|
Gentle Giant - именно та группа, которую я указал бы в качестве серых кардиналов, а то и даже тайных правителей британской прог-роковой сцены семидесятых. Да, King Crimson, Yes, Genesis или Jethro Tull по прошествии лет могут видеться фигурами куда более значимыми и влиятельными, не говоря уж про сорвавших наибольший куш Pink Floyd (о несправедливости подобного успеха которых, наверное, любой горячий фанат любой из вышеперечисленных групп мог бы написать целое эссе). Однако GG известны прежде всего в качестве музыкантов, задававших должный уровень владения инструментами, ну а там уж, покопавшись немного, можно и конкретное мелодическое их влияние отыскать у самых разных коллективов, от Renaissance до всё тех же Genesis.
Эффект от первого знакомства с англичанами - воистину потрясающий и обескураживающий опыт. При всём милом, мягком и ностальгичном звучании что клавишных, что гитар и вокала уже спустя короткое время замечаешь, как извилины пытаются завязаться в гордиев узел в попытках уследить за всеми поворотами композиторской мысли. Очень ненавязчиво, но с завидным упорством Gentle Giant выдают и полиритмические рисунки, и самые нестандартные музыкальные размерности, и в разбивании диссонансами вполне благозвучных гамм знают толк. И это ещё не говоря о самом вольном обращении со стилистической основой. Да, эти парни не забрасывали традиционный рок-инструментарий надолго, как это мог бы сделать какой-нибудь Роберт Фрипп сотоварищи, но и без того их материал постоянно уходит то в сторону академического авангарда, то джаз-рока, то эмбиента, то чего-то, на что, при взгляде с современных позиций, можно натянуть термин "неоклассика". И всё это в рамках вполне лаконичных композиций, особенно во времена, когда только ленивый отказывал себе в удовольствии запихнуть на альбом сюиту минут эдак на пятнадцать.
"Three Friends", если уж на то пошло, демонстрирует определённое упрощение сочинительского подхода. Витиеватостями в изложении пожертвовали ради концепции, предполагавшей рассказ вполне конкретной истории заявленных в названии трёх друзей. В самом начале альбома ("Prologue"/"Schooldays"), где мы наблюдаемым за золотыми годами юности персонажей и их совместными похождениями, царит уютная, элегическая атмосфера, насыщенная ностальгичными переливами мелодий старого доброго синтезатора "Moog". И хотя Gentle Giant не смогли удержаться от того, чтобы ввернуть в "Школьные Дни" солидный кусок с достаточно сложной и, прямо скажем довольно тревожно звучащей мелодикой, в целом здесь нет ничего технически изощрённого, за вычетом, пожалуй, басовой партии. В трёх следующих композициях, где персонажи взрослеют, а судьба разводит их в разные стороны, аранжировочных нюансов становится куда больше. Первый друг становится обычным работягой ("Working All Day"), соответственно и его глава музыкально более динамична, груба в формах и почти по хард-роковому напориста. Второй герой пытается прославиться в роли художника, и тематическая "Peel the Paint" более пространна, витиевата, живописна и в целом близка по духу к классической музыке. Третий делает карьеру успешного бизнесмена, и "Mister Class and Quality?" - это настоящая "экономическая математика" изысканно сложных размерностей. Нельзя не отметить и драматичных, даже мрачных по настроению пассажей во второй половине песни; судя по всему, именно жизненный путь третьего друга Gentle Giant считают наиболее бездуховным и пессимистичным, несмотря на внешний лоск респектабельности.
Так что же, разные судьбы развели героев в противоположные стороны, положив конец приятельским отношениям? Что ж, финальный и заглавный трек с его роскошным вокальным многоголосьем дарит определённую надежду на конец менее банальный, чем то обычно бывает в жизни. И, кстати, по моему нескромному мнению, это один из самых красивых и духоподъёмных опусов за всю историю прогрессивного рока.
Вердикт краток: шедевр. Впрочем, у Gentle Giant плохих альбомов попросту не было, и только лишь два последних продемонстрировали хоть какое-то снижение планки качества материала. |
|
They tell their tales to justify.
SCHOOL DAYS
The bell rings
And all things
Are calling
The days past
The play's cast
Remember
September
When we were
Together
Together
Together
Schoo ldays the happy days when we were going nowhere
School days the happy time when we were feeling no care
School days when three said that we'd better be friends forever
How long is ever isn't it strange
Schooldays together why do they change.
Did kites fly
And I spy
And you cry
To run fast
Or come last
You know how
We made vows
They're gone now
We made friends
We broke friends
No more friends
School days the happy days when we were going nowhere
School days the happy time when we were feeling no care
How long is ever isn't it strange
Schooldays together why do they change.
Remember,
Remember when we
Together
Went to the sea
(Was it real or did we dream. The days of children gone.)
Seagull's scream and pink ice cream and the deep blue sky
And the waves seem high and golden sand and the town
brass band play on.
Wait for me
Wait for us always
Wait for me
Wait for us to come
(Homework's dull. It's worth the pain to go out when I want)
Mister Watson wants to see you in the master's room. It's
about the work you should have done and I think you
must go now.
Re-mem-ber
Gone, gone , gone...
How long is ever isn't it strange
Schooldays together why do they change.
WORKING ALL DAY
Working all day, I'm digging up the roads, just working all day
Dig for my pay and spend it where I like. I've nothing to say
Drown in my sweat but money buys escape. I've got no regrets
Working all day
Working all day
When I was young I used to have illusions - Dreams ain't enough.
Papa was rough. He didn't care for learning. Hell life is tough.
Easy to say that everybody's equal then look around and
see it ain't true.
Working all day
I eat the dust. The boss gets all the money. Life ain't just.
I'm still the same as all the other people - who can I trust
Working all day and never getting nowhere, what can I
say working all day
Working all day.
PEEL THE PAINT
Free from the start -
Left to depart -
Finding the pleasure and the pain in his art.
Lost in the hush -
No need to rush -
Time waits for him, him who creates with the
brush.
Colour the brush.
High in the air -
His dreams are there -
Searching for answers he will look everywhere.
Thinks he has won -
A place in the sun
Free from the worries and the ways of everyone.
Colour the brush
Peel the paint
Look underneath
You'll see the same, the same old savage beast.
Strip the coats
The coats of time
And find mad eyes and see those sharpened
teeth.
Nothing's been learned -
No nothing at all.
Don't be fooled, get up before you fall.
Carnal grave
Crawling smooth
Open flesh and you must let him in.
Glass reflects
What you are
It shows the face, the evil face of sin.
Nothing's been learned -
No nothing at all.
Don't be fooled, get up before you fall.
MISTER CLASS AND QUALITY?
Look around my rooms and see the prizes I have showing
Working hard to build my life and plan the way I'm going
House and car and pretty wife - they've all been won by knowing
All been won by knowing
All been won by knowing.
Paperwork, white collared shirts - where would we be without
them
Man of class and quality - I never shout about them
Choose my friends for my own ends.
You can't succeed without them
Can't succeed without them
Can't succeed without them.
Middleman sees straight ahead and never crosses borders
Never understood the artist or the lazy workers
The world needs steady men like me to give and take the orders
Give and take the orders
Give and take the orders.
THREE FRIENDS
Once three friends
Sweet in sadness
Now part of their past.
In the end
Full of gladness
Went from class to class.