На чрезвычайно насыщенной в последние годы именами стоунер-сцене ELDER стоит особняком. Начав как «просто еще одна группа» в этом жанре и закрепив свой пока еще скромный авторитет парочкой весьма толковых альбомов, парни решили обратиться к классическому рок-наследию. Они выдали великолепный альбом “Lore”, который вполне можно считать отправной точкой в новейшей истории группы. Помня о своих корнях, музыкантам удалось существенно расширить рамки своего звучания и возможностей, находя новые источники вдохновения в более прогрессивных ответвлениях рока. Вышедший совсем недавно альбом “Reflections of a Floating World” продолжает развивать идеи своего предшественника, демонстрируя возросшую искушенность группы и многогранность музыки. Этой записью ELDER подтвердили, что являются одной из самых творческих и интересных групп не только в рамках своего жанра, стоунера, но и в масштабах современного прогрессивного рока в целом. Удивляет и радует одновременно, что американцы приезжают к нам с концертами уже второй год подряд. Новый альбом и грядущие российские концерты в начале августа стали прекрасным инфоповодом, чтобы пообщаться с гитаристом/вокалистом, а также основным композитором ELDER Ником Ди Сальво.
>Привет, Ник! Прежде всего, позволь поздравить тебя с выходом отличного нового альбома! Знаю, что он получил исключительно положительную реакцию. Для тебя это стало неожиданностью, или ты рассчитывал на что-то подобное?
Спасибо! После положительных отзывов, которые собрала наша предыдущая запись “Lore”, мы могли лишь надеяться, что новый альбом будет принят столь же хорошо, и действительно – рецензии вновь удивили нас наилучшим образом.
Предыдущий альбом “Lore” стал новой главой в творчестве Elder и является очень амбициозной работой. Был ли этот альбом для тебя ориентиром при создании “Reflections of a Floating World”? Есть такая проблема: когда группа выпускает важный альбом, часто она становится его «заложником». И в данном случае существует три пути: повторить звучание успешного предшественника, сделать что-то совсем другое, уйдя в эксперименты, или (что самое сложное) на следующем альбоме развивать линию успешного предшественника, записав работу, которая будет как минимум не хуже. Насколько тебя это беспокоило в процессе работы над “Reflections…”?
Больший [по сравнению с предшественниками] успех “Lore” стал для нас позитивным фактором. На самом деле многие до сих пор цепляются за наш второй альбом “Dead Roots Stirring” и жалуются, что группа ушла от этого звука, так что для нас никогда не было проблемой пробовать что-то новое. Спустя два года с тех пор, как мы записали “Lore” и столько раз играли эти песни на концертах, я все еще люблю сам альбом, но в то же время я понял, что было на нем много такого, что мы могли бы сделать гораздо лучше. Подсознательно это повлияло на написание нового альбома – для меня это было как тот же “Lore”, но только в усовершенствованном виде, немного более завершенным. Одна вещь, в частности, которая всегда беспокоила меня в “Lore”, заключалась в том, что мы слишком спешили в процессе записи. На этот раз мы смогли выделить себе времени с избытком, чтобы поэкспериментировать со звуками, структурами и даже джемовали больше. Записать хороший альбом - это уже само по себе награда, и это попросту значит, что мы должны бросать сами себе вызов, чтобы стать лучше, что и так является нашей целью.
Твое пение стало заметно лучше. Ты работал над этим целенаправленно – брал уроки вокального мастерства, или что-то в этом роде?
Можешь назвать «уроками» все наши туры! Преимущественно это связано только с практикой, я стал более уверен в себе. Пение никогда не было моей сильной стороной, и несколько раз я вообще пытался похоронить вокал, но на этот раз я хотел, чтобы он действительно хорошо вписались в микс в качестве отдельного, уверенно звучащего инструмента.
Новый альбом чертовски крут! Но временами создается впечатление, что “Reflections…” перенасыщен. Я имею ввиду, что на нем так много идей, что их вполне могло бы хватить сразу на два альбома…
Ха! Я считаю, что именно насыщенность идеями и деталями каждой песни делает их незабываемыми, именно так мы и пишем музыку. Я люблю альбомы, которые полностью раскрываются лишь со временем, где ты можешь обнаружить что-то новое при каждом прослушивании. Мы пытаемся делать именно такие альбомы, и иногда они могут выглядеть перенасыщенными, но я полагаю, что это дело вкуса. Тут изначально не подразумевалось, что это будет легкая для прослушивания вещь.
Теперь в составе Elder появился новый участник – Michael Risberg. Уверен, это очень важное и необходимое решение, поскольку крайне сложно повторить вживую с одной гитарой насыщенное звучание Elder. Кажется, эта проблема назрела сразу после выхода “Lore”. Представь нового участника и расскажи, как он присоединился к группе? Теперь он станет постоянным участником, или будет играть только в туре?
Я встретил Майка, поскольку мы оба учились в университете в Амхерсте. Это город с длинной рок-историей, но до этого я никогда не встречал никого, у кого был бы такой же музыкальный вкус, как и у меня. Однажды я подрабатывал в университетском общепите, и познакомился с Майком, потому что он обратил внимание на мою футболку Electric Wizard. Это привело к тому, что однажды мы решили с ним вместе поджемовать. Я был впечатлен его стилем игры и идеями, которые были непохожи ни на что из того, что я знал до этого в рок-музыке, и не были привязаны к пентатоническому блюзовому стилю, на котором многие зациклены. Мы поиграли вместе в группе Gold & Silver, выпустили один альбом, но так больше ничего и не сделали. Когда мы в Elder решили, что нам нужен четвертый участник, Майк был единственной к
андидатурой благодаря своему таланту, а также нашей дружбе. Я не могу себе представить тур с просто «наемником» и то, как мы работаем вместе, в дороге строится на наших личных взаимоотношениях. Предстоящий европейский тур станет нашим первым в истории туром, куда мы поедем как квартет, и я не уверен, что он будет идеальным для всех, но все же надеюсь, что Майк станет полноправным участником и поможет нам при создании следующих записей.
Возникли ли какие-то трудности лично у тебя в связи с тем, что пришлось привыкнуть делить гитарные партии с кем-то еще?
Вовсе нет! Мне нравится считать себя дирижером, а не только лидер-гитаристом. У меня нет потребности играть каждое соло и притягивать к себе все внимание, главное – общая музыкальная картина. Мне также нравится стиль игры Майка, поэтому я очень рад видеть, как теперь проходят концерты, особенно когда есть пространство для импровизации.
В Россию вы приезжаете второй год подряд. Насколько я понимаю, в прошлом году все прошло хорошо, и ваше выступление получило горячую поддержку фэнов. Это единственная причина ежегодного посещения России, или есть что-то еще?
Нам достаточно повезло, чтобы MadStream Booking вновь пригласили нас сыграть еще два концерта после прошлогодних выступлений, которые прошли очень хорошо. Мы прекрасно провели время в предыдущей поездке в Россию, это было для нас настоящим приключением, хотя и слишком коротким! Я думаю, что шоу оказались успешными для обеих сторон, поэтому мы рады, что снова можем вернуться.
В Западных странах о России до сих пор ходит очень много мифов, особенно в последние три года. С какими чувствами ты впервые сюда приехал?
Совершенно верно. Россия – огромная страна, и я думал, что Москва и Санкт-Петербург –единственные города, в которых мы побывали – будут вполне современными городами и вполне «западными» по ощущениям. Я не ошибся и был очень удивлен тем, как эти два города похожи в некоторых аспектах со Штатами. Более того, у меня появилось жгучее любопытство увидеть, что собой представляет жизнь в России за пределами центров мегаполисов и в более отдаленных районах. Для меня это увлекательное и довольно загадочное место, я вроде как смотрю на свою страну «в зазеркалье».
Вообще-то в России stoner/sludge/psych/space сцена почти не развита. Можно сказать, что вы одни из очень немногих, кто продвигает здесь эту музыку своими выступлениями. Ну и каково это – быть на передовой музыкального просвещения масс?
Это определенно интересно играть перед публикой, которая до сих пор не пресытилась музыкой.
В прошлый раз мы ощутили энергию и энтузиазм, которых не видим во многих других странах. Не уверен, можно ли это считать просвещением, но все это очень захватывающе.
Сегодня мировая сцена стоунера очень насыщена. И знаешь, там можно найти достаточное количество реально классных групп! Но я все никак не могу понять причину нынешней популярности этого жанра. В свое время даже такие ныне уважаемые группы, как Saint Vitus вынуждены были прекратить свое существование по причине отсутствия интереса со стороны публики. А в последние несколько лет мы видим на этой сцене настоящий творческий взрыв! Может быть, ты мне поможешь разобраться с этим?
На самом деле у меня нет достойного ответа. Я помню, что когда был подростком и слушал группы вроде Sleep или Electric Wizard, они по большей части все еще были очень андерграундными группами. Я видел, как у моего поколения вновь возник интерес к культуре психоделических веществ и того простого факта, что эта музыка подается как «психоделическая» или «стоунер», возможно, было вполне достаточно, чтобы привлечь некоторых слушателей. В то же время популярная рок-музыка никогда не была более кастрированной и бесхарактерной, чем в 2000-х годах – гранж умер и уступил место таким группам, как Foo Fighters и Nickelback, или что там еще. Этот вот стиль, как возвращение к корням аутентичной рок-музыки, стал вторым пришествием стоунер-рока, и это, похоже, нашло отклик у многих людей.
Сказать по правде, несмотря на то, что я очень люблю эту сцену и комфортно чувствую себя, изучая ее, мне кажется, что сегодня есть ощутимая угроза перенасыщения жанра. Не видишь в этом проблему?
Да. Проще говоря, сейчас развелось слишком много групп, которые пытаются играть такую музыку. Для таких жанров, как стоунер-рок и дум планка качества была слишком занижена, и даже музыканты, не имеющие абсолютно никакого таланта или оригинальнос
ти, вполне могут наиграть достаточно мощные аккорды и понизить строй своих инструментов до такой степени, что кто-то это купит. Я сыт по горло стоунер-роком и думом, и я даже больше не считаю Elder частью этого мира.
Есть ряд клише, связанных со стоунером. Собственно, одно из основных (что видно даже из названия жанра) – ты должен обязательно торчать и курить дурь, чтобы полностью въехать в эту музыку. Так ли уж это необходимо? Неужели это настолько важный атрибут?
Я в это не верю. Я никогда особо не шмалил и знаю достаточно людей, которые этого не делают, но при этом любят стоунер.
Знаешь, я заметил, что есть два типа музыкантов – те, которые играют и создают свою музыку и со временем перестают слушать что-то еще. А есть музыканты, которые одновременно являются и слушателями – музыкальными фанатами и внимательно следят за происходящим в мире музыки, покупают новые записи для своей коллекции. К какому из этих двух типов относишься ты? Насколько, по-твоему, важна культура слушателя для профессионального музыканта?
Я очень активный потребитель музыки и всегда пребываю в поиске новых альбомов, так как коллекционирование музыки также является одним из моих любимых увлечений.
В последние годы, однако, я покупаю все меньше и меньше новой музыки, а все больше старой и, вероятно, трачу больше времени, копаясь в прошлом, чтобы открыть для себя ранее неизвестные мне жемчужины, чем ищу недавние релизы. Для меня важно следить за тем, как развивается музыкальный мир, но это не влияет на то, как мы играем как группа. Если уж на то пошло, знание о том, что сейчас популярно дает нам представление о том, от чего нам стоит держаться подальше.
Мне кажется, что между музыкантом и слушателем есть мистическая связь. Когда кто-то покупает запись, и она ему нравится, он как бы пропускает через себя, разделяя эмоции с музыкантом. Более того, музыка становится частью жизни, и слушатель может связывать с ней отдельные события в своей жизни на протяжении многих лет. То есть, получается, что создатель невольно становится постоянным источником эмоций и поддержки для своего слушателя – типа члена семьи в каком-то смысле. Как ты это прокомментируешь?
Я очень хорошо знаком с тем чувством, когда запись становится старым другом, саундтреком к важному периоду или событию в твоей жизни, а музыканты становятся лично важными для тебя. И это прекрасная вещь, которая выводит музыку за рамки простого развлечения и делает ее более значимым произведением искусства. Что тут еще сказать?
Что ж, у меня все. Что-нибудь добавишь?
Спасибо за интервью и, надеюсь, увидимся в Москве и Санкт-Петербурге в августе!
Беседовал Alias 1 июл 2017
1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.
Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом