Грандиозная словенская арт-группировка LAIBACH прибыла в Москву с очередным творческим визитом. Сама не понимаю как такая легендарная (всегда это слово – но теперь-то оно как нельзя кстати) и уважаемая формация долгие годы держалась на периферии моих музыкальных интересов. Действительно, множество раз переслушав всех вокруг да около, близких, родственных, производных – всех, чьему появлению на свет мир обязан группе LAIBACH – самих праотцов и вдохновителей я незаслуженно игнорировала. А ведь LAIBACH не просто музыкальная группа, которая играет индастриал. Они знатные концептуалисты, у которых и текстовое, и идейное, и художественно-эстетическое, и сценическое обрамление музыки могут рассматриваться в отдельности. Трудно с уверенностью сказать какой конкретно аспект для самих участников группы первичен и наиболее важен – далеко не факт что это музыка. Контркультурные экспериментаторы, неустрашимые провокаторы, остросоциальные сатирики, надменные обличители, выдающиеся интерпретаторы, в чьих жерновах перемалывались шедевры всех без разбору коллег-музыкантов, от неприкасаемых классиков до андеграундных современников и официальных гимнов ведущих государств планеты, – все это Laibach.
Вы будете смеяться, но на концерт я шла с некоторой настороженностью, можно сказать, что даже с опаской. Не очень-то хотелось напороться на что-то излишне одиозное, сомнительное, радикальное, хотя в наспех прослушанных песнях коллектива, буду откровенна, я ничего такого не услышала. Оказавшись в концертном зале и вовсе расслабилась – светящиеся экраны недвусмысленно предупреждали – «We come in peace». А в то, что LAIBACH люди серьезные и слово их твердое, я интуитивно уверовала еще с первого взгляда и прослушивания. И не только серьезные, а еще и по-военному дисциплинированные: начали концерт с минимальной разницей к заявленному организаторами времени. Колонки лирично распевали немецкие ретро-песни тридцатых годов, поддерживая в дожидающихся благостное радушное настроение. Резко погасли огни и немецких барышень сменили рваные мечущиеся клавишные пассажи, как в авангардной музыке начала XX столетия. Хаотично заполыхали прожекторы, тревожные клавиши утонули в какофоническом грохоте ковровых бомбардировок.
Стартовали мощно, драматично и, как водится, с корней, исполнив на родном языке композиции, названия которых, не требуют перевода: «Smrt Za Smrt», «Brat Moj». Вокалист Милан Фрас окинул аудиторию тяжелым непроницаемым взглядом из-под клобука и принялся ритмично декламировать пугающие тексты политических манифестов. Вступительная часть «Ti, Ki Izzivas» ознаменовалась сольным выходом вокалистки Мины. Тут впервые бросилась в глаза тщательная продуманность и скрупулезная проработка деталей всего перфоманса. Длина и скорость шагов, походка, траектория движения, плавный подъем громкоговорителя над головой – каждый жест, несомненно, был тщательно отрепетирован и согласован. Хрупкая миловидная девушка, грозно кричавшая в мегафон, нарочито строго, но с озорными девичьими трелями, – ну прямо Гаврош на баррикадах. Я невольно залюбовалась поющим дуэтом, их приятными славянскими лицами, красивыми, ладно сидящими костюмами. Похожее «гламурное милитари» мне приходилось видеть на миланских подиумах в рамках главных модных недель, а после – в восхищенных репортажах на страницах журнала «Vogue». Элегантнее, конечно, изысканнее и богаче, но по сути – то же самое. Возможно, уважаемые читатели, вы неодобрительно поморщитесь, сочтя неуместными мои вечные акценты на внешности и шмотках музыкантов. Однако, согласитесь, всегда приятно видеть на сцене привлекательных людей, заботящихся о своем облике. Замечу также, что открывавшие выступление старые песни подверглись значительной переделке, призванной максимально модернизировать их звучание и приблизить его к нравам и вкусам дня сегодняшнего. В новых красочных одежках-аранжировках нелегко было узнать изначально сухие аскетичные и угрюмые треки, определенно преобразившиеся в лучшую сторону.
Таким образом уроженцы бывшей Югославии отдали дань уважения своей покалеченной историей стране. Косметический ремонт звука не повлиял на эмоциональный посыл старых песен, их тяжелое давящее настроение. Обстановку разрядили бодро и технично сыграв «Leben-Tod». Вторая мини-глава шоу была посвящена прошлогоднему финскому фильму «Железное небо» – LAIBACH сочинили саундтрек к этой развеселой трэш-картине в жанре альтернативной истории. Размышляя об этом произведении кинематографа вообще и его музыкальном обрамлении в частности, невольно вспоминаешь слова блистательного французского комедианта Бомарше: «Я спешу посмеяться над всем, иначе мне пришлось бы заплакать». Должно быть знаменитые словенцы решили поступить ровно наоборот – иначе как объяснить что откровенно стебное и пародийное кино получило столь серьезный монументальный саундтрек в фирменном лайбаховском помпезно-торжественном стиле? Немецкие петрушки FIENDFLUG справились бы с задачей куда эффектнее и точнее. Трудно отделаться от ощущения, что Милан с товарищами бросились в манящий омут бережно культивируемой ими самими милитаристско-тоталитарной эстетики, даже не взглянув на сценарий. Но не буду так уж открыто обвинять группу в предпочтении формы содержанию, а вернусь к субботнему концерту. Экраны демонстрировали нарезку кадров «Железного неба», но глядя на страдальческие лица музыкантов, в смятении застывших на сцене, можно было подумать что показывают по меньшей мере, «Обыкновенный фашизм». Хорошо еще что они стояли спиной к экранам, иначе сохранить лицо и выдержать стиль было бы значительно сложнее. «Iron Sky» был представлен тремя песнями, две из которых были написаны много ранее и для других альбомов. Это заимствованная у соотечественников SIDDHARTA «B-Mashina», впервые появившаяся на «WAT» , а также «Ameriсa», взятая с диска «Volk». Между ними Мина безупречно исполнила безотрадную балладу «Under The Iron Sky», явив недюжинный драматический талант, замаскированный под маской «железной леди». Следом Милан напористо зачитал мрачный приговор США, да так что пробрало до мурашек и апокалипсис показался как никогда близким. Чуть смягчившись пожурили Германию, дав ей, однако, шанс исправиться. Воззвание к Германии органично вплелось в структуру презентации «Iron Sky» и удачно закруглило тему.
Третья мини-глава музыкального спектакля LAIBACH оказалась самой злободневной: здесь артисты показали, чем живут и дышат сегодня, сыграв три песни с готовящегося к выходу в феврале 2014 года альбома «Spectre». Новости такие: LAIBACH пробуют себя в даб-степе. Не верите – послушайте композицию «Eurovision» и убедитесь, что теперь даже на темной сцене чуть ли не каждая вторая группа считает должным обратиться к этому стилю. Концепцию и смысловую сущность будущего лонгплея отлично выражает рефрен той же «Eurovision», где Милан доходчиво рассказывает политически неискушенному слушателю про «Europe», которая «falling apart». Актуальность проблемы, разумеется, возрастает с каждым годом, но, кажется, даже такие мастера язвительных интонаций и убийственных формулировок как LAIBACH уже не могут сказать о ней ничего нового. Также и в двух последующих вещах с красноречивыми названиями «No History» и «Resistance is futile» чувствуется плохо скрываемая усталость; тексты предсказуемы и банальны, будто написаны по инерции, по привычке. Живые версии песен гораздо ярче альбомных: голоса вокалистов набирают стали, твердости и эмоций, музыка – мощи и убедительности. На выходе получаем потенциальные концертные хиты, которые, вероятно, останутся в сет-листе и в последующих турах. В своих композиторских упражнениях LAIBACH явно шествуют в ногу со временем: архаичными и старомодными новые песни никак не назовешь.
Следующим номером программы стала сентиментальная битловская «Across The Universe», еще одна минута нежности от очаровательной Мины. Исполнение сопровождалось видеорядом с завораживающими видами космоса и почти полным отсутствием света. Идиллия в одночасье разрушилась молниеносным переходом от идиллических баллад к техно-индустриальным танцам: заиграли «Tanz Mit laibach», пожалуй самое известное творение группы и стопроцетный суперхит. Народ в зале заметно расшевелился, бурно среагировав на любимую песню, которая, как повелось, тоже подверглась специальной обработке и прозвучала в более жестком и дискотечном варианте.
Финальная глава основной части шоу вобрала в себя почти исключительно кавер-версии произведений других артистов. При беглом просмотре дискографии LAIBACH поражает количеств чужого материала, переработанного трудолюбивыми словенцами. В этом контексте вполне естественно присутствие ТАКОГО обилия каверов в концертном списке, но... Мне приходилось бывать на концертах групп, у которых за душой был всего один альбом и даже они не позволяли себе превратить собственное сольное выступление в кавер-шоу, а постоянно что-то изобретали и придумывали, вплоть до импровизаций. Да простят меня поклонники LAIBACH, но от группы, разменявшей четвертый десяток, хотелось бы услышать побольше собственного наследия. Ведь чужое можно как угодно перелицевать до неузнаваемости, перевести на другой язык и даже ощутимо улучшить, но своим оно от этого не станет. Тем не менее, я искренне считаю кавера от LAIBACH очень качественными и талантливыми. И сыграны они были впечатляюще. Особо отмечу один из последних у группы – интерпретацию знаменитого шлягера хулиганистого француза Сержа Генсбура «Love On The Beat». Легкомысленно-игривая песенка с шокирующим текстом в руках LAIBACH приобрела инфернальный оттенок и почти утратила зашкаливающую эротичность – даже Мина не помогла. Однако в том как натужно и настойчиво Милан произносит возмутительные скабрезности есть несомненная прелесть. Совсем уже не понять чем занимаются под такую вязкую тяжелую музыку – любовью или, скорее, пытками? Все перевернули с ног на голову и получилось превосходно.
«Du Bist Unser», cуровая танцевальная классика от LAIBACH, положила конец череде каверов и основной части концертной программы. Два выхода на бис довели продолжительность концерта до двух часов, но ни малейшей затянутости в их перфомансе не чувствовалось. Наиболее ожидаемым номером заключительной главы шоу стала, само собой, «Rossiya». Если в прозвучавшей несколькими минутами ранее «Leben Heisst Leben» словенцы продемонстрировали свои недюжинные способности по трансформированию пустяшных поп-песен в монолитные торжественные гимны, то «Rossiya» доказала их способности по превращению торжественных гимнов во вполне вменяемые поп-песни, доступные для широкой аудитории. Видеоряд к «России» несколько подкачал: щедро разливались золотом колоски, купола, двуглавые орлы и церковные кресты, в сумме вышел неряшливый лубок вместо цельного и трогающего клипа. А вот эмоциональную окраску исполнения оценим максимально положительно: ничего кроме уважения, симпатии и почтения к нашей стране в проникновенном пении Милана и Мины я не услышала. Надеюсь, так оно и есть. Получив порцию заслуженных аплодисментов и одобрительных выкриков, музыканты сыграли хлесткую «Das Spiel Ist Aus», резко возвратившись к тревожно-настороженным и совсем не минорным настроениям, доминировавшим на протяжении всего концерта. На этом, в полном соответствии с безаппеляционным припевом, игра была окончена и с легким поклоном музыканты удалились за сцену.
Случайно забредшему на концерт слушателю зрелище могло показаться скучноватым и однообразным: статичные фигуры музыкантов, полное отсутствие контакта с залом (даже подпевки не приветствуются), механистичная манера пения, интровертная подача. Я же, не будучи большой поклонницей группы, склонна застыть перед ней в глубоком реверансе. Это было прекрасно поставленное и продуманное до мелочей действо, в котором публике отводилась сугубо пассивная роль и большинство присутствующих поняли и поддержали предлагаемую модель поведения. Чувство умеренности, своевременности и золотой середины у всех членов коллектива развито превосходно. Порадовало что группа находится в отменной физической и творческой форме, сохраняет свою самобытность, неповторимый стиль, чутко улавливает тенденции и настроения в музыке и общественной жизни, которые успешно передает в песнях. В этот раз они пришли с миром, но сдаваться, похоже, не собираются. Тем, кто как и я до сей поры группу не особо привечал рекомендую присмотреться – штучный товар на музыкальном рынке.
Сет-лист:
- Smrt Za Smrt
- Brat Moj
- Ti, Ki Izzivas
- Leben-Tod
- B-Mashina
- Under The Iron Sky
- America
- Germania
- Eurovision
- No History
- Resistance is Futile
- Across The Universe
- Tanz Mit Laibach
- Warme Lederhaut
- Love On The Beat
- Ballad Of A Thin Man
- See That My Grave Is Kept Clean
- Du Bist Unser
Encore I:
- Leben Heisst Leben
- Geburt Einer Nation
Encore II:
- Rossiya
- Das Spiel Ist Aus
Выражаем благодарность ГлавКлубу за предоставленные аккредитации.
pal sanych
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).