|
Существует два способа записать кавер. Первый путь – точно повторить оригинал, сыграть все партии нота в ноту, не изменив ничего и тем самым не нарушив естественного хода вещей и внутренней гармонии песни. Второй способ, как можно догадаться, диаметрально противоположен: трек раскладывается на дорожки, и каждая прорабатывается и видоизменяется настолько, что зачастую оригинальная версия едва узнаваема среди нагромождений «авангардных» решений и преобразований, которые мы слышим в итоге. Чаще всего исполнители выбирают первый путь и записывают неплохие, а иногда даже хорошие каверы. Но никогда – блистательные, затмевающие подлинник. Или все-таки иногда?
Когда Ulver в 2007 году записали для "Shadows of the Sun" свою версию «Solitude» Black Sabbath, легендарная баллада Гизера Батлера зазвучала по-новому, несмотря на то, что Кристофер Рюгг не изменил в песне практически ничего – лишь вместо задумчивой гитары и флейты Айомми у Ulver появляется тревожная низкая труба. В итоге, у «Solitude» образца 1971 года 36 лет спустя появился достойнейший кавер. Более того, на "Shadows of the Sun" песня эта настолько органично вписывается в общий контекст и настроение альбома, что звучит даже несколько интимнее, вывереннее и уместнее, нежели на классической пластинке "Master of Reality".
Правда, никто не ожидал от Рюгга дальнейшего развития темы. Но уже в 2008 году вожак норвежских «волков» начал работу над материалом для целого альбома каверов. И не прекращал ее даже несмотря на подготовку и выпуск в 2011 "Wars of the Roses" – пластинки оригинального материала Ulver, которую критики, впрочем, не приняли с особым энтузиазмом. И вот, в 2012 свет увидел "Childhood’s End" – ностальгический сборник вариаций на самые разные песни более или менее известных исполнителей эпохи «детей цветов». Мирные демонстрации против войны во Вьетнаме, «лето любви», согревающий ламповый звук, детская непосредственность и кичливая мода поколения 60-х – все возвращается с этой пластинкой. Даже в оформлении альбома мы наблюдаем отсылку к неспокойному духу эпохи – фрагмент фотографии «Напалм во Вьетнаме», прославивший корреспондента американского агентства Associated Press Ника Ута, впоследствии получившего за этот снимок Пулитцеровскую премию.
А что же под обложкой? 16 песен – 16 имен. От таких важнейших музыкальных «глав» эпохи, как Jefferson Airplane, The Byrds, The Troggs и The 13th Floor Elevator, до всего лишь «параграфов» в хрестоматии мировой психоделической и гаражной сцены вроде The United States of America. Последние, кстати, просуществовали всего год и записали единственный альбом. Деятельность их «соседей» по сборнику Рюгга – группы Gandalf – также продлилась недолго (с 1965 по 1968 год). Однако их единственный именной студийный альбом является едва ли не образцом записи в жанре и повлиял, по признанию многих музыкантов, на поиск и становление их собственного звучания. Конечно, Рюгг выбрал песни согласно своим предпочтениям, но, думаю, для многих приятным станет тот факт, что в сборнике присутствуют каверы не только на американские, но и на британские команды. А еще нельзя не отметить, что Ulver отобрали для записи не самые известные хиты и тем самым раскрыли для слушателя многогранность тех исполнителей, которые большинству знакомы по одной-двум «нестареющим» песням, не покидающим эфиры популярных радиостанций.
"Childhood’s End" поражает и пленяет тем, что при всей своей сложности, большом количестве задействованных инструментов и заявленных номеров, а также при ставшем уже "ульверовской" классикой смешении электроники и «живого» звука альбом не теряет легкости, пластичности и прозрачности. И, конечно же, той самой детской непосредственности, которую, возможно, и хотел передать Рюгг, пропустив через себя чувства, эмоции и надежды людей, живших и творивших почти уже полвека назад. Как непросто, казалось бы, стать проводником, но как интересна подобная миссия, когда инструментом и главным действующим персонажем становится звук. Непередаваемое ощущение.
Ulver находят ту самую «золотую середину» и на удивление легко балансируют, как кажется на первый взгляд, в подходах и методах изложения своего «прочтения» классики. За этой фантастической эквилибристикой скрывается кропотливая работа – умение сочетать истории вроде медитативно-вдумчивой «Today» Jefferson Airplane или «Dark Is The Bark» The Left Banke и звучащих по-бунтарски гаражных «Street Song» The 13th Floor Elevator и «I Had Too Much to Dream (Last Night)» The Electric Prunes.
В итоге, звучащая чуть менее часа "Childhood’s End" производит эффект куда больший, нежели иной концептуальный альбом, затянутый на час с лишком. К каверам Ulver хочется возвращаться снова и снова, поодиночке или вместе, неважно. Ведь, в конце концов, как заметил Антуан де Сент-Экзюпери: «Все мы родом из детства… Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Альбомы вроде "Childhood’s End" и призваны нам об этом время от времени напоминать. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).