|
"Начало времён" - десятый студийный альбом финского коллектива Amorphis. Выполненный по уже привычной формуле progressive / power / folk + finnish melodic death metal, кардинальных стилистических отступлений нет . Прежде, чем пуститься в рассуждения, предлагаю комплексно рассмотреть с чем мы имеем дело на этом альбоме, а уже после взглянуть на материал аналитически.
"Mermaid", "Song Of The Sage", "Reformation", "Soothsayer", "Beginning Of Time" - это почти отличные (просто хорошие, качественные) композиции. Это та часть альбома, которая вызывает эмоции. Тонко организованные мелодии цепляют, задевают струны души. Есть очевидная мысль, что финская и русская культуры далеко не так уж различны. Однако, чтобы почувствовать специфическое единение с лирической и культурной составляющей бытия, в данном случае сквозь призму музыкальных мелодий, зачастую приходится обращаться всё-таки к финской музыке. На мне это срабатывает, как и на многих других, кто прожил юность в маленьком городе среди тайги, рек и озёр. Причина в мелодике. Помимо определённой доли folk metal, весь альбом обладает своеобразной распевностью. Здешние мелодии одновременно красивые, и при этом наполненные лёгкой тревожностью и меланхолией, хорошо передают масштаб ощущений, скажем, когда ты находишься на вершине холма и лицезреешь ландшафты родного края.
Технически эти композиции обосновывает наличие мелодического лейтмотива, тонкой нитью прошитой сквозь всю композицию. Эта мелодия, как бы пританцовывая, скачет по треку, останавливаясь только при вступлении резких энергичных клавишных электронных соло, и при кратковременной смене курса в интерлюдиях, где роль перехватывают дополнительные, в том числе, духовые солирующие инструменты или в небольших нишах, где обыгрывается более тёмная сторона композиций с мощным горловым гроулом вокалиста.
"You I Need" - неплохая среднетемповая композиция с приятным формообразующим клавишным мотивом в лучших традициях около-прогрессивных финских power техник. Ничего не могу с собой поделать, после прослушивания сразу хочется включить "Elements" или "Episode" от Stratovarius. В эту же группу композиций, без лишних комментариев, можно причислить и "On A Stranded Shore".
А вот "Battle For Light", "My Enemy", "Three Words", "Escape" - это то, чем грешит этот альбом. Почти что безликий конструкт из неплохих и хороших мелодий по отдельности, но ничего не дающий в совокупности. В 2021 признавать это не прискорбно, учитывая, что следующие две работы "Circle" и "Under the Red Cloud" более чем покрыли потребность в целостных и сбитых альбомах.
Чего категорически не хватает этому альбому, так это ощущения масштабности и размаха в рамках всего альбома, серьёзности настроя и целостности материала. Ряд композиций, перечисленных выше, это как маленькие алмазы в земле, они рассыпаны тут и там, но никак не влияют на общую структуру альбома. И справедливо будет сказать, что конкуренцию против бриллиантов, таких работ как "Enchanted By The Moon" с "Circle", "Death Of A King" c "Under the Red Cloud", и, конечно же, "The Golden Elk" с "Queen of Time" с последующих релизов, они не выдерживают. В целом, на "The Beginning of Times", при отсутствии ощутимых композиций-фаворитов и чёткого сценария развития альбома, начинаешь обращать внимание на общую структуру полотна. И тут как раз таки вылезают наружу некоторые огрехи и немного ощущение нереализованного потенциала (как по мне, это исключительно субъективная заметка).
И сразу опишу эту мысль. На "The Beginning of Times" очень благодатная почва для возделывания эпичного повествования в рамках не отдельных композиций, а всего альбома: масштабное название альбома и тематика "Начало времён" (соответствующая обложка); сквозной мелодический лейтмотив; сильно выветрившаяся death-составляющая, уступившая дорогу power и folk-структурам, под покровом, не нарушающего свои границы (за исключением "Crack In A Stone") progressive; лёгкая романтическая атмосфера, струящаяся и обволакивающая тебя словно невесомая шёлковая ткань... При прослушивании так и представляется тёплый летний день с далёкими облаками, панорамные виды природы и ветер, треплющий волосы...
Казалось бы здесь есть всё, чтобы получился полномасштабный роман-повествование с эпическими отступлениями и с чёткой устойчивой концептуальной структурой. Возможно, плюс большая композиция-эпик, минут эдак на 8-9 в конце альбома.
Ведь то тут, то там ощущаются вылазки в больший масштаб музыкального повествования. Например, "Reformation", и я считаю это запоротой попыткой. Вкрадчивые изящные клавишные и распевки бэк-вокала подготавливают почву в первой половине композиции, протяжная гитарная мелодия в припеве нагнетает лёгкую тревогу... И всё для того, чтобы в начале четвёртой минуты постепенно перейти в атмосферный проигрыш. Все инструменты как бы затихают, крадутся, чтобы в конце этой небольшой интерлюдии взорваться во что-то большее и... И ничего, на 3 минуте 55 секунде происходит топорная склейка и снова повторяется припев. Увы. Но надо признать, это единственный на альбоме подобный момент.
Из реализованного в подобном плане, хорошо слушается одноимённая "Beginning Of Time". Наряду с "Mermaid", это самая целостная и законченная композиция на альбоме и она достойно его завершает. Тут, действительно, и масштаб ощущается, и серьёзность настроя. Присутствует, хоть и кратковременное (как и все подобные участки на альбоме), но яркое клавишное соло, звонкая бас-гитара, задающая ритм, и колоритная, плавно затихающая, акустическая кульминация...
Опять же, повторюсь, это лишь рассуждение на тему "А что если..." Да, возможно, музыканты и не ставили перед собой такой задачи, делать эпическое повествование. Тем не менее, вышеперечисленные плюсы альбома, несмотря на огрехи, никто не отменял.
А огрехи тут не катастрофические, но очевидные: неуверенная открывашка в лице "Battle For Light"; размытая "жидкая" структура альбома (при этом немалый хронометраж в 55 мин); есть приятные, красивые акценты (те же "Mermaid" и "Song Of The Sage"), но нет качественных сюжетных поворотов (наполнение альбома слишком ровное); плюс, в копилку к предыдущему моменту, есть ощущение некоторой пустотелости за счёт того, что ритм-секция в значительной степени размыта и чаще выступает в роли аккомпанемента к клавишам (и это происходит практически в течении часа); нет ни одного яркого и запоминающегося соло на гитаре. В итоге, к концу прослушивания альбома возникает странное ощущение: да, это было действительно красиво, интересно, нетривиально, но из 12+bonus композиций я запомнил лишь 3-4 (естественно, несколько раз прослушав и проанализировав). Проблемы, по сути, все носят исключительно композиционный характер в отношении структуры альбома и немного в области мастеринга. К инструментальной же работе вопросов практически нет. Всё сыграно технично и качественно.
Такие вот они, Amorphis. Даже при перечисленных недостатках, всё же это достойная, хорошо проделанная работа, вызывающая эмоции. Слушается этот материал с удовольствием, хоть и плохо запоминается. Да, после выпуска "Circle" и "Under the Red Cloud" этот альбом ушёл в тень, но тем не менее, независимо от обстоятельств, он прекрасно выступит хорошим бэкграундом при любой деятельности, а 3-4 топовых композиции останутся в вашем плейлисте надолго. Всем качественной музыки! |
|
|
| |
Ветер обдувающий лицо, волны, бросающие брызги на одежду, далекие острова и земли, леса, горы и, конечно же, очередное длинное путешествие вглубь всей этой финской, природной красоты. Опустившись на землю вместе с финальным аккордом "Skyforger", "Аморфисы" решили совершить романтичную прогулку по земле. Название этой прогулке - "The Beginning of Times".
За что мне всегда нравились Amorphis, так это за стремление сделать диск идеальным во всем. Потому очень много внимания уделено деталям, для многих других исполнителей не значащих ровных счетом ничего, и важнейшая из них – оформление. Уже который год подряд группа создает оформление, идеально сочетающееся с музыкальной составляющей. Хотя и здесь нашлись люди упрекнувшие Аморфис в "чрезмерной любви к яйцам больших объемов", совершенно позабыв, что лучшего символа, отражающего название альбома, они и сами бы не придумали.
Относительно звучания - оно со времен прошлого альбома не изменилось ни на грамм, а вот атмосфера на диске совершенно не та, что у предшественника. Веселые танцевальные мотивы на этом диске почти отсутствуют, стало намного больше мрачности присущей в былые времена только "Tales From The Thousand Lakes". Это, конечно же, не значит, что группа хоть немного разбавила музыку дэт-думом, здесь всюду чувствуется "Skyforger" и "Silent Waters", что, конечно же, побудило многих закричать о «самоплагиате и отсутствии идей». Что же, внимательный слушатель заметит, что здесь не услышать практически ни одного риффа или мелодии, копирующих предыдущие альбомы. Работа получилась очень оригинальной и самобытной, по меркам "Аморфиса". Ведь в последние годы группа твердо придерживается определенной линии, и сворачивать с неё пока не собирается, что скорее хорошо нежели плохо, ведь линия выбрана, на мой взгляд, отличная, идеально балансирующая между мелодикой нового "Аморфиса" и атмосферностью старого.
Что касается песен – здесь все отлично, но особенно хотелось бы отметить "Battle For Light", "My Enemy", "You I Need", "Song Of The Sage", "Three Words", "On A Stranded Shore", "Beginning Of Time", и конечно же великолепную "Mermaid". Единственное, что огорчает – под конец альбом немного сдает и может даже наскучить, если у слушателя не было «нужного» настроения. В качестве итога, хочу сказать, что категорически не согласен с теми, кто называет этот альбом проходным. Хотя он и уступает и предыдущему "Skyforger", и последующему "Circle", свою девятку, на мой взгляд, он заслужил. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Так читай со слезами. Хорошая рецензия должна вызывать эмоции.
А теми словами, что написал Stygian можно любой альбом группы периода Йоутсена описать. Это не катит. А ведь альбом реально отменный, и про него есть, что написать.
Мог лучше написать, не спорю, но не посчитал что это так важно. На этом портале есть люди которые получше меня метафоры придумывают :) А учиться никто не запрещал.
Тебе, как человеку, прославившемуся своим сухим и лаконичным стилем письма, читать такое действительно, должно быть, мучительно.
Ето было хорошо.
Ага, а ещё розовых единорогов и мармеладных мишек.
Да и чего конкретно здесь обсуждать-то? Вот стояла бы эта семёрка у "Tales from the Thousand Lakes" - было бы, о чём поговорить.
У TftTL один коммент семилетней давности и рецензии все, как заметки из молодёжного журнала: «это альбом культ», «звучит красиво и гордо», «абсолютно все песни интересны». И ни одного большого, даже технического обзора. Видимо, там уже всё сказано.