Феерия Стива Вая
Новость о единственном российском концерте Стива Вая (Steve Vai) в Москве стала большой неожиданностью и воспринималась с определенной долей скепсиса и недоверия, ведь одно время ходили слухи, что Вай сомнительно относится к перспективе российских концертов, ограничиваясь мастер-классами. Я мучился вопросом: идти или не идти? Когда в последний момент мне выпала возможность посетить этот во всех отношениях знаковый концерт, я ею сразу же воспользовался. Площадка, “Б1-Максимум” – сравнительно новая, но уже обкатанная и большими «звездами», и «именами» поменьше. В случае Стива Вая – зал был подобран как нельзя лучше. Сразу видно, что организаторы знают артиста, которого привозят, и в их рядах есть талантливые аналитики. Этот факт и Звездность Стиви стали залогом аншлага! Единственный просчет организаторы допустили с разогревом в лице Ивана Смирнова, который изрядно принял на грудь и, возомнив себя Миком Джагером постсоветского разлива, изображал невнятные корчи на стуле с акустической гитарой в руках. Первые 5 минут выступления этого «виртуоза» тянулись, как полчаса адской пытки, он не мог связать и двух нот, а его согрупники в недоумении таращились на фронтмена с одним вопросом: «Что, черт побери, он делает?», а Смирнов тем временем «виртуозно» лажал и ерзал на месте, то и дело подпрыгивая. Стоит сказать пару слов о его поддержке – это молодые парни, которых Смирнов представил как «Мои сыновья!», и Сергей Клевенский, отвечающий за духовые инструменты. Собственно, на нем и держалась большая часть выступления, но и с ним случилось что-то странное в середине сета - он вздумал покурить! И, как опрометчиво заметили парни из публики помоложе, «он накуривал свою дудку!» Народ явно скучал, и общей реакцией на Смирнова было: «уберите, ради Бога!» Некое оживление наблюдалось в первых рядах, но и они быстро скисли из-за полного отсутствия контакта «группа – слушатель». И не удивительно. Смирнов играл так, как было бы уместно в каком-нибудь летнем кафе, которое зазывает клиентов вывеской, на которой мелом написано: «вечер живой музыки, на покупку второй кружки пива скидка 50 %». Но надо отдать должное одному из сыновей Смирнова – Михаилу, который отвечал за клавиши и перкуссию, последняя в его ловких руках оказалась (к сожалению!) только под конец разогревающего отделения. Он спас весь концерт своим зажигательным соло, зал заметно оживился и встрепенулся – послышались одобрительные отзывы, а ритм и колористика самой композиции заметно прояснились. Видимо, Смирнова старшего в этот момент отпустило. Но, скомкав конец и то и дело прикладываясь к спрятанной под стулом бутылке «Миллера», Смирнов плавно скатился к тому невнятному бренчанию, с которого все начиналось. Печально, но в этой группе есть только один талант – но по своей сценической роли он был почти не раскрыт, а разрозненные аплодисменты и посвистывания заслужил именно сын - Михаил, а не отец. Смирнов явно хотел продолжить, но ему тактично намекнули, что пора разыгрывать гитару и готовить сцену к выступлению хедлайнеров вечера. И тут он сделал совершенно невероятную вещь! Честное слово, я первый раз в России видел, чтобы разогревающая команда представила публике хедлайнера!
Ведущий вечера был уже у микрофона и начал свой «спич» на тему «как здорово, что приехал к нам Стив Вай, но приболевший и уставший после длительного тура». Отпуская колкие шуточки в адрес техников и по поводу гитары, он еще немного подержал наше внимание и закруглился, отправив гитару в руки счастливого победителя. Еще на несколько минут затянулась подготовка сцены, проверка освещения и настал момент Х! Стив Вай со своим обновленным ансамблем появился на сцене клуба. Очень по-домашнему он вышел к публике, как будто у себя дома. На Маэстро был надет его знаменитый плащ, больше похожий на рясу, и Вай как служитель культа гитары извлек первые ноты из своего инструмента, чем тут же завел весь зал. И это называется Стив болен? По энергетике, которую он источал всем своим естеством, не было и малейшего намека на какую-то болезнь или усталость. О словах ведущего я вспомнил, только когда Ваю ради шутки поднесли ингалятор. Он активно двигался по сцене, играя не только гитарой, но и своим лицом, которое отражало все его эмоции. Скрипачи, на которых я остановлюсь подробно чуть позже, не давали Стивену взять все в свои руки, они с ним на равных заводили народ и играли на своих инструментах настолько нестандартно и виртуозно, что такую музыку можно смело было назвать авангардом! Девушка-скрипачка, вооруженная классической скрипкой, была само воплощение грации и девичьего задора. В черном академическом платье она буквально «цвела» на сцене, а скрипач, в чьих руках чередовались то классический инструмент, то электро-вариант, порою «рубил» таки вообще индустриальные звуки. Но центром концерта все равно оставался Стивен, своими жестами и движениями управляя остальными музыкантами, он давал понять, что правит балом все-таки гитара. Манера игры Стивена потрясает – кажется, что на сцене живет сама гитара, а гитарист всего лишь робот, который прикреплен к ней. Никто не сможет сказать о Стивене лучше, чем Брайан Мей (гитарист Queen): «безупречный гений гитары космического века»!
Юмористическая часть концерта была отдана на откуп барабанщику Джереми Колсону (Jeremy Colson), также засветившемуся в группе Майкла Шенкера (Michael Schenker) и известному по сотрудничеству с гитаристом легендарных Megadeth Марти Фридманом (Marty Friedman). Его появление на сцене с переносной (!) ударной установкой, которая содержала в себе только самые необходимые барабаны и занимательный тюнинг в виде черепов, гирлянд и пепельницы, заставило многих в зале покатываться со смеху. Но, что самое забавное, появился он во время акустической части концерта, когда Стивен с серьезным видом сидя на стуле, вдохновенно солировал. Делу время - потехе час, и вдоволь наигравшись с переносной установкой, Джереми вернулся за основной инструмент и «зафигачил» драм соло, подобное которому, наверное, многие еще долго не услышат. Он сочетал сразу несколько стилей игры – вот тяжелые биты вперемешку с панк-роковой подачей скрещиваются с индустриальным драйвом. В зале даже кто-то не выдержал и зажал уши. Группа Стива подходит со словом «эксперимент» буквально к каждому инструменту, который она использует, и барабаны – тут играют одну из ключевых ролей. Мощнейшая подача.
В рамках сольного «выпендрежа» место также отводилось и под скрипачей, которые заметно оживили подуставший зал и дали многим второе дыхание – их искрометная «перестрелка» кусочками классики вызвала море оваций! Как музыканты второго плана, они нуждаются в представлении – Алекс ДеПюи (Alex DePue) взял скрипку в руки в возрасте 5 лет, возможно, то, что он родился в музыкальной семье - обусловило его выбор. Он отвечал в туре за клавишные партии и, собственно, скрипку. Алекс являет собой новый вид скрипача – он не просто играет на скрипке, но даже в рамках своего сольного творчества он всегда ставит эксперименты и что-то изобретает, либо переигрывает известные произведения, совершенно не рассчитанные под скрипку, тем самым, приспосабливая их под свой инструмент. На концерте игра этого человека делала невероятное, он активно участвовал в происходящем, заводя народ, периодически появляясь на самом краю сцены. Анна Мари Колхун (Ann Marie Calhoun) - скрипачка родом из Вирджинии, возможно, знакомая рокерам по появлениям вместе с Jetro Tull, а поклонникам этно по коллективу Kantara. Анна Мари с трех лет не выпускала скрипку из рук и заработала себе репутацию классической скрипачки, способной на импровизации и эксперименты. Ее игра отличалась большим, чем у Алекса, уклоном в классическую школу. Но старания скрипачей были бы ничем, если бы не грамотно отстроенный звук. Скрипки жили на сцене своей жизнью, звучали чисто, слаженно и без помарок, которые как назло были заметны именно в звучании гитары. Меня очень удивило, что аудитория, пришедшая на рок концерт, так здорово воспринимала скрипачей – это говорит, в пользу нашей аудитории.
Соло ритм-гитариста Дейва Вейнера (Dave Weiner), старейшего участника группы, помимо самого Вая, прозвучало весьма профессионально, но сразу было понятно, что играет другой гитарист – профессионал, но не Стив. На протяжении всего шоу Дэйв обеспечивал качественный резкий и напористый ритм, создавая основу, на которую Стивен нанизывал свои искрометные космические соляки и резкие запилы. Сольной части не было только у Брайана Беллера (Bryan Beller), но он и без того чувствовал себя на сцене комфортно, спрятавшись за Алексом и полируя струны своей бас-гитары.
Распугав скрипачей, на сцену вылетел переодетый Стив Вай на перевес с инструментом, заводя народ очередным боевиком, напоминал, что в первую очередь это все же гитарный вечер! Периодически ловкие техники выносили маэстро новые гитары, на одной он даже потанцевал и попозировал в эффектных позах (видимо, специально для фотографов), поигрывая ногой на гитаре, а под конец даже исполнил небольшой отрывочек языком!!
Наблюдая за гитарным героем, я невольно задавался вопросом: «зачем организаторам понадобился такой разогрев..?» Но, даже учитывая этот досадный минус, концерт Стиви Вая уже занял свое почетное место в списке лучших концертов года! Отличная организация, отличный клуб, отличный концерт. Почти эталонный звук в сочетании с восхитительным освещением и соревновательными элементами шоу – сделали свое дело. Общая реакция публики на концерт описывается одним словом – «Феерически!» На лицах выходивших в теплую летнею ночь поклонников читалось счастье и умиротворение. Уже по пути домой, прокручивая в голове весь концерт, я понял, что Маэстро Стив Вай действительно болен, неизлечимо, и имя этой болезни – гениальность! И ее синдромы в полной мере были продемонстрированы в Москве 28-го июля в клубе “Б1Максимум”.
Сет-лист:
- Now We Run
- Oooo
- Building The Church
- Tender Surrender
- Band Intro
- Attitude Song
- Crying Machine
- Dave Weiner Solo
- I'm Becoming
- Die To Live
- Freak Show Execess
- Violin Solo
- The Beast
- Angel Food
- Drum Solo
- Audience Is Listening
- The Murder
- Juice
- Whispering A Prayer
- Tarus Bulba
- Encore:
- Liberty
- Answers
- For The Love Of God
VarceTTi
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).