|
Как ни прискорбно это признавать, но норвежский викинг-металл сейчас находится в весьма плачевном состоянии. Посудите сами, классические формации либо уже по тем или иным причинам распались, а те, кто всё ещё функционирует, исполняют уже совершенно другую музыку. Конечно же, есть сейчас и очень сильные группы, но на каждое дарование вроде SorgSvart обязательно отыщется бесталанность типа Thurs. Вероятно, именно поэтому каждый хороший викинг-альбом из Норвегии сейчас чуть ли не на вес золота…
Дебютный полноформатник one-man-band Voluspaa я ставил с несколько привычным уже скепсисом. И как же я люблю, когда подобные ожидания не оправдываются! С первых же нот на меня повеяло духом ранних Enslaved и Vintersorg... Да, перед нами viking metal самых что ни на есть классических очертаний – тягучий, мощный и эпичный. Да ещё и очень богатый на самые разные стилистические приёмы – от печальных проигрышей на скрипке до жёстких и бескомпромиссных атак в ключе black metal. Должен заметить, что альбом очень богат на смены мелодий и настроений. И немалая доля таланта автора заключена именно в умении соединить массу разнородных элементов и придать ей совершенно естественное звучание. При этом Фредди Скогстад, создатель проекта, при сочинении своего полотна не забыл, что исполняет он именно металл, и при всём разнообразии клавишно-скрипичных дел основную роль отвёл именно гитаре. Что мне особенно понравилось, звучит она очень мощно, звук реально тяжёлый. Полагаю, при записи использовались две гитары. Риффы в основном присутствуют двух типов – скоростные тремоло, и среднетемповые тягучие проигрыши, характерные для собственно viking metal. Ещё на альбоме присутствуют соло-партии, как в характерном для металла ключе, так и в фольковой манере. Не назову их сложными, но они однозначно эффектны. Бас, к сожалению, не радует нас своим разнообразием, и сыгран практически один в один с гитарой. А так как музыка здесь мощная и богатая, то это весьма ощутимый недостаток. Зато ударные радуют своим разнообразием. Представлены они в самом широком спектре, к тому же в партиях немало интересных сбивок и смен ритмических рисунков. Правда, их звук плосковат – но тут я совершенно не хочу к этому придираться.
Такой мощный “железный” каркас удачно обрамлён разнообразными атмосферными приёмами. Основная роль тут отведена клавишным, творящим характерные симфонические линии, в основном фоновые. Есть и немало проигрышей под пианино. Что хорошо, при всём богатстве и яркости синтезаторных мелодий Фредди не переборщил ни с пёстростью, ни с симфоничностью. Немало внимания уделено и акустической гитаре, используется она в основном в минималистичном стиле, характерном для скандинавской народной музыки. Всё это чудесным образом дополнено тягучими партиями скрипки, идеально довершающими и без того идеально переданную атмосферу сурового скандинавского края. Вокальные дела тоже радуют нас немалым разнообразием и грамотностью исполнения. На альбоме доминирует чистый мужской голос, причём поёт Фредди в весьма широком диапазоне – от почти Винтерсорговского баритона до тенора, заставляющего вспомнить фэйронгар Týr. Голос очень красивый и глубокий, но совершенно непрофессиональный. Но это как раз положительно сказывается на эмоциональности работы. Полагаю, именно так и пели викинги в свои далёкие времена… В более жёстких моментах автор применяет скриминг, который тоже удаётся ему на славу. А в качестве особого украшения альбома некоторые партии были отданы приглашённым вокалисткам. Одна из них – Hildr Valkyrie, известная по участию в Folkearth и сольному проекту. Я не поклонник творчества этой дамы, но тут она исполнила свои партии очень удачно. Другая – Sareeta, замеченная на втором альбоме Åsmegin, где её пение было чуть ли не главным достоинством, а также исполнившая партии скрипки на таких работах, как Borknagar – "Origin" и Solefald – "Black for Death". Собственно, она же и подарила чарующие звуки скрипки этому альбому.
Подводя итог, скажу, что на нынешней норвежской сцене это штучная работа. Таких альбомов появляется максимум два-три за год. Конечно, автор не создал что-то принципиально новое, читается немало влияний – здесь и яростный дух Enslaved периода Eld, эпичность раннего Vintersorg, оголтелость Månegarm и симфоничность первых Thyrfing… Однако, копирования нет и в помине, скорее это собственное видение и переосмысление лучших наработок классиков стиля. А сложись всё по другому, на Voluspaa равнялись бы современные группы, т.к проект этот зародился аж в 1994 году, хоть и долгое время бездействовал. Как бы там ни было, второе рождение его на редкость удачно, и "Åsa" совершенно не стыдно поставить на полку как рядом с нынешними мастерами (SorgSvart, Mistur, Myrkgrav), так и с отцами-основателями жанра. Одним словом – шедевр. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет