|
Скандинавский арт- и прог-рок еще со времен Ragnarök отличался особой меланхоличностью и тоскливостью. Однако, кажется, лишь Anekdoten (и это с таким-то названием!) удалось преобразить данные характеристики в поистине монументальную основу для своего творчества. Их дебютник, "Vemod", не просто мрачен и печален. Увядание и тлен - вот основные лейтмотивы этого творения, но оттенок светлой грусти, незримо присутствующий практически в каждой композиции, избавляет рассудок слушателя от испытания безысходностью.
Сравнение музыки Anekdoten со, скажем так, поздними релизами раннего периода творчества King Crimson ("Larks' Tongues in Aspic" и "Red", в меньшей степени - "Starless and Bible Black") - неизбежная ассоциация для человека, знакомого с обеими группами. И избегать ее едва ли стоит, ибо нет в дискографии шведов более "кримзонистого" альбома, нежели первенец. Да и начинали они, еще в формате трио, с каверов на произведения Фриппа и его постоянно меняющихся компаньонов. Это в дальнейшем, с одной стороны, появятся отсылки и к другим арт-"семидесятникам" (Van Der Graaf Generator, Caravan, Gentle Giant...), а с другой - неизбежные "приметы времени", от шумного индастриала до чуть ли не альтернативного металла (что и позволило нашим героям худо-бедно закончить формирование собственного узнаваемого композиторского почерка). Пока же для многих композиций даже можно постараться найти конкретный аналог в наследии KC... Главное же отличие - вполне соответствующая стандартам девяностых "весомая" ритм-секция и обилие по-настоящему жестких гитарных риффов. Однако вовсе не их заслуга в том, что эта музыка получилась настолько притягательной.
Анна-Софи Дальберг - именно ее флейта и виолончель делают "Vemod" по-настоящему красивой работой (и, что важно, красота эта вполне аутентична). Почти столь же завораживающе звучит и рояль, за партии которого, кстати, отвечает Пер Виберг, в дальнейшем отметившийся на студийных альбомах Arch Enemy и Opeth. Сотрудничество с последними и сделало его персону действительно известной, но именно на "Vemod" его талант раскрылся в полной мере. Подозреваю, что эта запись могла бы стать вершиной карьеры Виберга, если бы не статус сессионщика и соответственно "урезанная" роль.
Не то, чтобы мне не нравился вокал Яна-Эрика Лильестрёма, но так уж получилось, что две наиболее полюбившиеся композиции на альбоме - сугубо инструментальные. Это "Karelia" и "Longing"; первая подкупает масштабом задумки (и великолепным воплощением!), по сути, без слов сумев пересказать долгую историю суровой северной земли, вторая же цепляет сравнительной наивностью и простотой, которые позволяют лучше раскрыться ярчайшей мелодической основе. Ну а из песен особо примечательны "Where Solitude Remains" и "Wheel" (хотя последняя несколько смазана излишне шумной концовкой). Обычно Anekdoten все-таки не жонглируют разными стилями в рамках одной композиции, но здесь мы имеем исключительно удачное исключение из правил.
"Vemod", конечно, не стал образцовой дебютной работой. Чувствуется зависимость от чужих идей и отсутствие особого желания от нее избавляться. Имеются и чисто композиционные огрехи - например, "Sad Rain", бонус-трек для японского издания альбома, наглядно продемонстрировал, что выходить за рамки восьмиминутного хронометража шведам пока явно не стоило. И все же этот релиз не имеет никаких шансов затеряться даже в подборке лучших прогрессив-роковых работ. Впрочем, в жанровом безвременье начала девяностых ему и вовсе удалось добиться культового статуса... |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
"Скандинавский арт- и прог-рок"
Арт-рок и прог-рок это вообще-то одно и то же) Просто первое - более старый термин (есть еще толкование - что арт-рок - это наиболее мягкие формы прог-рока, т.е. типа Кэмел может считаться артом, а вот Кинг Кримсон уже нет - но оно, имхо, крайне неубедительно)
===========================================
Вот именно - он проговый, но он проговый дэт, а не прог-рок ;-)
На самом деле я как раз тебя поддерживаю. Имхо, прог-роком следует называть вообще все формы прогрессивной рок-музыки - и все виды прог-металов, и все разновидности арт-рока, и этот-ваш РИО, и все поползновения роковых авангардщиков типа Тома Вейтса
P.S.. Starseeker, для этого в западной классификации и придумали термин "симфонический арт-рок", чтобы отделить его от арт-рока обычного
P.P.S. Кстати, заметьте, на прог-Архивах термин "арт-рок" не принят вообще, что кагбэ намекает
P.P.P.S. А Википедия вообще жжет напалмом. Точнее, сначала они согласились с тезисом о равнозначности, но потом Остапа понесло:
а) арт-рок - это только англичане
б) арт-рокеры - те прог-рокеры, которые театрализируют выступления
в) арт-рок - это прог-рок более доступных форм
В общем, АДъ))
Прогрессивность это вполне конкретная характеристика музыкальной структуры, тогда как "арт" это такое же эфемерное понятие как и "модерн" в искусстве, тут тебе и ряд внешних факторов, и набор инструментов и особенности звучания и композиции плюс еще конкретный набор исполнителей и групп, которые стали классическими примерами этого самого направления.
То же самое, например, с блюз-роком и хард-роком. Первый может быть сколько угодно хардовым, но, именно использование блюзовых аккордов и приемов делает его собственно блюз-роком.