|
Сольный проект импозантного вокалиста/гитариста хорватских этно-думстеров S.o.M. отличается от его основной группы не так кардинально, как можно было ожидать, учитывая, что здесь Томо Сомболак играет дарк-фольк без каких-либо «металлических» наслоений. И тем не менее, если вы попробуете послушать два альбома с его участием один за другим, то в первый момент и не заметите особой разницы. Только будьте осторожны: обе пластинки имеют продолжительность более семидесяти минут! Да, на «Tozno Vreme, Boj Krvavi» вы не услышите дум-металлических риффов и дэтового гроула, почти отсутствует дисторшированная гитара, а женский голос появляется лишь в качестве бэк-вокала да и то всего в паре треков в начале альбома (интро и заглавная). Но атмосфера та же самая: протяжные тоскливые песни, основанные на народном творчестве, погружают слушателя в беспросветный мрак и отчаяние, безнадежность и фатализм. Томо накладывает на фольклорную основу приемы, свойственные дарк-эмбиент, индастриалу и даже drone, превращая народные песни времен Первой мировой войны в темно-атмосферные треки, способные вогнать слушателя в состояние полной прострации, а затем затянуть внутрь себя и оставить наедине с призрачными образами, пришедшими из глубины прошлого. Этнические балканские мотивы в интерпретации Томо превращаются в причудливые исторические картины, в которых, такое впечатление, места счастью и радости просто не было. Впрочем, если посмотреть на бесконечную вереницу войн и усобиц проносившуюся через эти земли с самых древних времен вплоть до нашего времени, то можно удивиться тому, что кто-то там еще выжил и способен петь. При том, что внешне Томо в свои 46 лет оставляет впечатление неисправимого оптимиста (или желает таким казаться), в его музыке места для этого чувства просто не остается. В лучшем случае, она может выглядеть отрешенно-меланхоличной (“Dremle mi se dremle”), но по большей части – тягостной и горестной, как судьба солдат, уходящих на фронт… Синтезаторы сгущают атмосферу, нечастые гитарные соло кажутся сгустками тумана в ней, ударные (когда они есть) - словно стук маятника часов, отсчитывающего последние минуты жизни, а ровный вокал Томо на этом фоне подобен голосу дьячка, читающего заупокойную молитву – таков основной музыкальный фон альбома. Но порой музыка приобретает совсем уж причудливые формы: в “200 Godina” мы слышим, например, горловое пение на фоне индустриальных шумов, а “Zbogom, Zbogom Medjimurje” вообще представляет из себя нечто нойз-эмбиентное с потусторонним демоническим урчанием вокалиста, раздающимся словно из самой Бездны на фоне дронового гула и монотонной синтетической мелодии. Узнать в этой композиции ее фольклорную первооснову вряд ли смогут даже знатоки хорватского фольклора. В-общем, не ходите, дети, на Балканы гулять, особенно, когда там воюют. Хотя… Когда все закончится, все мертвые будут похоронены, а все враги повешены, можно и рюмочку сливовицы выпить под хорошую застольную песню: финальная “Tiho plovi zitarica ladja”, исполненная Томо a capella, подводит итог этому неоднозначному и тяжелому во всех смыслах этого слова альбому… Ах нет, есть еще бонус: электронный EBM с хард-коровым танцевальным битом и жесткими лупами – но это уже совсем другая песня. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет