Двадцать с лишним лет назад Apocalyptica записали свой дебютный альбом "Plays Metallica by Four Cellos". Мало кто мог сказать, что эта запись станет для четверки финских парней началом большого пути. Создатель и лидер команды Eicca Toppinen вспоминает: "Тогда мы хотели всего лишь продать тысячу дисков и отыграть несколько концертов, но, видимо, все получилось несколько иначе". Действительно, значимость дебютника Apocalyptica на то время сложно переоценить. Это сейчас, в эпоху интернета, каверы Metallica на арфах, банджо, казу, разве что не на ложках, появляются как грибы после дождя, оставаясь чем-то на уровне "увидел и забыл", а тогда, в 1996, профессионально записанный альбом каверов с оригинальной концепцией стал настоящим феноменом. Любители тяжмета с ухмылкой подсовывали друг другу кассеты: дескать, смотри-ка, метал на виолончелях, можешь себе представить? Что было дальше мы все знаем: ярко заявив о себе и удачно попав в растущую волну популярности финских команд в Европе и Штатах, Apocalyptica уверенным шагом шли к мировому признанию. Результатом стали восемь студийных альбомов, мировые туры и армия поклонников по всему земному шару. Со временем Apocalyptica эволюционировали: на смену камерам пришло собственное, оригинальное, творчество, обновлялся состав музыкантов, появлялись ударные и вокал, всё дальше уводя команду от лаконичной чистоты первоначальной концепции. В этот раз, оставив позади двадцать лет, группа решила вновь обратиться к истокам, подарившим ей мировую известность. Отбросив лишнюю мишуру, оставить Идею в чистом виде: четыре виолончели и Metallica. Другой вопрос, что в рамках текущего юбилейного тура, поклонникам финнов представилась уникальная возможность увидеть воплощение этой идеи с учётом всего накопленного музыкантами концертного опыта и новыми, не вошедшими в оригинальный альбом композициями.
Концертная программа была разделена на две части: акустический и, условно, "метальный", сет. Почему "условно", объясним чуть позже. В первой половине выступления группа, на радость ностальгирующим фанатам, целиком исполнила дебютный альбом, а во второй сыграла оставшиеся композиции Metallica, имеющиеся в репертуаре, выпущенные на последующих альбомах или в виде бонусов.
Акустический сет, задуманный по-академически сдержанным, прошёл в лаконичных тонах оформления дебютного альбома. Очень стильная картинка на сцене: четыре небольших экрана, отражающих освещение, и на которые изредка проецировались силуэты музыкантов: четыре человека, играющие Metallica на виолончелях. И больше ничего. Временами, в причудливой игре прожекторов, на сцене можно было увидеть живое воплощение монохромной обложки дебютного альбома. Завершённый круг, законченное концептуальное совершенство.
Вторая часть выступления планировалась по-рокерски раскованной. В подтверждение этому на сцене вместо экранов появилась необычная ударная установка, а Eicca и Perttu Kivilaakso скинули пиджаки, оставшись в майках. Eicca обратился к публике со словами, что "официальная" часть сета закончилась, и гости могут начать шуметь, подпевать и вскакивать с мест, дабы поддержать выступающих. Сами виолончелисты активно подавали толпе пример, проведя практически все выступление стоя и вообще бегая по сцене с инструментами. Правду сказать, неугомонный Perttu порывался бегать и во время акустического сета, а Paavo Lötjönen и оригинальный исполнитель первых двух альбомов Antero Manninen, вернувшийся по случаю юбилея в команду, оставались на местах на протяжение всего концерта. Первый в силу того, что умудрился сломать перед туром ногу, а второй, видимо, посчитал, что ему, солидному академическому музыканту (Antero играл, например, в Симфоническом оркестре финского радио и Оркестре финской государственной оперы, собственно ради "высокой" музыки он и покинул в своё время группу) выделывать на сцене кульбиты не пристало.
Но даже вторую часть шоу не получается назвать по-настоящему "метальной", несмотря на присутствие ударных и "вертолёты" двух "хаерастых" маэстро. Как ни крути, но Apocalyptica в чистом виде всегда останется своеобразным мостиком между классической и тяжёлой музыкой. И даже на скоростных номерах вроде "Creeping Death" или "Battery" не появлялось особенного желания вскакивать с места и вскидывать "козу". Плохо ли это? Отнюдь. В изысканном сочетании классической музыки с тяжметом и кроется истинное очарование этой группы. Именно поэтому, когда Eicca и ко начали активнее добавлять в свой репертуар все больше модерновых электронных фишек и примочек, многие фанаты потеряли к команде былой интерес. А в рамках этого концерта Apocalyptica с лёгкостью объединила дам в вечерних платьях и жемчугах с припанкованной молодежью в общем стремлении послушать качественную музыку. Благо эталонный "крокусовский" звук позволил насладиться глубокими струнными вибрациями в полнейшей мере. Некоторые опасения вызывало наличие ударных во второй части — не затмит ли пошлое громыхание вдохновенные вибрато и тремоло? Но здесь все прошло как нельзя лучше: нестандартная ударная установка рисовала причудливые арабески из разнообразнейших звуков: этнических "томов", гулких перестуков и тончайших колокольных переливов. Тот случай, когда партии ударных были куда любопытнее оригинальных пассажей маленького жадного датчанина. Впрочем, оставим датчанина в покое, без него не состоялся бы не только вчерашний концерт, но и сама Apocalyptica не родилась бы как творческая единица.
Сетлист полностью соответствовал тематике выступления, так что его можно признать эталонным. Чего уж там, фанаты были бы в восторге, если бы сами Metallica приехали к нам с подобным ностальгическим сетом, вместо той мути под названием "Death Magnetic", которая играла до начала выступления виолончелистов. В обоих частях были как энергичные боевики, которые позволяли музыкантам во всей красе показать свои скоростные способности и умение извлекать циркулярный звук из академических инструментов, и лирические баллады, которые, в отличие от надоевших оригиналов, услаждали слух нежнейшими струнными пассажами, воздушными соло и слаженной полифонией. Были и редкости вроде "Escape", которую даже сами американцы не исполняют, и великолепная космическая сюита "Orion". Для полного счастья не хватило, пожалуй, лишь "The Сall of Ktulu" в версии от Apocalyptica. Но не всем желаниям суждено сбываться.
Что касается музыкантов, то они безусловно были хороши. Финны удивительно слаженно и гармонично работают в команде. Здесь нет вторых и третьих ролей: у каждого из виолончелистов есть свои сольные партии, от песни к песне. Тонко и филигранно выходит у них многоголосие: то причудливое переплетение, довольно редкое для "массового" метала, но весьма характерное для классической музыки. Какую все-таки немалую работу провел над аранжировками песен Металлики Eicca Toppinen! Особенно если учесть, сколько лет ему было на тот момент. Хотя, конечно, тут нужно и первоисточник учитывать: классические композиции Metallica действительно весьма сложны и разнообразны. Звучали ли бы в таком виде песни, скажем, Grave Digger? Вопрос...
Но не создателем единым. Все четверо исполнителей — настоящие мастера, буквально на глазах толпы раздвигающие границы возможностей своих инструментов. Когда первые альбомы только начали появляться в продаже, одними из самых популярных вопросов относительно Apocalyptica были: "Они действительно играют только на виолончелях? Как они заставляют виолончели так звучать?" И, выходя вчера из зала, можно было услышать те же самые вопросы и предположения насчёт "особенных метал-струн" или хитрых примочек. Значит, магия инструментов, открытая и запечатленная на первых альбомах финской командой до сих пор живёт и волнует умы и сердца.
Сет-лист:
Apocalyptica Plays Metallica by Four Cellos
- Enter Sandman (Metallica cover)
- Master of Puppets (Metallica cover)
- Harvester of Sorrow (Metallica cover)
- The Unforgiven (Metallica cover)
- Sad but True (Metallica cover)
- Creeping Death (Metallica cover)
- Wherever I May Roam (Metallica cover)
- Welcome Home (Sanitarium) (Metallica cover)
Second Set With Drums
- Fade to Black (Metallica cover)
- For Whom the Bell Tolls (Metallica cover)
- Fight Fire With Fire (Metallica cover)
- Until It Sleeps (Metallica cover)
- Orion (Metallica cover)
- Escape (Metallica cover)
- Battery (Metallica cover)
- Seek & Destroy (Metallica cover)
- Kalinka (Traditional Russian song)
Encore:
- Nothing Else Matters (Metallica cover)
- One (Metallica cover)
Выражаем благодарность NCA за предоставленные аккредитации.
Текст: Nerferoth Juventino
Фото: Якямсева Екатерина
Sunriser
Nerferoth Juventino
Behemoth
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).