Ein, zwei, drei, vier, ein, zwei, drei, vier - без конца, как заезженная адская цифровая шарманка, звучало в моем загипнотизированном мозгу, пока я возвращался с концерта легендарной словенской группы Laibach. Индастриал, если его правильно использовать, способен изменять сознание людей, если не навсегда, то хотя бы на некоторый промежуток времени. В конце концов, что есть Время? Времени у Laibach на момент выступления в Икре 22 и 23 сентября было вполне достаточно для того, чтобы ввести московскую публику в глубокий транс, внедряя ей в подсознание свои идеи, мысли и образ мышления. Уж чего, а идей у этой крайне концептуальной и провокационной команды всегда было очень много. Ведь можно сказать, что суть их искусства состоит в соединении музыки, как поп-явления, с социальной неполиткорректной тематикой. Их подход к подаче себя, как всегда, оригинально отразился на сцене - это выражалось, во-первых в дополнительном оборудовании, которое они привезли с собой, а во-вторых в театральной составляющей. В какой-то мере театр и Laibach неразрывно связаны между собой, и было очень приятно лицезреть действительно духовно и художественно насыщенное представление. Времена индустриальных перфомансов как актов проявления тогдашней контркультуры 70-х годов давно прошли, в "Икре" не было наркотиков, оргий, самоистязания и прочих экстремальных проявлений человеческой натуры. Laibach, как представители поздней индастриал культуры (тем не менее, являясь одними из основателей ее музыкальной стороны), используют популяризованные методы в своем творчестве. Сущность же и смысл, однако, остались неизменными - преодоление психологического барьера и стремление донести до слушателя свою концепцию.
Группа приехала со своей новой программой, альбомом "Volk" 2006 года, на котором записаны переделанные гимны практически всех больших держав. Концерт состоял из двух частей, в первой был представлен собственно сам альбом, а во второй были сыграны старые хиты. Это и понятно, ведь последний раз Laibach посещали Россию только в 1994-м году. Оба дня "Икра" оказалась достаточно заполненной, и вообще шоу словенцев вполне бы могло пройти и на большей площадке, но в клубе царила очень уютная и, можно сказать, магическая атмосфера. Перед началом зрители добросовестно прослушали несколько маршей республики Словении, после чего уже в полную громкость был включен гимн Российской Федерации - по существу, лучшего разогрева и не придумаешь. После того, как русские сердца зажглись, музыканты потихоньку по одному стали выходить на сцену. Начал выступление сессионный сэмплер и вокалист Борис Бенко, из словенского же коллектива Silence. На альбоме "Volk" он записывал припевы, а также мелодические подкладки. Его голос разительно отличается от ультранизкого безукоризненно невозмутимого вокала основного солиста Милана Фраша. Именно Борис Бенко (вышедший на сцену в экстравагантном синем боа) привносил в звучание группы красочную эмоциональность, что вкупе с жесткими индустриальными ритмами слушалось очень оригинально и сильно. Сам Милан Фраш, несомненно, харизматичная личность, вышел на сцену в военных штанах и сапогах, что соответствовало милитаристскому направлению творчества группы. Хотя индастриал и не исключает из себя наличие гитар, на сцене не было ни одного гитариста, вся мощь звучания достигалась синтезаторами и сэмплерами, а также живым ударником. Пятеро музыкантов создавали очень мощную и внушительную стену звука.
Начался концерт с песни, посвященной Германии. Позади группы был расположен экран, на котором был представлен видеоряд, специально подобранный и сделанный под каждую определенную песню. Видео могло содержать все, что угодно. Например, в первой песне показывали кадры из старого немецкого фильма; в песне посвященной США, на экране постоянно мелькали нефтяные скважины на красном фоне, что ясно давало понять о недавних событиях в Ираке. Песня заканчивается словом "crime". В "итальянской" песне мелькали кадры из фильма "Dolce vita" Федерико Феллини. В переделанном российском гимне показывали православные купола и наш национальный герб. Детский люблянский хор исполнял припев "Славься, Отечество", а искаженная главная тема гимна, диссонированная, навевала мысли о "светлой" русской действительности. Вообще, все гимны в варианте Laibach звучали очень мрачно, это диктовалось самим музыкальным стилем. Сам саунд совершенно не был ограничен одной стилистической рамкой. Можно было услышать фортепьянные отступления и вокальные соло Бориса Бенко, как, например, в лирической песне, посвященной стране восходящего солнца и гимну Китайской Народной Республике. Вокальная партия велась таким образом, чтобы ассоциироваться именно с восточной манерой исполнения. Во время песни на экране на черном фоне мелькали иероглифы. Помимо этого, были песни об Англии, Испании и др. Все это закончилось триумфальной темой о свободе и примирении всех народов, после чего группа покинула сцену, чтобы зрители могли сосредоточиться на прослушивании фонограммы оркестрового гимна виртуального государства NSK. Кто не знает, NSK - это государство, созданное группой Laibach, получить паспорт и стать гражданином которого может каждый, независимо от каких либо ограничений, будь то пол, расовая принадлежность и т.д. Сейчас в государстве NSK граждан больше, чем в Ватикане, одним из главных принципов его является коллективизм.
После пятиминутного ожидания группа снова вышла на сцену, чтобы исполнить уже старые хиты. Это был гораздо более горячий сет, в котором упор ставился уже не на концепцию, а на индустриально-роковый угар. Теперь на заднем плане крутились уже клипы к песням, исполняемым в данный момент. Бориса Бенко на сцене уже не было, группа отдалась жестокому кислотному механизированному долбилову, исполняя такие вещи, как хит “Tanz Mit Laibach”. Зато вышли две девушки в черном, которые встали справа и слева, и начали совершенно без каких-либо эмоций бить со всего размаху в барабан, изображая эдаких киборгов. Время от времени они поворачивались к публике лицом и начинали совершенно так же хлопать в ладоши над головой, но потом снова возвращались к своим барабанам, иногда подпевая в микрофон, закрепленный у них на голове. Если последняя песня в первой части концерта смотрелась как эмоциональный апофеоз, во время которого действительно чувствовался очень сильный душевный подъем, то эта заключительная часть также была кульминацией, но чисто шокового и дискотечного характера. Очень тяжелый и безжалостный бит, снащенный мрачными кислотными сэмплами и драйвовым низким голосом Милана Фраша, не оставлял в мозгу ничего, кроме прострации и пепла ненужных повседневных мыслей, открывая путь внутрь подсознания.
Я рад, что из всех концертов, проходящих в Москве 23-го сентября, попал именно на Laibach. Группа стоит очень многого, и после посещения их шоу я понял, что хоть и не намерен получать паспорт NSK, но стал их фэном это точно.
Выражаем благодарность клубу Ikra за предоставленные аккредитации.
Текст: 5up3r[N0va]
Фото: metall-cello
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).