|
Наверняка многим из тех, кто, изрядно тяготясь повседневной рутиной городской жизни с неизбежно сопутствующими ей стрессами и психологическими проблемами, хотя бы изредка выбирается на природу, дабы в единении с ней вновь обрести подзабытую гармонию с окружающим миром и спокойствие духа, знакомо то довольно странное и временами даже немного пугающее ощущение, которое возникает при неожиданно резкой смене погоды, красок неба и ландшафта и, как следствие, душевного состояния. И именно неожиданность, непредсказуемость перехода от одного состояния к другому дарует порой творческим натурам ту поистине бесценную энергетическую и эмоциональную подпитку, которая, как мне кажется, иногда только и способна подвигнуть творящего на создание чего-то действительно значимого и неординарного. Рецензируемый, уже четвертый сольный альбом экс-лидера легенды норвежского блэк-метала Emperor Вегарда Твейтана, больше известного под псевдонимом Исан, видится тому подтверждением; с поразительной легкостью сочетая в себе, казалось бы, несочетаемое и продолжая ломать давно сложившиеся в «тяжелой» музыке каноны и стереотипы, он буквально заставляет сопереживать и в чем-то даже сострадать его создателю. Ассоциации с нежданными погодными пертурбациями не случайны: мрак и туман, в целом являющиеся привычными синонимами музыкального материала мэтра, время от времени всё же перемежаются солнечными лучами — пусть робкими и неяркими, но определенно вселяющими надежду на просветление.
Уже после первого прослушивания данного звукового полотна я задался вопросом: как, какими имеющимися в распоряжении человека словами и выражениями доходчиво охарактеризовать услышанное? Слово «полотно» я употребил неспроста: пожалуй, впервые за всю сольную карьеру Исану удалось создать альбом, который, даже будучи традиционно разделенным на отдельные треки, обладающие бесспорной индивидуальностью, полноценно воспринимается только как единое целое — ни разу не фрагментарно, не в отрыве от остальных неотъемлемых слагаемых. Разбирать досконально какие-то конкретные композиции здесь вряд ли имеет смысл, да и неблагодарное это дело: за описанием частностей рискуешь упустить общую картину, совокупную характеристику целого†. Главная же проблема для описывающего в том, что и целое в данном случае охарактеризовать не так-то просто; но если всё же попытаться сделать это вкратце, то услышанное, пожалуй, лучше всего назвать Оркестровками Тьмы и Отдельных Проблесков Света, исполняемыми не оркестрантами в классическом понимании, а рок-музыкантами, которым довольно экстремальная направленность собственного творчества нисколько не помешала с успехом освоить жанры, редко когда ассоциирующиеся с экстремальностью (вплоть до прог- и джаз-рока), и скомбинировать их с «экстримом» (блэк-, дарк- и фьюнерал-металом) совершенно уникальным образом — предельно авангардистским и одновременно доступным для восприятия. «Дальнейшее расширение границ пост-блэка с примесью других “тяжелых” стилистик в прогрессивно-авангардном ключе» — определение, представляющееся мне наиболее адекватным.
“Eremita” («Отшельник» в переводе с латыни) стал первым альбомом после трилогии “The Adversary”/”angL”/”After”, и, возможно, именно это обстоятельство объясняет столь выдающуюся, полностью оправдавшую себя стилистическую раскрепощенность. И в таком контексте неудивительно, что число приглашенных музыкантов, каждый из которых подошел к делу исключительно ответственно и профессионально, стало в этот раз самым большим. Помимо самого Исана в работе над пластинкой приняли участие исполнившая партии женского вокала его жена Хейди (она же Ириэль, бывшая участница совместного с мужем и братом симфо-блэкового проекта Peccatum), вокалист Эйнар Сольберг и барабанщик Тобиас Эрнес Андерсен (оба из Leprous), саксофонист Йорген Мункебю из Shining и не нуждающиеся в особом представлении гитарист Джефф Лумис (ex-Nevermore) и вокалист Девин Таунсенд. К другим громким именам, связанным с этим великолепным, практически безупречным релизом, относятся (уже, разумеется, косвенно) один из наиболее известных в мире отшельников Фридрих Ницше, чье фото помещено на обложку в почему-то перевернутом виде, а также Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер, чьи графические работы использованы в оформлении буклета. Фанатам-коллекционерам настоятельнейше рекомендуется приобрести делюкс-издание альбома в формате CD-book, преимуществами которого являются не только дизайнерско-полиграфические изыски, но и весьма уместный бонус-трек.
† Но если всё же попытаться указать какую-то одну «знаковую» композицию, по которой лучше всего судить об альбоме в целом, то лично я без малейших колебаний порекомендую “Introspection”, где блэковый скриминг Исана чрезвычайно удачно перекликается с «чистым» вокалом Таунсенда, а безупречную красоту «стержневой» мелодической линии превосходно дополняет яростный гитарный шквал в припевах. |
|
Alone, not free
Within this cloak of shame
There is nothing worth undoing
The night outside is still the same
Tragedy writes snow and storm
By now it cover and entrack
Of this escape whence no one knew
The crime was cold, the passion warm
And know all fears were now long dead
A whisper of the night and time
The door below had better still
To keep it shut (...)
Sleepless
Fearless
Lifeless
Within this cloak of shame
There is nothing worth undoing
The night outside is still the same
White snow would cover every track
Of this escape whence noone knew
And all the fears should be long dead
The night outside was still the same
2. The Paranoid
Panic strikes in slow motion!
(Hostage?) life of fear!
(I feel?) simple pain
And the (sins of the dead?)
This smell of isolation
A hall of mirrors multiplying
Grotesque features of a golden idol
Melting fast in the fires of confession
And the shame feeds the anger
feeds the shame
feeds the anger
feeds the shame
Dim lights from a dying coal cast a silhouette upon
the soot-smeared window, the unsolvable crime
And the heart implodes like a faithless star
Beating backwards, beating fast into black coals of nothingness
Beyond redemption
And the shame feeds the anger
feeds the shame
feeds the anger
feeds the shame
3. Introspection
Time dissolves before my eyes
I know, the graves, they always try to hide
Then, what are graves to me?
Their sins are not infectious
I claim immunity to their disease
Oh, the serpent coils...
Again I will consume the fire
To purge the entrails of my soul.
Now let go, disperse the fear
Loose the grip on what is out there
What I see is deep inside
Paranoid will be my guide
Hollow eyes will lead the way
A quest for peace will burn in the end
Inhale, exhale, reach far into the deep
Descend to where the devil's crying, angels weep
Better forget what force wide open
Embrace the night where blood is
On the darkness, to return to black
Oh, I fall and know to bleed
The source from whence my demon sees
Time dissolves before my eyes
I know, the graves, they always try to hide
Breathe (...)
Breathe, reach far into the deep
On a quest for peace
On a quest for peace
In burning ruin
4. The Eagle And The Snake
I crawl through mud and secrecy
To reach the edge of sanity
And fall... through cleansing air
Clashing down into the sea
We - between the eagle and the snake
Beyond what is real and what is fake
Between the eagle and the snake
The walls come down
Embrace the pain of this profound affliction
And yearn the sting, the serpent's tranquil kiss
Just sow and reap the gifts of liberation
To reach the shore and do it all again
It is night, now, do all leaping fountains speak louder
And my soul, too, is a leaping fountain
It is night: Only now do all songs of lovers awaken
And my soul too is the song of a lover
We - between the eagle and the snake
Beyond what is real and what is fake
Between the eagle and the snake
The walls come down
5. Catharsis
To drain the blood from his veins
This black stinking oil
And scorch the print of every finger
On these cold hands
To pull the teeth from the jaws
Of this treacherous skull
As to shut the eyes and the mouth
To enveil his head
Impale his heart
To cut off every limb
That never touched the sun
All these burns
A burning offering to new blood that would bother
Why suffer?
To drain the blood
To scorch the prints
To pull the teeth
To shut the eyes
Enveil his head
Impale his heart
To cut off every limb
That never touched the sun
All these burns
A burning offering to new blood that would bother
Why suffer?
This crippled memory
This crippled memory
This crippled memory
6. Something Out There
Lies running over the snow-plated dew
Like a statue of ice...
With no more room for (...)
Slowly taken down by age
Going back through every page
Something old, something new
Something borrowed, something blue
They like a monument's (...)
(...) pierced the naked light
(...)
(...)
Rime frost blocking out the light
Drapes the memories in night
Something old, something new
Something borrowed, something blue
This will not sleep
This will not die
This will not sleep
This will not die
The world is away feasting on the intestines
While guilted (...) out alone
When the skeleton eagle fought, fought, fought to the ground...
Slowly taken down by age
Going back through every page
Counting enemies in flashlight dreams
Rime frost blocking out the light
Drapes the memories in night
Something old, something new, something, something...
This will not sleep
This will not die
This will not sleep
This will not die
7. Grief
[Instrumental]
8. The Grave
He hammers the earth with a shovel
Anger thunders with every strike
Inside his skull
a funeral
a cold-blooded murder.
he hammers the earth with a shovel
yet, his grave was empty from the start
someone or something
to forget
A hole in the ground
He hammers...
he hammers the earth with a shovel
beating it all to dust and stone
beyond recognition
faceless
bloodstained soil
he wipes the sweat of his forehead
a strained laughter in the face of dawn
Marks the completion, the end
The last missing pages
Secretly he hammers the earth.
9. Departure
Please get away from me...
Descending backwards
Through the sleepless black
Washing the firey glare
The small (...)
In the distance, it disappears
Breathing with emptiness
Filled with collumns of winter and night
The stinging sensation remains
Of hungry eyes, nurturing the pain
The stinging sensation remains
Of hungry eyes, nurturing the pain
To return from (...)
Revive from colder air, yeah
Watching, watching... there was a man
Through (...)
Your heart is barren flame
You keep it above your head
Like a torch gone black
You dig in the dark, you dig in the dark
She spoke to me like hope was real
That peace was something I could feel
10. Recollection
[Limited Edition Digibook Bonus Track]
The playful years of spring
Killer's romantic dreams
Of misanthropy
The playful years of spring
Killer's romantic dreams
Of misanthropy
Of misanthropy
The playful memories
Killer's romantic dreams
Of the misanthrope
Yet deep down, the shame
Knowing they were only lies
Fabricated alibi
Though now it seems that all the shame and secrecy was all a waste, was all a waste
That those (that those, that those) longings of truth were just a premonition
That those lies are now the truth
Deep down, the shame
Knowing they were only lies
Deep down, the shame
Knowing they were only lies
Deep down, the shame
Knowing they were only lies
Deep down, the shame
Knowing they were only lies
Knowing they were only lies
Knowing they were only lies