Состав Шведского Рок-фестиваля минувшим летом – словно “1987 форева”. Как всегда, организаторы действа и публика держатся за прошлое, прекрасно понимая, что с коммерческой и с творческой точек зрения, в ’70 – ‘80-е случился рассвет в тяжёлом роке. И если испытывать любовь – да что уж там, страсть – к этой музыке, то невозможно сопротивляться желанию ещё немного погреться в лучах его солнца, неумолимо погружающегося с каждым годом в прошлое.
Как минимум один из участников старейшего финского хэви-метал-ансамбля Oz эту страсть, несомненно, испытывает: барабанщик Марк Раффник не закидывает свои палочки на антресоли, и не задвигает свою установку в пыльный угол, а привлекает участников помоложе да позадорней – и продолжает наяривать, как в ‘82-м. Пусть внешне Oz выглядят незатейливо – ни костюмов, ни сильной харизмы (сомневаюсь, что она когда-либо у участников этой группы была), зато из их песен совершенно не выветрился дух начала ‘80-х, а простенькие самопальные “спецэффекты” - разворачивающийся перевёрнутый крест во время “Turn The Cross Upside Down” - вызывают улыбку и лёгкий укол ностальгии по “аналоговым” временам.
Demon в этот раз выступили куда затейливей, чем в прошлый: вокалист Дейв Хилл нарядился в мантию священнослужителя, раскрасил лицо гримом, выволок на сцену внушительный звериный череп со спиралевидными рогами, которым потрясал в кульминационные моменты, но вновь, как и в 2015-м, остаётся загадкой: почему Demon не исполняют вживую свою лучшую песню с альбома “Unexpected Guest” – “Have We’ve Been Here Before?”, которую в 2003-м, когда они были хэдлайнерами первого дня фестиваля, пело хором всё поле. Всё остальное обязательное в этот раз было исполнено, а эта песня – нет. Мистика (и оккультизм!..) да и только!..
Джо Линн Тёрнер в прошлом году не смог выступить на Sweden Rock Festival по причине случившегося сердечного приступа, а в этом выступил так, что от сердца отлегло: этим песням годы – не помеха, и они явно придают силы и заряд энергии как минимум тому, кто их написал и исполнил, и это – главное. Всё остальное (например, совсем чуть-чуть подувядший вокал) – несущественно.
Выступление Death Angel стало одним из лучших концертов фестиваля. Воистину поразительно: как при сложносочинённости их музыки с огромным количеством нюансов можно сделать так, что все эти нюансы исполнены – и самое главное – слышны вживую. Их напор был колоссален, кажущаяся лёгкость исполнения поражала, харизма и простые, но бившие в самую точку слова межпесенного конферанса вокалиста были неимоверно притягательны. По окончании их сета было невозможно сопротивляться желанию хоть как-то отблагодарить музыкантов за столь феерическое выступление – так что по по окончании концерта Death Angel я и мои друзья незамедлительно направились к стойке по продаже мерча.
Двумя своими первыми альбомами Skid Row навечно застолбили себе место в рок-истории. Группа в 2019-м играет так, словно музыкантам по-прежнему по 20 лет: зло и по-панковски напористо, мощно и слаженно: настоящая американская “фирма”, да и “новый” вокалист Зи Пи Тирт (экс-Dragonforce) компетентно справляется с “верхами” в песнях и с публикой на поле. Но вот незадача: когда группа исполняет песни с тех самых двух альбомов, можно забыть обо всём, а чуть только со сцены начинают звучать песни за пределами ’89-’91, хочется зевнуть и взглянуть на часы – и ничего тут не поделать, хоть ты тресни!..
Главная отличительная черта Blackberry Smoke – то, что они никуда не торопятся. Эти музыканты уже поймали свою волну – прежде всего, в жизни – и это явно отражается в их музыке. Неспешно, расслабленно, со знанием дела и с опытом за плечами – словом, по-взрослому, не обращая внимания на то, что происходит вокруг, и сосредоточившись лишь на том, что происходит внутри. В этом и кроется притягательность и завораживающая сила их музыки – и на концерте Blackberry Smoke я ощутил невероятный магнетизм и неброскую красоту их песен.
Krokus решили прощаться, пока есть силы – что ж, вполне взрослое решение. Им никогда не отвертеться от определения “европейский ответ на AC/DC”, но у Krokus всегда была внушительная толика металлизма, не позволявшая записать их в когорту унылых копировщиков главного автралийского экспорта в роке, и именно за это Krokus всегда считали родным и близким европейскому уху. Группа выступила куда мощнее, чем 6 лет назад на SRF: духоподъёмно и крепко, совсем не по-стариковски, говоря тем самым: “Запомните нас такими!..” Так и сделаем. Семейный ансамбль Lucifer (вокалистка – жена Никки Андерсона из Entombed, The Hellacopters и Imperial State Electric, который в Lucifer восседает за барабанами) исполняет откровенное семидесятническое ретро с оглядкой на Black Sabbath и иже с ними, костюмы музыкантов – под стать музыке, которой у Lucifer уже набралось на 2 альбома. Один лишь недостаток: запредельная однообразность вокала: завывания Джоаны Садонис одинаковы во всех песнях, что припечатывает куда тяжелее, чем собственно стилистика “Саббат навсегда”. Впрочем, будучи поклонником Imperial State Electic, я мужественно отстоял весь концерт Lucifer. “Галочка” поставлена.
То, что с каждым годом голос Боба Кэтли неумолимо и явно увядает, уже не удивляет – удивляет то, как с годами Боб наловчился мастерски “обходить” острые углы и выжимать весь сок там, где его, казалось бы, уже и не осталось вовсе. Во многом благодаря этому умению от концерта Magnum не осталось ни малейшего ощущения ущербности: вполне хорошо, чуть ли не мощно – чего ещё желать от по-домашнему уютных песен этих английских хардовиков второго эшелона. “Стариковскость” в их концерте присутствовала – ничего не попишешь – но она была отнюдь не жалкой и беспомощной, а вполне “аксакалистой” и достойной. Концерт Candlemass стал лучшим из всех концертов этой группы, которые я когда-либо видел, несмотря на то, что по умолчанию Мессия Марколин считается лучшим из 6 вокалистов, певших в группе. Вернувшийся в группу Йохан Лангквист перетянул на себя одеяло так, словно пел в этой группе всю жизнь - а не только на первом и последнем (на данный момент) альбомах Candlemass. Группа выглядела невероятно органично, звучала сыгранно, и несмотря на кладбищенско-загробную тематику песен (“Господи, помилуй, демоны накинулись, дай мне умереть спокойно – в одиночестве!”) со сцены веяло сильнейшим и заразительным духом удовольствия от того, что музыкантам невероятно в кайф стоять на этой сцене и исполнять эти песни. Ну и стриптиз под занавес – по всем канонам оккультной хореографии и костюмного убранства в исполнении роскошной мадам был не лишним – хотя и неожиданным. Цирк – да и только!.. Большего о концерте и не скажешь – хотя куда уж больше-то!..
Те, кто брызгая слюной, критикуют Kiss за предсказуемый сет-лист, не очень хорошую (мягко говоря) вокальную форму Пола Стенли – чего уж там, певшего под фонограмму, да и вообще – могут упиваться собственным критиканством и дальше, а все остальные – и я
в том числе – с огромным удовольствием отдались во власть рок-н-ролльного цирка, бутафории, конфетти и предсказуемых фокусов – а как иначе?!. Веселит же – и прекрасно! Рок-мир обеднеет и станет куда скучнее без Kiss – и только поэтому им прощается всё.
В этом году в категории “Шведской культовой группы” выступили Easy Action – группа гитариста Ки Мрселло, в которой он играл до Europe. Концерт Easy Action подтвердил постулат о том, что даже 2–3 “эшелон” групп из Швеции с лёгкостью даст фору звёздам первой величины из других стран. Поразительной мощи вокалист Томми Нильсон (увенчанный внушительной поп-карьерой ветеран “Евровидения”), яркие и сочные мелодии – и врождённое качество, которое органически наличествует во всём, что делают шведские музыканты.
Не менее узнаваемые, чем Kiss в гриме, ZZ Top в бородах на сцене выглядели минималистично, но ярко – бороды, костюмы Дасти и Билли, пёстрый жёлто-голубой ряд крайне необычных сценических усилителей Magnatone – явно сделанных по спецзаказу бородатых маэстро – и, опять-таки, “заказная” барабанная установка Фрэнка Бёрда с барабаном в виде деревянной “свисающей” бороды. Фрэнк выглядел самым невесёлым из троих – за весь концерт он ни разу так и не взглянул в публику, не взмахнул в приветствии палочками, а смотрел в пол, то ли сосредоточившись на игре, то ли по другим причинам. Концерт ZZ Top начался с нескольких песен, исполненных Дасти Хиллом, и у меня возникло подозрение, что у Билли Гиббонса не всё в порядке с вокалом, ан нет – спустя несколько песен баланс по вокалу между двумя бородачами выровнялся.Greatest Hits – именно по этому пути наименьшего сопротивления явно плыли ZZ Top, и настоящей усладой для жаждущих необычностей стало то, что песни с “жидко” звучащих альбомов (“Pearl Necklace”, например) ZZ Top исполнили на “мясистом” расцветистом звуке, что придавало этим номерам приятнейшую изюминку.
Я собирался зайти на концерт Dream Theater в ночи на пару песен – а задержался до самого конца, будучи не в силах уйти. Весь концерт пролетел как одна песня, и для меня стало полной неожиданностью то, что Dream Theater выступили в роли мощного и хитового рок-ансамбля, а не в своём привычном амплуа профессоров-музыкантов, демонстрирующих свой класс таким же виртуозам, как они сами. Что стало тому виной – новый баланс по звуку с акцентом на гитары, новая концертная программа или просто настрой и флюиды эмоций, перевесившие желание “наворотить” – загадка, но факт остаётся фактом: Dream Theater в 2019-м вполне можно слушать вживую более 15-ти минут.
Нынешний блюз-роковый бум не в последнюю очередь обеспечивается исполнителями типа Джареда Джеймса Николса - вернее, благодаря их невероятной энергичности, разом сметающей все стереотипы о блюзовиках как о грустных старичках, прилипших к стулу и льющих крокодиловые слёзы о былом. Джаред не останавливался ни на секунду, носясь по сцене как безумный дервиш, не забывая при этом виртуозничать и поддерживать плотнейший контакт с публикой, гостеприимно вовлекая в свою орбиту даже тех, кто случайно заглянул в шатёр Rock Klassiker Stage, проходя мимо. Вот это блюз!..
Electric Boys добавляют в тягучий блюз-хард увесистую толику фанка и внушительную – и в то же время притягательную – толику той странной субстанции, которую на английском принято называть “swagger”, и которая трудноисполнима музыкантами, проживающими за пределами коренных земель этих американских жанров. “Чем взрослее, тем сочнее” –
именно так можно ёмко описать разницу в динамике исполнения как новых, так и давно знакомых песен Electric Boys.
Концерт Styx оказался для меня полнейшей неожиданностью. Я ожидал увидеть уважаемых и почитаемых столпов семидесятнического софт-рока, с осознанием собственной значимости исполняющих свои помпезные мега-хиты давно минувших лет, а увидел невероятно энергичную и бодрую группу, трое участников которой не только являются полноценными вокалистами высочайшего уровня (в случае Styx просто не поймёшь, кто из них – основной певец!..), а ещё и умудряются при этом – принимая во внимание возраст музыкантов – носиться по сцене, словно зайцы, создавая радостную атмосферу чуть ли не студенческого капустника. Означенные хиты, несомненно, были исполнены – но не помпезно и тяжеловесно, а с воздушной лёгкостью и искромётным задором. Вот тебе и Styx!.. Главным “юмористическим” эксклюзивом фестиваля стали Green Jelly – неожиданно вернувшиеся из небытия герои MTV начала 90-х, прожужжавшие все уши тогда своим единственным – но зато каким! – хитом “Three Little Pigs”. Концерт Green Jelly начался незаметно: в то время, когда группа уже должна была начать играть, по сцене всё ещё ходил обычного вида лысый мужчина в затрапезной футболке, мятых шортах и внушительных “говнодавах”, время от времени приказным тоном что-то объявлявший в микрофон и таскавший за собой по сцене раскладной стул. Спустя несколько минут многих осенило, что этот мужчина – вокалист группы, а концерт - уже идёт, начавшись с вот такого разговорного номера. Всё стало на свои места, как только Green Jelly приступили к “Three Little Pigs” – эта песня была исполнена первой. На сцене принялись мельтешить инструменталисты в невероятных костюмах из запасников киностудий, а компанию им составили человек двадцать из группы поддержки, также обряженные должным образом. Те участники группы, которым стало тесно на сцене, принялись сигать в толпу, и носиться с гитарами наперевес промеж публики. После того, как “Three Little Pigs” была исполнена, Green Jelly “попытались” уйти со сцены – главный хит исполнен, концерт окончен! – но как только “выяснилось”, что они могут играть ещё 40 минут, музыканты с головой окунулись в костюмно-комедийно-разговорно-музыкальную вакханалию, и к окончанию их воистину феерического выступления градус дураковаляния перекрыл все возможные рекорды для серьёзного металлического фестиваля. С лиц всех свидетелей действа Green Jelly не сходила дурашливая улыбка, а души переполняло ощущение беспричинной радости и детского восторга от осознания того, что, оказывается, и так – можно!..
Saxon – беспроигрышный вариант для такого фестиваля, как Sweden Rock, тем удивительней, что в 2019-м году эта группа была впервые удостоена чести выступать на главной сцене. Это высокое доверие Saxon не только полностью оправдали, а перекрыли все возможные пределы этого самого доверия с таким гаком, что можно было потерять дар речи, глядя на сцену, на которой гордо возвышались ряды усилителей, уходящих за горизонт, громоздились немыслимые тонны сценического света, а с со сцены лился такой тяжеленный металл, что всесокрушающей и непобедимой тяжести этой английской стали было просто невозможно сопротивляться. “Wheels Of Steel” – естественно, “Denim And Leather” – само собой, “747 (Strangers In The Night)” – куда ж без неё! Далее – по списку, в который вошли не только песни из “золотого запаса” группы, но и не уступающие им номера посвежее – заглавные композиции с трёх последних студийных альбомов Saxon. Ёмким выражением происходившего на сцене во время выступления Saxon можно считать название одной из песен, исполненной группой “на бис” – “Heavy Metal Thunder”.
Лучше и не скажешь! Бастион английского металла вместе с Saxon на Шведском Рок Фестивале в этом году защищали также Def Leppard и Ritchie Blackmore’s Rainbow. Если Saxon по итогам Sweden Rock Festival-2019 вполне можно было бы удостоить медали “За отвагу” и наградить “повышением” до главной сцены (что и было сделано организаторами), то Def Leppard и Блэкмора, которых, при всём желании, и “повышать-то” уже некуда – они уже достигли всех возможных “званий” и размеров сцен ещё 30 – а то и 40 – лет назад, также никак нельзя оставить без почётных знаков отличий - если, конечно, у них ещё остались свободные места на парадных мундирах. Обладая набором общеизвестных хитов, вошедших в культурное подсознание всего западного мира, Def Leppard просто органически не могут выступить ниже планки, заданной ими самими ещё в конце 80-х – такие песни, как “Animal”, “Rocket”, “Love Bites”, “Foolin’”, “Pour Some Sugar On Me” и другие являются ярчайшими примерами “самоподзавода”, заставляя музыкантов вновь и вновь возвращаться в душевное состояние, присущее только молодости - а попутно побуждая к тому же самому и публику. Относительными “эксклюзивами” программы выступления Def Leppard на Шведском Рок Фестивале стали номера с “High N Dry” – “Let It Go”, Bringin’ On The Hearbreak и “Switch 625”: песни, ухватившие дух начала 80-х. Ну а завершилось предсказуемое – но от того не менее приятное – действо Def Leppard “бисом” в виде “Rock Of Ages” и “Photograph”. Ричи Блэкмор, неожиданно вернувшийся к концертной деятельности под самый занавес своей творческой карьеры – авторитет и личность межгалактического масштаба, и один из немногих – а может, и единственный – из музыкантов жанра, чьи нынешние выступления надлежит оценивать, в первую очередь, с позиции статуса - который непререкаем. Многие и не мечтали увидеть Блэкмора на сцене с рок-программой – однако чудеса случаются, именно об этом – классические песни Rainbow и Deep Purple, многие из которых звучали с главной сцены Sweden Rock Festival в заключительный день фестиваля. “Man On The Silver Mountain”, “Stargazer”, “Long Live Rock’n’Roll”, “Since You’ve Been Gone”, “Black Night”, “Perfect Strangers”, “Smoke On The Water” – огромное количество меломанов пожертвовали бы многим, лишь бы услышать эти номера в исполнении автора. Те, кто пожертвовал своим временем, силами и материальными благами в обмен на эти четыре дня на Шведском Рок Фестивале, теперь могут со спокойной душой думать: “Я там был, живого Блэкмора в составе Rainbow видел!” – а при случае и козырять этим за застольными беседами в кругу соратников по увлечению тяжёлым роком.
Специфика Шведского Рок Фестиваля не позволяет удержаться от восторгов в адрес происходящего – не буду противиться этому желанию и в этот раз. На самом юге Швеции традиционный металл в эти четыре дня льётся неостановимой лавой, и качество выплавляемых изделий (читай: “концертов”) из года в год – на высоте. Так что те воспоминания, которые уносят в своём сердце все, кто приезжает в Солвесборг в самом начале июня, заставляют их возвращаться сюда вновь и вновь. До следующего года!
Выражаем благодарность организаторам за предоставленные аккредитации.
Текст: Артем Голев
Фото: Алексей Паин
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).