Lord of the Lost - это потрясающие музыканты, чьё отношение к слушателям и стремление быть к ним как можно ближе вызывает искреннее уважение. 2 июля 2021 года у группы вышел полноформатный альбом “Judas”, и тогда, прямо накануне этого важного события, нам удалось пообщаться с гитаристом группы Пи Штофферсом о том, в каких условиях создавался альбом, как музыкантам удалось проделать такую огромную работу, и что помогло группе пережить ковидные времена. Выход материала сильно задержался, сами понимаете, что многое изменилось с момента этого разговора, тем не менее, мы все-таки решили опубликовать это интервью, пусть и с большим опозданием. К тому же, это хороший повод переслушать пластинку.
>Привет, Пи! Как вы с ребятами поживаете?
Привет! Рад тебя слышать! Ну, мы немного стрессуем, честно говоря, потому что до релиза “Judas” осталась всего неделя. Однако в целом мы очень приятно взволнованы, потому что прежде ни один наш альбом не притягивал столько внимания ещё до своего выхода в свет. Интервью у нас столько никогда не было, и это всё происходит одновременно со съёмками. В общем, СТОЛЬКО дел, однако это всё позитивный стресс, так что мы в порядке.
Это всё очень похоже на новый виток в карьере Lord of the Lost…
Да, похоже на то. Увидим после выхода альбома, как всё сложится. У нас определённо есть ощущение, что после “Thornstar” мы шагнули вперёд, и это были большие шаги. После “Thornstar” мы спросили себя: “Окей, как нам превзойти этот результат во всех аспектах?” С этими мыслями мы и написали новый альбом. И нам удалось превзойти самих себя, но это не мы сами так решили – так говорят те, кто уже послушал “Judas”.
Что нового было именно в процессе создания альбома? Эксперименты, открытия?
Ага. Смотри, процесс сочинения остался прежним, однако мы увеличили срок, отведённый на создание песен, и количество человек в группе авторов. Когда мы сочиняли “Thornstar”, мы устраивали своего рода писательский лагерь: делились на группы по 2-3 человека, сменяя друг друга каждый день, плюс с нами были люди из команды, и каждый вечер мы всем демонстрировали результаты работы. В этот раз мы не только работали в течение недели (а раньше это было 4 дня), но и с бОльшим количеством людей в одной группе – близкие друзья-музыканты участвовали в работе, и через неделю у нас уже было готово практически 90% материала (20 песен из 24). Так что, как видишь, мы были очень продуктивными (дружный смех). Я «вошёл в игру» в плане написания текстов песен, ведь прежде этим занимались преимущественно Крис (Крис Хармс – фронтмен группы – прим. интервьюера) и наш друг, которого зовут Энтони Джеймс Браун - обожаю его имя, кстати! Звучит так мощно и дерзко!
Реально!
Он из Великобритании, английский – его родной язык, и он просто гениален в подборе слов и написании текстов. Мне тоже выпал шанс основательно погрузиться в этот процесс, и мне он очень понравился. Так что да, процесс работы над этим альбомом всё же был немного другим. Кроме того, мы записали намного больше живых инструментов, чем когда-либо. На большинстве альбомов инструменты вроде пианино или церковного органа были делом компьютера. Это не плохо, сейчас “компьютерные” инструменты звучат почти так же как настоящие, однако софт-инструментами занимаются всего лишь несколько продакшен-компании, и ты слышишь их чуть ли не в каждой второй песне. Мы же захотели записать реальный церковный орган в настоящей церкви, что, на самом деле, довольно сложно, потому что это большой и мощный инструмент. Хор – это вообще отдельная тема и самое большое изменение. Так как в этот раз мы записывали живой хор, люди видели тексты и могли идеально аккомпанировать голосу Криса в совершенно ином измерении. Это было очень важно для нас, и я рад, что у нас получилось это осуществить.
Это же с ума сойти, сколько человек было задействовано в работе над “Judas”. Как вы подходили к решению спорных вопросов в такой огромной команде, если они вообще у вас возникали?
Хороший вопрос! Ну, большую часть команды составляли люди, которых мы уже знали. Были ребята из других групп (Solar Fake, Sisters of Mercy), мы их уже давно знаем и знаем, как с ними работать. Конечно, в процессе создания также участвовали люди, с которыми мы только познакомились тогда. Например, струнные мы записывали в Болгарии, в Софии. Там же мы записывали совершенно божественный женский вокал для композиции “Priest”, который принадлежит певице Гагане Димитровой. Её голос звучит так, будто он из саундтрека к какому-то фильму. На студии, где мы с ней познакомились и записывались, мы поняли, что тут же можем записать и струнные, поэтому решили так и поступить: нам всё равно нужно было туда ехать. К счастью, всё сложилось хорошо и у нас не возникло каких-либо трудностей в общении. А вот проблемы, с которыми мы реально столкнулись, были связанны с пандемией. В определённые моменты из-за ограничений путешествовать было очень сложно. Дело было так: видео нам нужно было снимать уже в 2020 году, до того, как песня и альбом были готовы, и мы не знали, как всё получится. Мы не могли снимать клип зимой (слишком холодно), поэтому надо было успеть сделать это летом. Ещё была интересная ситуация с клипами на песни “The Gospel Of Judas” и “For They Know Not What They Do”: наш режиссёр из Швейцарии и по каким-то причинам он тогда не мог путешествовать, поэтому нам пришлось всё снимать без его физического присутствия на площадке. Короче, “The Gospel Of Judas” и “For They Know Not What They Do” были сняты по Zoom.
Что?!
Ха-ха! У нас была дистанционно управляемая iPad камера, которой занимался наш оператор, Ян, он транслировал видео нашему режиссеру, а тот сидел в своём офисе и видел всё, что происходило на площадке, и они оба были в наушниках. Я, конечно, именно в этой части работы не участвовал, я снимался, но видел, что у них были какие-то проблемы в процессе, однако они так быстро со всем разбирались, будто сложностей-то и не было вовсе. У них сложилось какое-то гениальное взаимодействие, и они решали такие сложные вопросы – браво ребятам! Это было очень круто!
Как в научно-фантастическом фильме, где люди сидят перед огромным компьютером и что-то там делают одними лишь прикосновениями пальцев (дружный смех)!
Да-да, очень похоже!
Знаешь, в таком бешеном рабочем ритме вы, кажется, толком и не заметили всей этой ситуации с пандемией. Есть такое ощущение? Может, это и помогло Lord of the Lost продержаться в эти неспокойные времена?
Это определенно помогло. Совершенно внезапно у каждого творческого человека на планете оказалось огромное количество свободного времени. Переносить концерты – это ужасно, ведь если ты музыкант, твоё основное желание – быть на сцене. Это стало большим ударом для нас. И всё же у нас было много времени, чтобы поработать над двойным альбомом с такой сложной концепцией и таким продакшеном. Такому объёму требуются время внимание к деталям. Пандемия дала нам время на реализацию всей задумки, мы смогли сфокусироваться на каждой детали, поэтому конкретно “Judas” перерыв в выступлениях пошёл на пользу. Однако это лишь один из факторов, который помог нам удержаться на плаву. Мы получили невероятное количество поддержки от нашей фан-базы. Они прекрасно понимали, что могут поддержать любимого артиста, покупая мерч и делясь музыкой. Мы, в общем-то, были больше похожи на компанию, производящую одежду (дружный смех). Самой большой травмой для нас как музыкантов стало отсутствие возможности выступать.
Вот, кстати, что касается концепции альбома, нам стоит ожидать отсылок – метафорическим или прямым - к Библейским сюжетам, не так ли?
Верно, именно поэтому альбом так называется. Мы все знаем Иуду из Библии, однако с религией альбом не имеет ничего общего. Это лишь источник вдохновения, история о человеке, который обычно изображается как предатель. Но ведь это только одна точка зрения! Если бы мы хотели просто пересказать, как Иуда предал Иисуса, мы могли бы обойтись всего одной песней, не надо было бы писать целый альбом об этом. Согласись, если ты ищешь другие документы или отрывки текстов (например, The “Gospel Of Judas”, которая полностью состоит из диалогов между Иудой и Иисусом), ты получаешь больше информацию и открываешь для себя много нового, чтобы посмотреть на персонажа с другой стороны. Ты можешь сама сформировать своё собственное мнение о нём. В работе над альбомом перед нами постоянно вставал вопрос: “А что, если…?”. В своём исследовании, например, мы столкнулись с такой теорией: что бы было, если бы Иуда не предал Иисуса? Он бы не умер, не был бы распят на кресте, для человечества не было бы спасения, не было бы креста как символа – не было бы христианства. Что, если Иуда и был спасителем? Получается, что мы впадаем в крайности: Иуда либо предатель, либо спаситель, между которыми, на самом деле, много неисследованного и неизвестного – много “серых зон”. Всё это и дало нам пищу для размышления, исследования и написания 24 песен. Мы также попробовали примерить это на себя, анализируя, как сами справляемся с теми или иными ситуациями, которые происходят между двумя людьми, которые могут быть друзьями, возлюбленными или врагами, а также между добром и злом. Это очень многогранный концепт, дело далеко не только в библейском трактовании образа Иуды.
Концепция и правда очень комплексная. Вы не боялись поднимать такие темы в отдельных песнях, ведь вне альбома может быть трудно понять, о чём именно та или иная песня?
Не боялись, потому что сами были очень сильно заинтересованы, и этим альбомом мы ответили на свои собственные вопросы. Однако в каждой песне есть место для интерпретации и для бОльшего количества вопросов. Мне кажется, это круто, ведь таким образом концепция альбома и само искусство расширяется, становится массивнее. Но я также думаю, что, если ты послушаешь всего одну песню с альбома, тебе необязательно связывать её с Иудой напрямую и воспринимать исключительно с этой точки зрения. Например, если послушать “Death Is Just A Kiss Away”, то ключ к её пониманию сначала будет лежать на поверхности: после какого-то определённого поцелуя наступила смерть. Но ведь это можно воспринять и с точки зрения романтических отношений с ужасным концом. И это очень простая концепция. На самом деле, это прям концепция любой песни о любви (дружный хохот). Или о…
… ненависти…
Точно! (смеётся) \
(Мы решили не исключать этот вопрос из интервью, хотя обстоятельства с момента разговора сильно изменились). К радостным перспективам: тур в поддержку “Judas” стартует в России. Какие у тебя ожидания от возобновления концертной деятельности и туров? Ну и от возвращения в Россию, естественно.
Я люблю Россию и люблю у вас выступать. Вот честно: российские концерты были моими первыми международными шоу в составе Lord of the Lost, и мне сразу там понравилось. Хочется скорее вернуться на сцену и оставаться на ней как можно дольше. Но, кроме того, я очень нервничаю перед возвращением к живым выступлениям – так нервничаю, как не делал этого уже много лет, но я думаю, что это хороший знак. Значит, я по-настоящему хочу выступать дольше, чем я сам ожидаю. Очень хочется снова играть шоу, как мы делали это раньше: много людей, близкий контакт и веселье!
Беседовала Жанна Садовская Фото: VDPictures / Jan Season