„Генератор Ван дер Граафа – генератор высокого напряжения, принцип действия которого основан на электризации движущейся диэлектрической ленты. Первый генератор был разработан американским физиком Робертом Ван дер Граафом в 1929… Генераторы Ван дер Граафа применялись (начальное историческое применение) в ядерных исследованиях для ускорения различных элементарных частиц” (из “Википедии”).
Вряд ли Питер Хэммилл сотоварищи, когда придумывали название для группы, предполагали что пройдёт какое-то время, и у очень многих людей на планете словосочетание “Van Der Graaf Generator” будет ассоциироваться именно с музыкальной группой, а отнюдь не изобретением американского учёного. Группе суждено было стать одной из главных представительниц прогрессив-рока – жанра, который стоит особняком от остальных областей рок-музыки и чтобы играть который, нужно иметь нечто большее, чем просто высококлассную технику владения музыкальным инструментом. Не раз за сорокалетнюю историю группы творческие пути её членов расходились (сам Хэммилл начал выпускать сольные альбомы ещё до первого роспуска VDGG и продолжает это делать по сей день, параллельно гастролируя как с группой, так и сольно), но потом вновь сходились обратно. Последний раз музыканты объединились в 2005 году и с тех пор успели выпустить два очень неплохих альбома. Для презентации последнего из них – “Trisector” (кстати, триссектриса – это геометрический термин, обозначающий луч, делящий угол в отношении 1:2) – VDGG и приехали в Москву. Кстати, Москва оказалась одним из, кажется, трёх первых городов, в которых альбом был презентован. Так что афиши не обманули – действительно, мировая премьера. Поэтому этого концерта ждали с нетерпением.
Хотя были и некоторые опасения. Всё дело в том, что некоторое время назад ещё до записи нового альбома, группу покинул Дэвид Джексон, без саксофонов и флейты которого звучание VDGG просто не представляется. Однако это никак не сказалось на посещаемости концерта – к заявленным 20 часам зал был заполнен. Основную массу зрителей составляли люди, чьё детство и юность пришлись на 70-е, пору расцвета прог-рока. Однако и молодёжи было немало, что лишний раз показывает всю актуальность группы.
Концерт начался всего с получасовой задержкой – большая редкость нынче для концертов. Перед началом на сцене появился известный промоутер Александр Чепарухин (организатор концерта), который поведал зрителям о том, что группа находится в прекрасном настроении и что концерт будет долгим. А ещё пообещал приезд Buena Vista Social Club в июле, а также Патти Смит, Кита Эмерсона и участников King Crimson в сентябре. Сразу после того, как он покинул сцену, на ней появились три седых человека – Питер Хэммилл, Хью Бантон и Гай Эванс. Зал встретил их громогласной овацией. Все понимали, что сейчас будет волшебство. И оно началось с первыми же аккордами.
Начали с песни “Interference Patterns” с нового альбома. Стало ясно, что и без саксофона Джексона, втроём, группа может звучать лучше и плотнее любого оркестра. “Interference Patterns” перешла в “Scorched Earth”, классическую композицию VDGG. На ней-то и произошло погружение в те самые 70-е, время молодости большинства присутствовавших. Время оказалось совершенно не властно над группой – вокал Хэммилла (которому в ноябре исполняется шестьдесят) за это время совершенно не утратил своей мощи и звучит так же, как тогда. На столь же высоком уровне находится и техника игры Эванса и Бантона.
Van Der Graaf Generator методично и старательно мотали прогессив-кружева, вводя народ в состояние, близкое к трансу. И через некоторое время, если оглядеть зал, можно было увидеть очень большое число человек, стоящих на одном месте и просто качающих головой в такт.
Перед третьей песней Хэммилл вышел из-за электрического пианино и взял в руки гитару. Вообще, стоит отметить, что чуть ли не каждое его движение встречалось публикой буквально на “ура”, будь то жестикуляция во время песни (во время одной из песен он и вовсе, отойдя в заднюю часть сцены, начал танцевать) или даже подстройка гитар (которых было две и каждую за время концерта несколько раз пришлось подстраивать). Последнее его немало удивило. “Нет ничего замечательного в настройке гитары, не стоит этому аплодировать”, - сказал он, подтягивая колки.
Какого-то концептуального построения плейлиста концерта не было – старые песни перемежались с новыми. С последнего альбома было исполнено пять песен, то есть ровно половина от общего количества. Объявляя одну из них, “Lifetime”, Хэммилл сказал, что сейчас они сыграют новую песню, чтобы показать, что они – современная группа (как будто кто-то в этом сомневался!).
Группа была явно тронута горячим приёмом в России. А публика, после того, как группа, исполнив “Man Erg” и поклонившись, покинула сцену, отпускать группу не желала. Конечно, на каждом концерте бис уже давно перестал быть сюрпризом и является практически обязательной частью концерта, поэтому зачастую публика “вызывает группу на бис” довольно вяло (например, на Bloodhound Gang народ и вовсе просто стоял и молча дожидался возвращения музыкантов). Тут же ситуация была совершенно другой. Боясь, что так горячо любимые Van Der Graaf Generator со сцены уйдут совсем, народ аплодировал и звал музыкантов назад с каким-то особенным порывом и даже отчаянием. Так что у Хэммилла (которого иначе как “Петя” зрители не звали) и компании просто не оставалось выбора. Забегая вперёд, скажу, что в плейлисте музыкантов, под основным списком, на месте биса, стоит большой знак вопроса. Не смогли определиться музыканты, что им играть. А может, и не захотели.
Зато определились зрители. После нескольких выкриков с просьбой спеть “Arrow” зал практически в едином порыве запросил “Still Life”. И просьба была услышана. Дождавшись полной тишины (а это было нелегко – ряд зрителей, накачавшись алкоголем, практически весь концерт горячо обсуждали различные темы и выкрикивали – даже в тихих местах – строчки из песен Хэммилла), он запел тот самый “Still Life”. Сложно придумать лучшую концовку для такого концерта.
Два часа пролетели, как один миг. Но эти два часа те, кто был в тот вечер в “Б1”, будут вспоминать ещё очень долго, а те, кто не был, рисовать в голове, читая восторженные (а других просто нет) отзывы в Интернете. Van Der Graaf Generator дали один из лучших концертов в Москве в этом году. Выражаясь молодёжным языком, “порвали зал” и “порвали” начисто. И всё это, заметьте, без какого-либо намёка на шоу и без всяческого пафоса. Втроём. В свои шестьдесят.
Сет-лист:
01. Interference Patterns
02. Scorched Earth
03. Lemmings
04. Lifetime
05. All That Before
06. Meurglys III
07. The Sleepwalkers
08. Over The Hill
09. We Are Not There
10. Man-Erg
Бис:
11. Still Life
Выражаем благодарность за предоставленные аккредитации.
nikita1988
Svartkladd
Blackknot
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).