есть свои положительные моменты. Играя в небольшом забитом людьми клубе, ты оказываешься действительно очень близко к фэнам, эту атмосферу единства просто невозможно передать словами, это особое чувство.
В то же время, играя на больших площадках перед 10 или 20 тысячами людей, ты испытываешь неописуемое чувство. Мне нравится и то, и другое, каждое по-своему.
В вашей музыке много симфо-элементов, и на сцене воспроизвести их довольно сложно. В связи с этим вопрос – как все происходит на сцене и насколько студийное звучание отличается от того, что слышат ваши фэны на концерте?
На сцене мы пытаемся как можно более живо воспроизвести студийное звучание. Например, чтобы добиться студийного звучания, мы пускаем клавишные партии в записи. Так что мы стараемся, чтобы песни звучали настолько близко к студийной версии, насколько это только возможно. Но естественно, на концерте еще присутствует та непередаваемая энергетика от общения с публикой, так что все равно “живое” выступление – это всегда нечто особенное.
А ты когда-нибудь думал над тем, чтобы выступить на сцене с оркестром? И вообще, насколько трудно все это организовать?
Я думаю, выступить с оркестром на сцене довольно проблематичное предприятие. Возможно, в будущем мы что-нибудь такое сделаем. Чтобы играть с оркестром. Нужна очень большая и просторная сцена, а кроме того, целая груда оборудования, чтобы все работало, как надо. Е еще тебе потребуется куча денег для того, чтобы платить оркестру. Так что, на данный момент, мне это кажется довольно проблематичным. Возможно, в будущем… Я не знаю. Посмотрим, что принесет нам будущее! (смеется)
А у тебя есть планы снять концертное видео и выпустить DVD? Или же ты думаешь, что пока еще рановато делать что-то подобное?
Да, я думал уже об этом, но мне кажется, что все-таки для DVD пока рановато. Возможно, мы запишем концертный DVD после выпуска следующего студийного альбома. А сейчас же… мне кажется, рановато…
А у тебя есть время на то, чтобы слушать новые группы? Если да – то кто из них удивил тебя больше всего, произвел впечатление? И не думал ли ты над тем, чтобы создать свой собственный лейбл и издавать молодые группы?
На самом деле, я слушаю огромное количество самой разнообразной музыки – начиная с музыки 70-х, 80-х и 90-х. Говоря же о новых альбомах, которые меня приятно удивили, то я бы назвал Nightwish, их последний альбом просто супер! Within Temptation также выпустили, на мой взгляд, очень сильный альбом. Еще мне очень понравилась последняя работа сайд-проекта I – звучит очень неизбито и свежо. Что же касается лейбла - это не совсем то, о чем бы я мечтал. По мне так это слишком большой объем работы, а я лучше потрачу это время на музыку, вместо того, чтобы сидеть и разбираться с кипой бумаг. Так что я не думаю, что когда-нибудь создам свой собственный лейбл.
Среди групп, которые ты слушаешь, ты упомянул проект I. Но эта музыка сильно отличается от той, что создаешь ты сам. Ты заимствуешь какие-то элементы даже из такой музыки?
Я слушаю огромное количество стилей. Я слушаю все, начиная с Джонни Кэша и Леонарда Коэна и заканчивая классической музыкой, не забываю также про рок и металл. Новый альбом I меня действительно удивил, это что-то невообразимое! Но тем не менее. Я стараюсь, чтобы такая музыка не оказывала прямого влияния на музыку Sirenia. Я имею в виду, что когда я слушаю музыку, она мне может понравиться, может подтолкнуть меня на какие-то идеи, вызвать у меня какие-то эмоции и чувства. И вот эти эмоции и чувства помогают мне создавать свою музыку.
А ты работаешь где-нибудь еще помимо того, что играешь в Sirenia? Я знаю, что многим музыкантам приходится совмещать работу в группе и ежедневной обычной работой, потому что музыка не приносит им такого дохода, как хотелось бы…
Да, это точно! У меня была работа долгое-долгое время, но последние десять месяцев или около того я занят только Sirenia. Кроме того, у меня есть своя студия, где я также много работаю, так что очень долгое время я мог жить за счет музыки, но в такой сфере, как музыкальная, все настолько непостоянно. Когда ты играешь в металлической группе, очень сложно существовать только за счет этого, тем более, если ты живешь в Норвегии, где жизнь такая дорогая.
Почти у каждого музыканта бывают в жизни какие-то творческие кризисы. Как тебе удается преодолевать их?
Я не думаю, что когда-либо попадал в такие ситуации, обычно у меня все бывает как раз наоборот. Я пишу и сочиняю столько материала, что главной проблемой для меня является как раз отбор лучшего материала и отбросить не совсем удачные варианты. Так что моя проблема заключается только в этом, потому что у меня никогда не было каких-то творческих кризисов или чего-то подобного.
А что ты думаешь о пиратстве? Насколько сильно оно влияет на твою музыку? С одной стороны, это дополнительный промоушн, но с другой – это может снизить продажи…
Да уж! Но с этим ничего не поделаешь. Да. Конечно, для группы это дополнительный промоушн, но лейбл и группа теряют из-за этого огромное количество денег. А для музыканта это означает, что он должен тратить больше времени на работу помимо музыки, чтобы заработать денег, и меньше уделять внимания музыке, новым проектам и концертам.
Кроме того, бытует мнение, что готик-рок сейчас не так популярен, как раньше. А ты до сих пор заинтересован этим стилем так же, как несколько лет назад?
На самом деле, я бы не сказал, что он стал менее популярен, во всяком случае, готик-металлическое движение сейчас больше, чем когда-либо, и он все набирает популярность из-за таких групп, как Evanescence и Nightwish, у которых дела идут очень хорошо. Кроме того, сейчас многие группы начинают играть в этом стиле. Так что мне кажется, что готик-метал сейчас очень и очень популярен. Если же говорить о готик-роке – Sisters of Mercy – то да, тут я соглашусь, в 80-е – начале 90-х он был куда более популярен.
А вообще, насколько трудно организовать группу в Норвегии?
Честно говоря, организовать группу предельно просто, также просто найти музыкантов, но, конечно, проблема состоит в том, чтобы найти “правильных” музыкантов, если ты уже примерно представляешь, что у тебя будет за группа и какое у нее будет звучание, чтобы они подошли ей. Но если у тебя есть способности и желание образовать группу, то перед тобой море возможностей.
Я имела в виду денежную сторону проблемы. Ведь наверняка, недешево стоит снять репетиционный зал, арендовать площадку для выступления…
Конечно, твоя группа должна быть хоть сколько-нибудь популярной, иначе клуб просто не будет заинтересован в организации твоего концерта. Гораздо проще договориться с клубом о концерте, когда у тебя есть хотя бы один студийный альбом. Так что если упорно трудиться и поставить цель, то все получится!
Скоро вы впервые будете выступать в России. Что вы ожидаете от этой страны? И что мешало вам посетить ее раньше?
Играть в России – это то, чего мы долго хотели и очень ждали, и я не знаю, почему мы не сделали этого до сих пор – знаешь, очень много всяких проблем возникает, как обычно… Я не особенно вникаю в эти дела, если честно, но могу сказать, что получаю очень много писем от наших фэнов из России. Где они просят нас приехать с концертами. И мы очень рады, что наконец-то нам это удастся. Потому что для нас это кажется чем-то особенным.
И в заключение этого интервью – что нам ждать от группы в будущем?
Ну, по крайней мере, вы можете ждать новый диск и концертное видео, как только мы решим, что настало для этого время. Кроме того, я надеюсь, что у Sirenia будет много турне. Я очень надеюсь, что людей, которым нравится наша музыка, станет еще больше, и что мы сможем всех вас радовать новыми работами. Еще я хочу передать привет всем русским фэнам, я очень жду приезда в вашу страну и… увидимся на концерте!
Беседовала Ксения "Wolfin" Хорина
Перевод с английского Ксения "Wolfin" Хорина
Вопросы также задавали Blindman, Bonez
15 января 2007 г.
14 фев 2007
просмотров: 8154
|
|
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).