История фестиваля Graspop, который проходит ровно через неделю после соседа Hellfest, началась в 1986-м году, в формате фестиваля местной поп-музыки. И спустя десять лет круто повернула - Graspop окончательно сменил "поп" на Iron Maiden, Slayer и Fear Factory, а размеры увеличились автоматически, ведь Iron Maiden в рамках "семейного" мероприятия не скроешь. Несколько лет посещаемость фестиваля балансировала на отметке в двадцать тысяч металхэдов, но с 2003-го года стала так уверенно расти, что к 2009-му достигла невероятных ста тридцати тысяч посетителей, что, на первый взгляд, почти вдвое больше неоспоримого гиганта Wacken. Впрочем, Wacken продаёт билеты исключительно на все три дня, на Graspop же с этим проще - можно приобрести однодневный билет, за счёт которого и получается разница в статистике.
Для поездки на Graspop я выбираю самый интересный день, второй. Именно в субботу лайн-ап практически не совпадает с Hellfest, и я собираюсь смотреть Moonspell, Arch Enemy, Spiritual Beggars и Whitesnake. Первые трое выступают в тентах, что, впрочем, неудивительно - на Graspop всего одна главная сцена находится перед открытым полем, а остальные три, практически равнозначные между собой, полностью закрыты огромными шатрами. Кому-то такое решение может показаться недостаточно фестивальным и летним, но мы-то знаем, что для вечной дождливой погоды тех краёв крытые сцены - признак дальновидности организаторов и их заботы о зрителях.
Ближайший ко входу - тент Metal Dome, где выступают шведы Ghost. Страна происхождения - единственное, что толком известно про эту команду. Рясы с капюшонами надёжно скрывают фигуры музыкантов, а из-под маски вокалиста раздаётся довольно непривычный для шведской melodic сцены высокий, незнакомый голос. Поговаривают, что шестеро участников группы, Nameless Ghouls, как они себя называют, могут быть музыкантами весьма известными, раз Ансельмо (Phil Anselmo) приглашает их на сцену к Down, а Trouble - на совместный концерт. Тем не менее, перед зрителями в Metal Dome - безымянный проповедник в маске с черепом и в латинской митре, который вместе с пятью помощниками разыгрывает насквозь сатанинскую службу - тексы Ghost целиком посвящены тёмным силам и Элизабет Батори. "Служба" длится всего сорок минут, и это оказывается непростительно мало для такого притягательного выступления. Но для любителей разнообразных чёрных месс уже готовится другое шоу - на сцену большого тента Marquee 1 выходят Moonspell.
Шаман Фернандо Рибейру (Fernando Ribeiro) в состоянии собирать огромную аудиторию, и Marquee 1 забит под завязку, но, по совести, это печально сказывается на ощущении от концерта. Пожалуй, из всех коллективов, выступавших на обоих фестивалях, португальцы первые, кому действительно не идёт фестивальный формат. В отличие от групп, как будто созданных для стадиона, Moonspell идеально смотрелись в… питерском "Порту", в здании старого ДК. Небольшое тёмное помещение, человек четыреста публики и колонны, покрытые паутиной - вот идеальный зал для атмосферы Moonspell. Атмосфера, пожалуй, играет здесь решающее значение (звук в Порту был далёк от идеального), воспринимать "Vampiria" или "Mephisto" на открытой сцене невозможно, да и в огромном тенте не многим приятнее. Зрителю, стоящему в середине толпы, движения Рибейру кажутся лишёнными особенного смысла, да и фирменный фокус с зеркальцами можно не разглядеть, если не знать о нём заранее. Тем не менее, понятно, что Moonspell не могут игнорировать фестивали или ограничивать свою аудиторию, их популярность растёт по заслугам, и остаётся только порадоваться очередной возможности увидеть их на сцене, пускай и нелепо большой.
Тем же, кто выходит в Marquee 1 следом за Moonspell, не помешало бы сменить тент на главную сцену. Ангеле Госсов (Angela Gossow) и Arch Enemy подходят и арены, и футбольные поля. Если к освещению добавить стробоскоп, выхватывающий отдельные кадры, выступление Arch Enemy будет неотличимо от клипа "Apocalypse" - вживую, и на фестивале, и в клубах, они выглядят не менее эффектно, чем в смонтированном ролике. То ли благодаря красным волосам Эмотта (Michael Amott), то ли из-за харизмы Ангелы (скорее всего), но картинка с концерта Arch Enemy запоминается надолго. Играют они всего минут пятьдесят, но зал всё больше напоминает тренажёрный, а для интенсивной тренировки, как известно, часа вполне достаточно.
Творчество старшего Эмотта представлено на фестивале ещё одной командой, и это не Carcass. Сорокаминутный сет в Metal Dome играет stoner-группа Spiritual Beggars, неизвестная, похоже, нигде в мире. Не удивлюсь, если даже в родной Швеции никто, кроме самих музыкантов, про коллектив не знает. Где бы ни спрашивала я диски Spiritual Beggars, в Чехии, Британии, Финляндии или России, в ответ лишь пожимают плечами, а если мне удаётся откопать на прилавке шальной экземпляр, продавцы с удивлением смотрят на собственный товар. Да что уж там, на самом Graspop в палатке с мерчандайзингом не понимают, чья футболка мне нужна, пока я не тыкаю пальцем в то, что висит у них над головой. На ней слова: "I listen to Spiritual Beggars," - музыканты знали, что написать, чтобы майка казалась действительно необычной. Перед сценой, однако, в ожидании выхода группы собираются несколько сотен человек, а часть из них, как выяснилось, даже знают слова. Возможно, это близкие друзья музыкантов.
В 2010 году коллектив во второй раз сменил вокалиста - Папатанасио (Apostolos Papathanasio) из Firewind звучит куда органичнее первого, Кристиана Спайса (Christian "Spice" Sjöstrand), но сочный голос второго вокалиста Кристофферсона (Janne "JB" Christoffersson) копирует с огромным трудом, кое-где и вовсе не справляясь с этим неблагодарным делом. Сет-лист концерта состоит в основном из новых вещей с альбома Return to Zero, записанного с Папатанасио, но перепадает публике и немного старых песен: "Fools Gold", "Beneath The Skin", "Euphoria", "Left Brain Ambassadors"… Неподходящий местами голос Папатанасио компенсирует собственной энергичностью и получается, в целом, красиво. В конце концов, составу группы в лице Эмотта, Чарли Д'Анджело (Sharlee D'Angelo, Arch Enemy), Вайберга (Per Wiberg, ex-Opeth) и Хвита (Ludwig Hvit, ex-Shinig) надо сильно постараться, чтобы сыграть плохо. Даже перед такой горсткой людей - возможно, музыканты как раз рады неожиданной публике. Отбросив сарказм, стоит заметить, что в прошлом году Spiritual Beggars выступили на фестивалях не только в Бельгии, но и во Франции, Финляндии и Греции, и хочется надеяться, что частые концерты пойдут на пользу популярности этой группы, одной из немногих, ради кого стоит ехать через всю Европу на сорокаминутное шоу.
В этот день на Graspop приехали и Electric Wizard, знакомые читателям по концерту на Hellfest. Их сопровождает всё та же медитативность, только нет снаружи дождя, а в тенте - огромной толпы, и видеоинсталляцию с порно почему-то не привезли. Следом за ними выступает ставший почти родным в Москве Татгрен (Peter Tagtgren) и его Pain; над полем, точно так же, как и неделю назад, упрощённо-стадионно звучат Black Label Society, а на главную сцену, тем временем, не собирается выходить Оззи (Ozzy Osbourne), который не доехал из Клиссона в Дессель. Вместо него единоличными хедлайнерами становятся Judas Priest, с удлинённым сетом. Из всех особенно заметных групп, выступающих во второй день Graspop, я не рассказала только про Whitesnake, но читать про это вряд ли будет любопытно. Остаётся повторить мысль про UFO, о том, что такие выступления вряд ли сильно радуют старых поклонников и уж точно не привлекают новых. И если Могг (Phillip JMogg) ещё хотя бы поёт, то Ковердейл (David Coverdale) своего голоса лишился давно, а ведь это едва ли не главное в творчестве Whitesnake. В итоге, второй день Graspop 2011 запоминается отнюдь не громкими именами, а несколькими отменными концертами на закрытых сценах, где не мешает промозглая погода, а по периметру танцпола находятся незаменимые барные стойки. Такой вот насыщенный марафон на территории фестиваля, полностью оправдывающий и билет, и дорогу в бельгийский пригород.
Текст: Katerina Morgan
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).