Одно из главных условий существования и реализации художника - это получение удовольствия от собственного творчества. А когда художник идёт на поводу у публики – часто попадает на территорию неискренности и становится даже хуже. Вот есть однозначно замечательная английская группа Anathema. Когда-то, четверть века назад, будучи пионерами, создала жанр Doom Death наряду с соотечественниками Paradise Lost и My Dying Bride (упомянул вместе великую тройку, отметился, больше не буду). Но вот начиная примерно с 95го года каждой следующий работой заставляет драть волосы на своих головах собственных поклонников – парадигма их музыки крайне подвижна и гибка, а нынешний лидер коллектива Дэниэл крайне изменчив в своих пристрастиях и открыт. И совсем не оглядывается назад. Для ортодоксальных любителей ранней Anathema вплоть до последнего теплилась в сет-листах «Sleepless». Скандировать ее на концертах упертые начинали к 15ой минуте концерта. И не всегда получали, а если и получали, то в глубоком encore вместо Metallica, Iron Maiden или Pink Floyd, а в последние годы еще и с высоким вокалом Винсента под пост-рок, хотя до 2010го более-менее удавалось подменить Даррена. Для нетерпящих еще с начала этого века брезгливости на лицах Винни и Дэнни при исполнении “Sleepless” оставалось ждать изобретения машины времени. Вообщем, трудные отношения у коллектива с консерваторами. Очевидно что под их давлением в 2011 году появилась компиляция переосмысленных интерпретаций старых вещей, в большинстве своем спетых бывшим идеологическим лидером коллектива и основным автором текстов до изгнания - Дарреном Вайтом, “Falling deeper” с девизом и посылом «мы это по-прежнему мы и любим свое старое творчество», но, как говорится, «в одну телегу впрячь нельзя коня и трепетную лань». Работа имеет весьма спорную ценность. Разве что заинтересовать десятую долю процента нынешних слушателей чтобы послушали корни группы, а также воскресила для концертов 2011/12 годов в своей легкой ипостаси «Kingdom». Примерно таким же образом, volens nolens, и родился юбилейный тур “A CELEBRATION OF THE ENTIRE HISTORY OF ANATHEMA MUSIC - Resonance Tour (Featuring special guests Duncan Patterson and Darren White)”. Всего 9 дат и все в Европе. Из них «солд аут» был сорван только на зимнефесте в Нидерландах Roadburn, оптом, который всегда раскупается уже много лет подряд.
Зачатки идеи концертов с Дунканом витали в 2007ом когда Дункан сыграл с Винсентом и Дэниелом несколько акустических концертов, а также в откровенных намеках в 2010-х о скором сюрпризе в составе вкупе с отсутствием на промо фотографиях “Weather Systems” Джэйми, на нескольких концертах вместо него на басу сводный брат жены дяди троюродной сестры Габриэля… А вот Даррен спел пару раз “Sleppless” c Анафемой в 2009ом когда они пересеклись на фестивалях с его тогдашней группой Serotonal, несколько несправедливо провалившейся. Т.е. если и были личные причины, не позволявшие продолжать совместное творчество, то сейчас их нет.
В интервью обещали более 3 часовое шоу с 3мя сетами, и это склонило к посещению концерта. Для бюджетного посещения был выбран наиболее удобный для жителя северо-запада России и достижимый даже автомобильным транспортом город Лодзь, то ли 2, то ли 3 город по величине город Польши в 120 км. от Варшавы, т.е. особо желающие без проблем могли приехать. Отсутствие же концертов в России в качестве санкций позволяет оценить насколько ваши мечты об Анафеме с Дунканом и Дареном влажные.
За 1 сутки до концерта, уже прибыв в Лодзь, с сожалением увидел афиши Cтивена Вилсона, начавшего концерт 4 часа назад. Жаль, знал бы заранее – совместил. И вот еще какая ирония. Стивен – продюсер последнего альбома Анафемы после того как Седерберга увезли на скорой на экстренную операцию. С таким материалом - оно и не удивительно .
Площадка для юбилейного концерта – клуб Wytwórnia. Никакого унизительного досмотра, более того - никакого досмотра. И даже нет рамок металлоискателей. Большой зал, примерно на 4 тыс. человек. Забит не полностью, но почти.
Для концерта по случаю 25ти свечек очень важен выбор из потрясающего наследия группы. Открыли концерт 2 самые вменяемые и универсальные песни с последнего альбома – заглавная бэнду “Anathema” и заглавная альбому “Distant Satellites”. Причем вторая, разумеется, с приличным плэйбеком, но больше чем я предполагал.
После «Спутников» Винсент поприветствовал зал на польском и заслужил большие овации чем за эти 2 песни . И следующая двойка – “Untouchable, part 1” и “Untouchable, part 2” и следом прохладная и скучная “A Simple Mistake”, но публика была довольна и неплохо пела все 3 песни, но мне, любителю “Judgment” и глубже, было скучновато.
А вот дальше место для скуки не нашлось. Бенефис Ли для отдыха Винса – “A Natural Disaster”. Очень чувственно, эмоционально и даже энергично, насколько при таком лиричном контексте возможно. А финал, где в финале поет только Ли с помощью звукооператора, который в помощью эха вывел канон на высочайший уровень, прозвучал просто потрясающе.
Альбом “A Natural Disaster” продолжила “Closer” начиная с которой за установку сел Джон, а легионер встал за клавиши и плэйбеки. В середине которой стало очень жарко и даже было чуток слэма. Далее следовала “Pressure”, хотя с “A fine day to exit” я бы предпочел “Panic” или “Release”.
Далее братья отдали дань маме - “One last goodbye”, Оборачиваясь на ней назад всегда можно найти несколько заплаканных лиц, разумеется так было много и на этот раз. Самая пронзительная песня коллектива служила точкой в первом отделении. Отделение оказалось самым длинным по продолжительности – более часа. Дэниел объявил перерыв 10 минут, никто не расходился. Во время перерыва пришло осознание что ничего с “Judgement” уже не будет. Это крайне огорчило. Уже можно лелеять мечту что в 2019, когда альбому стукнет 20 лет (как время-то летит!) прокатятся с юбилейным туром и будут играть его полностью (ага, размечтался, 2016 – тур “Eternity”, 2018 – “Alternative 4”). Заодно и очевидный вывод – пока это обычный нынешний концерт Анафемы с относительно удачным трэк-листом.
Но вот заиграла “Bad Speech”, но вместо ожидаемой “Hope” нежданчик в лице ударного блока с “Alternative 4” – “Shroud of False”/”Fragile Dreams”/”Empty”. На этих песнях зал активизировался окончательно, особенно на дункановской “Empty”. И да, со второго отделения на сцене появился Дункан. Но это было совершенно мало заметно за полной интровертностью последнего. Но более того, он играл, по краней мере внешне, совсем без энтузиазма. Вспомни о нем я только после того как Дэни однажды резко отреагировал на многочисленные «Дункан, вэлкам бэк», «Дункан – зе бест» и просто «Дункан!» из зала.
Далее - ”Lost Control”, которой сбавили темп, во время которой зал крайне дружно и концентрировано, даже порой четко, подпевал. Четвертой песней с “Alternative 4” завершили этот альбом, начался “Eternity”. Конечно же, с грустной истории-воспоминании “Angelica”. И это была последняя песня, спетая Винсентом искренне. Главное за что ценИм концертнего Винни – потрясающая возможность повторить мельчайшие интонации с альбомов После же «Анжелики» Винс пел песни, которые его не вставляют его. К великому сожалению это приходится признать. А вот полтора отделения пел искренне. Особо в этом плане расстроила сюита Паттерсона Eternity I-II-III. Конечно это можно списать на брюзжание олдфага в стиле «Трава тогда была зеленее» и все такое, но думаю, что все как поется в одной хорошей песне – “Open laughter held in distant days”. На сюите на несколько женских слов вышла Ли. Итог - сюита – слишком высоко и прозрачно, без того драматизма и трагичности с хрипотцой, которую мы можем слышать на записи.
Особенно же в плане искренности расстроила “Shroud of Frost” и “Sunset of Age”. А вот на “A Dying Wish” – Винсент, так сказать, восстановил статус кво на динозавре в сетлисте, что сразу сказалось на беснующейся публике. Вывод по второму отделению такой - кое-что не зря выпилено из плэйлистов, т.к. вокальная часть группы держится на интонация и полутонах Винсента (а также на его собственном потрясающем самолюбовании), а тут не вытянул. Потерян даже не диапазон, а именно эмоции, а следовательно и интонации. Но все закончилось второе отделение все же на позитивной ноте.
До концерта я предполагал что будут те кто сознательно пропустят первое отделение, но такого не заметил, а вот те кто покинули вокруг меня концерт после второго были. В перерыве чуть подговки для самого ожидаемого гостя на этом празднике. Но началось все со связки “Crestfallen” / “Sleep in Sanity”, без вокала, “Falling Deeper version” – так значилось в трэк-листах. Все скучали на этих треках и ждали Дарена, он появился только на “Kingdom”, которая прозвучала в неком среднем варианте между “Falling Deeper” и оригинальной версией.
Его появление встречали еще восторженее чем Дункана. Огромные овации при появлении и первых звуках его речитатива в “Kingdom”. Появился Даррен и дал дума. Как говорится – «Даррен прийде, дума наведе». Третье отделение вытащил только он, приковав взгляды всех людей в зале – потрясающая харизма и притягательность. Все 5 треков с ним – на одном дыхании, прервался этот замечательный сон где-то в середине только на речь Вайта, который со сцены поприветствовал поклонника, который приехал из России автостопом какое-то огромное расстояние. Этот легендарный человек в ответ помахал Даррену и толпе. Потом снова в сон и транс.
Оставалось добавить "Nailed To The Cross / 666", “Pentecost III”
и “Crestfallen” оригинальную и людей можно без наркоза на органы пускать. Но сон закончился - вот уже музыканты покидают сцену, но было понятно что без гимна агрессивно-яростных пацифистов “Sleepless” такой концерт обойтись не может. Перед бисом были хлопушки с с конфетти в виде бабочек, которые очень понравились Винсенту и Дэнни, многочисленные «We love you!”. Потом традиционное посвящение «Песня о тех кто не с нами» и главный хит группы . Зал был в эйфории, конечно же. Anathema была искренне впечатлена приемом. Даррен прогроулил «Лодзь, Лодзь!» в ответ на “Anathema, Anathema!”, потом все помахали Габрриэлю в камеру на память и сказка закончилась.
Выводы. Дункана хотелось бы видеть радостным на юбилее, да просто менее скромно себя вести – он ковал величие группы, но он интроверт. Звук идеальный, никакой духоты и никаких пробок. Сырости и тяжести в сете с Дареном поубавили чтобы не окончательно перепугать неофитов. Да вообще – Даррена не додали. Я только на него смотрел 3 сет, поэтому не могу сказть насколько брезгливыми были лица Винса и Дэнни.
Недавний акустический тур в соборах был снят для ДВД, а Резонанс-тур проигнорирован. Обидно. В который раз по разным таким поводам задаешь себе вопрос - может Анафеме стоило распасться? Это был абсолютно точно мой последний концерт группы, потому что психоделичная размазня на лупах и плэйбеках на концертах не интересна. Концерт более чем уникален. Искренности и запала не хватило, но приходится выбирать – спорный новый материал или искренность. Правда Г.абриэля вставляло все от и до, как и старичка-новичка Даррена. Но на мурашки периодически на протяжении реверсивного путешествия хватало.
1. Set 1: 1999-2014; w/ Current Line-up
1. Anathema
2. Distant Satellites
3. Untouchable, Part 1
4. Untouchable, Part 2
5. A Simple Mistake
6. A Natural Disaster
7. Closer
8. Pressure
9. One Last Goodbye
10. Set 2: 1995-1998; w/ Duncan Patterson
9. Bad Speech
(Roy Harper song)
10. Shroud of False
11. Fragile Dreams
12. Empty
13. Lost Control
14. Angelica
15. Eternity Part I
16. Eternity Part II
17. Eternity Part III
18. Shroud of Frost
19. Sunset of Age
20. A Dying Wish
21. Set 3: 1992-1995; w/ Darren White and Duncan Patterson
21. Crestfallen
(Falling Deeper version)
22. Sleep in Sanity
(Falling Deeper version)
23. Kingdom
24. Mine Is Yours to Drown In (Ours Is the New Tribe)
25. Under a Veil (of Black Lace)
26. Lovelorn Rhapsody
27. They (Will Always) Die
28. Encore:
28. Sleepless
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).