За последние годы Ария, эти незыблемые тяжеловесы отечественной метал-сцены, впечатляюще расширили масштаб своего наследия благодаря амбициозной постановке «Гость из Царства Теней». Это грандиозное шоу очень высоко подняло планку качества выступлений как для отечественной сцены в целом, так и для самой группы. Более того, и за рубежом найдётся лишь небольшое количество банд, способных потянуть такое шоу. И эта впечатляющая громадина декораций и спецэффектов отчасти скрыла за собой «обычный» облик Арии. Некоторые могли и подзабыть, как выглядит группа из пяти парней-ветеранов в джинсах и футболках, у которых в распоряжении только небольшая сцена и инструменты.
Действительно, большие арены и внушительные постановки в чём-то поменяли у массового слушателя восприятие Арии. По крайней мере, что касается обеих столиц. Всем интересно увидеть, а потом обсуждать большое шоу на арене. Справедливо. Однако группа продолжает трудолюбиво боронить и более сухую почву в обычных залах на периферии. И в качестве контраста интересно посмотреть на работу музыкантов на рядовом концерте в не самом большом зале с минимумом технических средств. Симферополь в Крыму вполне себе подходящее для этого место. Тем более Арию здесь ценят и любят, и группа отвечает взаимностью, никогда не обделяя вниманием крымских поклонников. И, как правило, концерты Арии в Крыму уже много лет собирают полные залы. Так было и на этот раз – зал Академического Музыкального театра Республики Крым (на минуточку!) вместимостью 836 сидячих мест был заполнен до отказа. Уже за несколько дней до концерта все билеты были раскуплены! Впрочем, повторюсь, так здесь всегда.
Группа привезла обычную программу, с которой до этого проехалась по ряду российских городов. И это хорошая программа. Учитывая обширную дискографию Арии, а главное – её качество, вовсе не проблема каждый раз составлять интересный и сбалансированный сет-лист на любой вкус. При этом периодически смещая фокус с последних альбомов на проверенные временем песни и обратно. В этот раз Симферополю достался строгий сет-лист как раз в основном из проверенных временем хитов. По большей части, по крайней мере. Так как легендарные «Кровь за кровь» и «Игра с огнём» на этот раз оставили за бортом.
Выйдя на не самую большую театральную сцену, оформленную задником с обложкой альбома «Проклятье морей» и парой тематических баннеров по бокам, музыканты играли спокойно, профессионально и без надрыва. Тем самым, они напомнили бегуна на длинные дистанции, который умеет правильно распределять свои силы во время длительного забега. Могли возникнуть опасения, что группе будет тесновато на такой сцене после большой постановки, но нет – они чувствовали себя вполне раскованно. Всё было на своих местах: монументальный Холстинин, сосредоточенный Попов, который сочетает вдумчивость и расслабленную элегантность, оставляя по себе впечатление, словно часть его витает в собственном измерении. Энергичный Дубинин как всегда носился по сцене, не забывая про бэк-вокалы, бодрый и довольный Житняков старался не пропустить ни одной ноты и взаимодействовал со зрителями, а Удалов методично заколачивал за барабанами. В середине концерта он по традиции исполнил барабанное соло, сверкая из-за установки неоновыми палочками.
Звук на концерте был отличный, прекрасно сбалансированный и совершенно чёткий. Ария одинаково хорошо звучала в любой части зала, а гитары ни разу не свалились в кашу. Все песни были исполнены в каноническом альбомном виде, но кое-где небольшие фишечки музыканты всё же добавили. Свет был вполне приемлемо синхронизирован с происходящим на сцене, однако лично мне всегда не хватает на концертах… дыма. Я знаю, что сейчас это не модно и далеко не все музыканты его любят, особенно вокалисты, которые берегут голос от внешних раздражителей. Но чёрт возьми! Как шикарно смотрелась бы «Ночь короче дня», окутанная густым подсвеченным туманом и озаряемая угрожающими вспышками. Для меня эта песня всегда является один из главных гвоздей программы. Ну а «Герой асфальта», «Баллада о древнерусском воине», «Тореро», «Отшельник», «Обман» - всё это золотая классика Арии. И даже «Последний закат» и «Колизей» беркутовского периода уже по праву заслужили место в этой классической череде. Я уж не говорю про «Штиль» и «Осколок льда», под которые зал активно поёт и светит фонариками смартфонов. Эти песни на концертах Арии столь же необходимы, как хлеб средневековому крестьянину. Кстати, «Штиль» Житняков находчиво привязал к близости моря в Крыму.
Подойдя к концу выступления, Ария традиционно грянули легендарной «Улицей роз», когда поднимается и начинает беситься уже весь зал. Добили кавером на Golden Earring «Беспечный ангел», ставший классическим для группы почти сразу с момента своего появления на сингле “Tribute to Harley Davidson” в 1999 году. Народ, как водится, ликовал и драл глотки, подпевая группе так, словно завтра не наступит. Хотя в нынешние времена однажды может случиться и так…
Ну а пока есть возможность отрываться на концертах и писать об этом, сделаю одно наблюдение. Кто-то то и дело противно брюзжит о том, что такая музыка-де устарела. Что ж, давайте подумаем. Признаться, даже сейчас, познав инфернальные бездны экстремального метала, когда я слушаю арийский альбом «Кровь за кровь» (просто в качестве примера этот альбом взял), у меня нет-нет да и пробегут мурашки по спине. По накалу страстей и атмосфере альбом в полной мере передаёт дух того времени, когда на концерты Арии ломились молодые и буйные патлатые металлисты. Тогда это был вызов. Что нынче? Я не скажу, что сегодня эта музыка устарела, нет. Дело здесь в другом. Спустя три десятилетия на концерты той же Арии ходит уже три поколения фанатов. Те бунтари 90-х успели вырастить детей, а те, в свою очередь, уже тоже растят своих. И за это время метал, не растеряв изначально присущий ему адреналин и злой драйв (да и как его растерять, если эти записи высечены пусть и не в граните, но в дорожках винила и CD), успел стать приемлемой музыкой. Просто многие к нему привыкли. И в этом всё дело. Даже женщины капельдинеры в симферопольском музтеатре с удовольствием и интересом отстояли весь концерт, пританцовывая и активно снимая на телефоны происходящее. И знаете, это хорошо. Это говорит о жизненной силе такой музыки, которая в разное время может восприниматься по-разному, но всегда даёт эмоциональный заряд и чувство общности своим фанатам. Да, возможно, я скучаю по тому чувству запретности и опасности, которое давал метал десятилетиями раньше. Но дважды в одну реку не войдёшь, и первое впечатление дважды тоже не оставить. Так что не верьте тем, кто говорит, что эта музыка нынче растеряла запал. Скорее, растеряли свой запал те, кто так говорит. А если вы перестали испытывать эмоции от этой музыки, то ищите проблему в себе. А здесь куют металл!
Сет-лист:
1. Гонка за славой
2. Герой асфальта
3. Колизей
4. Отшельник
5. Свобода
6. Обман
7. Осколок льда
8. Последний закат
Барабанное соло
9. Крещение огнём
10. Баллада о древнерусском воине
11. Небо тебя найдёт
12. Штиль
13. Ночь короче дня
14. Тореро
15. Улица роз
16. Беспечный ангел
Выражаем группе Ария благодарность за предоставленную аккредитацию.
Текст: Alias
Фотографии: Александр Кадников, Юлия Беликова
RoniN
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).