Arts
ENG
Search / Поиск
LOGIN
  register


Новости группы Альбомы
Материалы отсутствуют
Альбомы Найти музыку

Подстиль

Подстиль

Основной стиль
Добавить в TOP10

Barclay James Harvest


« Gone to Earth »



Barclay James Harvest "Gone to Earth" Год

1977



Формат

CD Album



Стиль
Art Rock


Polydor Records

Оценка

7

/10





N Название
1Hymn
2Love Is Like A Violin
3Friend Of Mine
4Poor Man's Moody Blues
5Hard Hearted Woman
6Sea Of Tranquility
7Spirit On The Water
8Leper's Song
9Taking Me Higher
Состав группы->
John Lees - guitar, vocals
Les Holroyd - bass, keyboards, vocals
Stuart Wolstenholme - keyboards, vocals
Mel Pritchard - drums



КомментарииСкрыть/показать 1 )

Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).

24 янв 2022
(P) 1977 Polydor Ltd. UK

Side 1:
1. Hymn (John Lees) 5:05
2. Love Is Like A Violin (John Lees) 4:00
3. Friend Of Mine (Les Holroyd) 3:33
4. Poor Man's Moody Blues (John Lees) 6:57

Side 2:
1. Hard Hearted Woman (Les Holroyd) 4:29
2. Sea Of Tranquility (Wooly Wolstenholme) 4:03
3. Spirit On The Water (Les Holroyd) 4:48
4. Leper's Song (John Lees) 3:24
5. Taking Me Higher (Les Holroyd) 3:32

Produced by Barclay James Harvest in association with Davie Rohl;
Recorded at Strawberry Studios, Stockport, Cheshire;
Engineered by Davie Rohl;
Assisted by Richard Scott;
Mastered at Utopia Blue Room by Ian Cooper;

Printed in England by Robor Ltd.

Поиск Стили Памятка Статистика

Вопреки расхожему выражению, что "всё течёт - всё меняется", должен возразить - не всё и не всегда. Есть вещи незыблемые, как горный массив. Моё отношение к легендарной английской группе Barclay James Harvest из этой категории. С тех давних пор, когда впервые их услышал (где-то в конце 70-х годов), за минувшие сорок с лишним лет в этом плане мало что поменялось. Точнее - не поменялось ничего.
Как и тогда, во времена моей юности и молодости, так и теперь музыканты BJH в моём восприятии были и остаются группой условного второго эшелона западной рок-музыки. В широком её понимании. Разумеется, когда-то мы, начинающие меломаны-любители, знали об этой команде, многие из нас даже имели какие-то их пластинки (в основном из раннего творчества группы). Имели, но практически не слушали. Как, скажем, тех же The Beatles. В силу ли наших безалаберных юных лет, веяний времени или просто из-за крайне ограниченного количества пластинок, что вращались в нашей среде, круг интересов каждого из нас замыкался тогда на не более, чем десятке расхожих британских рок-групп (из американцев мы знали разве что Creedence Clearwater Revival, да, пожалуй, ещё немного Iron Butterfly и их незабвенную "In-A-Gadda-Da-Vida"). Barclay James Harvest в тот заветный список нами признанных групп не входили. На фоне Deep Purple, Pink Floyd или, допустим, Nazareth музыка BJH представлялась нам холодной, академичной, слишком взрослой, так бы я сказал.
А когда из-за бугра к нам хлынул поток пластинок "тяжёлых" групп следующего поколения (Judas Priest, Scorpions, Iron Maiden, Saxon и т. п.), о BJH вообще забыли. Как, собственно, и о целой плеяде некогда авторитетных коллективов (Procol Harum, The Who, Roxy Music...). По большей части, опять же, потому, что старые их пластинки постепенно вышли из обращения, а приток новых иссяк.

В эпоху CD всё круто поменялось, но мои отношения с BJH лучше не стали, хотя 6-7 их дисков, приобретённые ещё в 90-е и начале нулевых годов, пылятся где-то, задвинутые на дальнюю полку. Есть среди них и "Gone To Earth". Впрочем, слушаю, что случается крайне редко, разве что "Everyone Is Everybody Else", "Time Honoured Ghosts" и "Octoberon".
Готовя этот материал, само собой, переслушал программу "Gone To...", освежил, что называется, былые впечатления. Но, как и прежде, лишь три примечательных композиции отметил для себя - "Hymn", "Poor Man's Moody Blues" (обе гитариста Джона Лиса) и "Sea Of Tranquility" пианиста группы Вулли Уолстенхолма.

Признаюсь, когда углубился в сюжет опуса Дж. Лиса "Hymn", был слегка озадачен, хотя сочинять вещи на религиозную тему для этой группы обычное дело. Здесь стоило бы ожидать несколько иного инструментального сопровождения с соответствующими случаю органными руладами и объёмными хоральными напевами. Но нет, Джон Лис избрал иной путь. Вся мелодическая схема "Hymn" вычерчивается 12-струнной акустической гитарой Лиса, элегантно сопровождаемой ненавязчивыми органными пассажами, образующими безмятежный фон, сродни отрешённому созерцанию, приближенному к интимному молитвенному акту. По сути - это предельно лаконичная история Иисуса Христа в вольном изложении Джона Лиса:
"...Он рассказал нам много о Господе
И поведал, что он наш спаситель...
...Но мы его убили, распяв на высокой горе.
Он воскрес и спросил у нас - почему?
И вознёсся на небо..."

Какое-то время эта композиция была стержневым номером в концертной практике BJH, затмив саму "Mocking Bird".

К тому времени, когда "Gone To Earth" вышел в релиз, специфическое пасторальное звучание настолько вросло в творческое кредо группы, став непременной и объёмной его составляющей, что истинным поклонникам BJH ожидать чего-то нового, ранее неизведанного, не приходилось. По существу - это уже было классическое звучание квартета, менялся лишь характер мелодий. Всё, что содержал в себе новый альбом, для знатоков творческой лаборатории группы было давно и хорошо известно.

Наибольшие эмоции в стане ценителей BJH вызвала песня "Poor Man's Moody Blues". Тут следует заметить, что своего трепетного отношения к известной в 60-70-ые годы английской команде The Moody Blues, как, впрочем, и к The Beatles, музыканты BJH даже не скрывали. Однако в их адрес время от времени раздавались разного рода упрёки, что они слишком усердствовали в якобы слепом подражании квинтету из Бирмингема. В какой-то степени основания для подобных нападок, видимо, имелись. Однако музыканты BJH реагировали на это весьма болезненно, а Джон Лис в конце концов разразился саркастической новеллой, в которой рискованно, хотя и намеренно, реконструировал мелодию знаменитого хита 1967 года "Nights In White Satin" ("Ночи в белом атласе") The Moody Blues, обыграв в названии своей композиции "Poor Man's Moody Blues" название коллектива своих кумиров.
Это был открытый ироничный ответ BJH в адрес недоброжелателей, вызвавший, однако, негативную реакцию уже у Джастина Хейворда, автора того самого хита The Moody Blues.

Невероятно меланхоличная мелодия Дж. Лиса с депрессивным органным сопровождением и скорбным хоралом подчёркивает удручающий характер текста о неразделённой любви. Должен заметить, что этот номер создаёт настолько мрачную, ледяную ауру, что избавиться от неё слушателю не под силу до завершения программы.

В своё время в рядах почитателей группы блуждала версия, что в текст этой своей загадочной композиции "Sea Of Tranquility" Вулли Уолстенхолм, убеждённый пацифист, вложил скрытый посыл сторонникам милитаризации космоса, продвигавшим эту гибельную идею в 70-х годах. Мысль, по меньшей мере, наивная, тем более что существовала ещё одна версия месседжа Уолстенхолма, если таковой вообще был: мы продали наши души за бессмысленную выгоду. Судите сами:
"Мы привели наш корабль в море полного Спокойствия,
Как указали нам звёзды, где слышны лишь наши голоса,
А надежды были столь высоки,
Что наши песни и наши слова,
Казалось, останутся в вечности.
Море полного Спокойствия было нашей целью,
Но всё оказалось напрасным - мы не достигли цели.
Древние боги поруганы и низвергнуты.
Наша путеводная звезда обманула нас,
Теперь это наш последний далёкий причал..."

Номер начинается с пронизывающих тонов органа В. Уолстенхолма, которые постепенно расталкивают эту симфо-роковую мини-сюиту с лишённым всяких эмоций вокалом Джона Лиса, пока группа не срывается в мощное крещендо.

Предположу, что в какой-то степени альбом "Gone To ..." созвучен с одним из сильнейших LP BJH 1974 года "Everyone Is Everybody Else", но более мрачен и академичен, исполнен холодными сердцами и, что называется, исключительно на классе, каковым музыканты группы несомненно уже обладали. Страсть и позитив, свойственные "Everyone Is...", в нём напрочь отсутствуют.
Пример подобного перформанса представлен в "Taking Me Higher" Леса Холройда с плавающими клавишными и тонким гитарным арпеджио, легко струящимся в атмосфере тягостной меланхолии. Текст Холройда традиционно банален, на этот раз бас-гитарист поведал о том, как сильно Она ошибалась в Нём.
Есть ощущение, что Л. Холройд с утроенной энергией взялся за производство песен коммерческого назначения, его номера буквально пропитаны голым прагматизмом. Как, скажем, в треке "Hard Hearted Woman" с, казалось бы, удачно найденным гитарным риффом, но с незатейливой и скучной мелодией в формате r 'n' b. И даже концовка с запоздалой и долго затухающей гитарной дорожкой звучит как-то обречённо и не спасает положения. Ей бы, этой дорожке, самое место где-то посреди номера даже при неизменном исполнении!

Надо думать, группа намеревалась сделать программу альбома в том же ключе, что и в ряде своих предыдущих удачных пластинок. Однако всё выглядит так, что на этот раз музыканты больше заботились о собственном восприятии того, что они наработали в студии города Стокпорта. Говоря иначе - главное, чтобы самим нравилось. А самим, видимо, нравилось. И их уверенность в собственной непогрешимости и умении любую мелодическую идею показать в самом выгодном свете, обернулась самоуверенностью.
Пример подобного подхода содержится в песне Дж. Лиса со скучным названием "Love Is Like A Violin". Настолько же скучна и сама песня с образцом экономного написания текста, где каждое четверостишие (а их в тексте четыре) заканчивается одной и той же обыденной фразой:
"...Вместе мы играли мягкую изящную мелодию и верили,
Что каждый день и час наша любовь была безгранична..."

По давно сложившейся традиции каждую из своих композиций музыканты готовили в одиночку. При этом оба солиста BJH вокальные партии своих песен опять-таки исполняли самостоятельно, а номера пианиста В. Уолстенхолма Дж. Лис и Л. Холройд озвучивали поочерёдно в зависимости от характера текстов. В том числе и на концертах. Подобная тенденция сохранялась и после ухода Вулли из группы в 1979 году, когда квартет преобразовался в трио. И в таком формате BJH продолжали функционировать до 1998 года, когда оба лидера наконец-то приняли решение разойтись, каждый собрал свой состав, назвав его Barclay James Harvest имени себя. Справедливости ради следует отметить, что оба автора не тянули одеяло на себя, во все времена соблюдая разумный баланс и примерно поровну пополняли репертуар BJH своими творениями.

Между тем, альбом "Gone To Earth" оказался самым продаваемым в истории группы. Причём, в континентальной Европе он был куда более востребован, чем на Британских островах (лишь 30-е наивысшее место по версии UK Albums Chart). А вот в Западной Германии, к примеру, входил в пятёрку самых раскупаемых во все времена и несколько лет (!) не выпадал из местных чартов.

И всё же, рассматривая эту работу BJH ретроспективным взглядом, нельзя не заметить, что у группы обозначился определённый застой, а наиболее нетерпимая категория музыкального сообщества того времени даже считала эту пластинку регрессивной. И хотя BJH никогда не значились в когорте новаторов жанра, немногие могли с ними конкурировать в симфоническом совершенстве, как это прослеживается в пьесах В. Уолстенхолма разных лет или, допустим, в композиции Джона Лиса "Hymn".
МихаилБогданов7/107/107/107/107/107/107/107/107/107/10 5 фев 2022


~



просмотров: 11649    

/\\Вверх
Рейтинг@Mail.ru

1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.   Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом