|
Тот факт, что напряжённость в рядах UFO при Михаэле Шенкере к концу десятилетия 70-х годов росла и копилась, уже не представлялся большим секретом. Посчитав, по всей видимости, себя незаменимым, М. Шенкер мог многое себе позволить, вплоть до того, что по ходу гастрольного тура запросто оставить расположение группы и на неопределённое время исчезнуть в самоволке. Или же покинуть сцену прямо в разгар концертного выступления.
Последняя подобная его выходка случилась 29 октября 1979 года сразу после завершения концерта UFO в небольшом калифорнийском городке Пало-Альто (Кремниевая долина). Больше в составе знаменитого британского рок-коллектива самобытного немецкого гитариста не видели. Вскоре он объявится в Scorpions, но ненадолго, только для того, чтобы сформировать состав собственной команды и начать сольную карьеру.
Не в первый уже раз тур-менеджмент UFO вынужден был прибегнуть к услугам резервного гитариста, валлийца Пола Чэпмена (Paul Chapman), на тот момент находящегося в бессрочном отпуске (его группа Lone Star зависла в неопределённой бездеятельности). П. Чэпмен вынужденно присоединился к UFO в ходе американского тура, совместного с канадцами Rush. Влиться в тот состав именитого британского квинтета ему было не слишком сложно - подменять немецкого гитариста-виртуоза Чэпмену случалось и раньше. Бывало, впрочем, что они выходили на сцену и вместе.
Окончательный исход Михаэля Шенкера из UFO прогнозировался - неуравновешенный характер этого парня вызывал и творческие разногласия, и испорченные отношения в составе группы. Многие причастные к команде люди уже были готовы к тому, что "развод" с уникальным гитаристом не за горами. Сопоставлять профессиональный уровень М. Шенкера с кем угодно было бы и некорректно и неконструктивно. Не являлось секретом и то обстоятельство, что Пол пребывал под влиянием Михаэля, хотя и был немногим старше. И то, что манера игры на гитаре валлийца была близка к стилю немецкого рок-кудесника, было одним из его плюсов (как и то, что Чэпмен был хорошо знаком с репертуаром UFO). Поговаривали, впрочем, что в качестве претендентов на место Шенкера, назывались имена достаточно известных гитаристов. Даже из числа занятых, к примеру, Эдди Ван Халена.
В общем, именно Пол Чэпмен стал преемником Шенкера, и с ним пятёрка музыкантов включилась в работу над новым альбомом, начав этот увлекательный процесс в филиале студии AIR на экзотическом острове Монтсеррат в Карибском море. Представители Chrysalis обеспечили группу солидным бюджетом, под который был нанят легендарный продюсер Джордж Мартин, тот самый, что в своё время курировал The Beatles. Предполагалось, что участие в записи альбома Дж. Мартина должно было способствовать созданию убойного хит-сингла. Как минимум. Подобного давления со стороны боссов компании, группа, пожалуй, ещё не испытывала, но привело ли это к желаемому результату? Лучший из двух синглов (с песнями "Young Blood" и "Lettin' Go") по версии ОCС (Official Charts Company) на Туманном Альбионе не поднялся выше 11 места. В США в 1980 году по версии Billboard 200 этот сингл был всего лишь 51-м.
Мотивы Chrysalis, казалось бы, были прозрачны и объяснимы: по ту сторону Атлантики много шуму навели Styx и Foreigner. По замыслу компании новый альбом UFO обязан был стать своеобразным британским ответом американцам.
Начало программы "No Place To Run" получилось обнадёживающим. После индифферентной инструментальной зарисовки "Alpha Centauri" следует огненный остросюжетный рок-боевик "Lettin' Go". Эта связка не могла не вселить надежды у многочисленных поклонников классического тяжёлого рока, всерьёз обеспокоенных экспансией на тех же Британских островах, как, впрочем, и на заокеанском континенте, гнусного панка и слащавой "новой волны". Смущало, однако, что в бóльшей части программы в титрах трек-листа мелькала фамилия П. Чэпмена, а чего ожидать от этого парня, пока что было загадкой.
Впрочем, в "Lettin' Go" Пол не подкачал, его изощрённая гитарная дорожка впечатляет, хотя и исполнена, что называется, по мотивам М. Шенкера. А решительная экспрессия композиции подозрительно напоминает стилистику популярного в те времена квинтета Дэвида Ковердейла Whitesnake.
А вот по-американски прозвучавшее intro в энергичном кантри-блюзе "Mystery Train" навевает ассоциации иного рода. Такого вступления следовало бы ожидать от американских команд (скажем, Blackfoot с их "Train, Train" из LP "Strikes", 1979 г.), или, допустим, от окончательно реинкарнировавших к концу 70-х бывших британцев из Foghat (что-нибудь вроде "Honey Hush" из LP "Energized", 1974 г.), которые, между прочим, ещё в первой половине десятилетия являлись непревзойдёнными апологетами истинного рок-н-ролла. За что и получили признание (а затем и прописку) в Американских Штатах.
"Mystery Train", кстати, единственный "чужой" номер в программе "No Place..." (автор - Herman "Junior" Parker, известный в 50-60-х годах негритянский певец и композитор, а эту его песню в разное время в свои репертуары включали некоторые звёзды американской сцены, в их числе и Элвис Пресли).
Пол Чэпмен старательно продолжает сыпать направо и налево своими сольными партиями. И если не вспоминать о М. Шенкере (а без этого пока никак не обойтись), гитара Чэпмена звучит достаточно убедительно. А в концовке к нему подключается Пол Рэймонд и завершается эта песня под аккомпанемент гитарного тандема. Жаль, совсем недолго, а ведь могли бы развернуться! Но нет...
Рок-композиция "This Fire Burns Tonight" с чуть усложнённой мелодической схемой, пожалуй, из разряда проходных. Типичный, ничем не примечательный текст, таковыми битком набиты репертуары блуждающих по американским городам и весям бесчисленных местных рок-команд, да и гастролирующие там европейцы охотно наигрывали песенки такого рода:
"...Сегодня я и мои партнёры переезжаем.
То вверх, то вниз мы кочуем из города в город
По асфальту пустынных дорог.
Девушки в неоновом свете
Ночи напролёт распевают блюз.
Но ты понимаешь,
Они никогда тебя не полюбят -
Они путешествуют налегке, путешествуют налегке..."
И своеобразным рефреном на протяжении всей этой песни звучит фраза Фила Могга:
"Этот огонь горит всю нынешнюю ночь,
Улицы полыхают -
Это мы отрываемся в этом городе!"
Очередной гимн странствующих музыкантов.
Одна из примечательных композиций альбома - "Young Blood" со сдвоенным вокалом (Ф. Могг - П. Уэй), одна из немногих, написанных без участия П. Чэпмена. Ещё одна печальная история напрасных надежд и разбитых иллюзий. Удивительное дело, как много подобных историй от лица незадачливого любовника, словно почерпнутых из личного опыта, поведали нам, казалось бы, успешные во всём креативные рок-музыканты того времени.
Довольно заезженная, но весьма популярная тема, когда героя-страдальца ни во что не ставит его женщина, а в ответ - щенячий скулёж. И таких сюжетов - не счесть!
Над названием альбома, похоже, никто особо не заморачивался. К картинке на лицевой стороне конверта LP прицепили наименование одной из песен программы пластинки. Самым подходящим, видимо, тогда представлялось название "No Place To Run". Так и назвали. Ещё одна из часто встречающихся тем в песенной рок-поэзии - уличный беспредел и проблемы насилия в условиях ночных каменных джунглей больших городов. Думаю, даже те же Ф. Могг и П. Уэй не впервые обратились к этой теме. На этот раз они поведали слушателям проникновенную сагу о парне по имени Джоуи, для которого та ночь стала последней.
Таким вот образом, чередуя динамичные треки ("Money, Money") с относительно спокойными ("Take It Or Leave It"), музыканты UFO подводят нас к самой, наверное, загадочной песне этого альбома под названием "Anyday", место которой, как мне представляется, уж точно не в конце трек-листа "No Place..."
Меланхоличный блюз-рок с дискретной мелодией, где блюзовые и хард-роковые фрагменты чередуются меж собой - не самое удачное решение такой композицией зафиналить эту программу. Её место, всё же, ближе к началу, сразу следом, допустим, за "Lettin' Go". Но что есть - то есть...
"Кажется, мы так одиноки,
Но в этом нет ничего нового -
Мы делаем то, что обязаны делать,
Ты и я.
Я вновь вернусь домой,
Хотя там не осталось ничего,
Кроме пустых комнат.
Мы проходим, не глядя друг на друга,
И, похоже, так будет продолжаться вечно..."
Последовавший за выходом в релиз диска тур по Америке стал едва ли не триумфальным для группы. Но, и это следует признать, публика рвалась на выступления UFO скорее по инерции, припоминая былые заслуги этих британцев. Относительный новичок квартета П. Чэпмен был воодушевлён успехом, пожалуй, больше других: "Тур "No Place To Run" стал туром, в котором многое поменялось - в США мы являлись хедлайнерами и этот альбом стал одним из востребованных в Штатах из всех у UFO. Ажиотаж был невероятный! По результатам того тура многие стали считать "No Place..." одним из любимых..."
Но чуть позже тот же Чэпмен был уже не так преисполнен восторгами: "Мы были слишком заняты гастролями. Наш график был слишком плотным - мы пытались выжать из года все 15 месяцев. Но богаче мы не становились, тратя большие деньги на пустяки, о чём свидетельствует несколько жутких историй. Мы сами себе были злейшими врагами, совсем не задумываясь, что впереди у каждого ещё лет по 20 жизни. Но, с другой стороны, можно быть богатым, но чертовски скучным!"
Как бы то ни было, с уходом из группы М. Шенкера запись "No Place..." привела UFO к коммерческому обвалу. Хотя многими и считалось, что это у них не более чем незначительная осечка. Но опять же, падение массового интереса к гитарному хард-року в стиле mid-tempo всё больше свидетельствовало об угасании стареющих рок-групп 70-х годов (скажем, Bad Company или Nazareth), на смену им заступали многочисленные представители NWOBHM. Те же Def Leppard, к примеру, продвигали похожий, но уже более востребованный вариант незамысловатого, где-то даже угловатого хард-рока с ориентацией на американский рынок, где предпочтение имели австралийцы AC/DC. А UFO в то же самое время упорно продолжали цепляться за старое. Более молодые и амбициозные, пожалуй, даже более предприимчивые парни из тех же Def Leppard, готовы уже были заполнить собой всё мировое рок-пространство, а UFO продолжали оставаться на уровне "No Place To Run". В то время как, скажем, их композиция "This Fire Burns Tonight" (что-то в духе Джексона Брауна) представлялась неким анахронизмом, всё более молодеющая аудитория UFO была готова переметнуться к вновь образовавшейся конгломерации Michael Schenker Group или к тем же вовремя перестроившимся Scorpions c Judas Priest, т. е. к более суровому звучанию.
Так что назвать диск "No Place To Run" стратегическим просчётом UFO было бы, пожалуй, слишком великодушно по отношению к уважаемым британским рокерам. К своему выходу в релиз в начале 1980 года альбом уже состарился. И прошедшие с той поры 40 с лишним лет в этом плане мало что изменили.
И всё же, пластинка эта из разряда, что не может совсем уж никому не нравиться. Всё зависит от сиюминутного восприятия, когда большинство слушателей непременно отыщут для себя что-то привлекательное. Но с учётом того, что "No Place..." не принято бурно нахваливать, эти свои предпочтения они, скорее всего, оставят при себе. Как, допустим, я. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет