|
|
|
The Smashing Pumpkins
« Rotten Apples (Greatest Hits) »
| |
|
| |
|
|
| |
| |
| |
1 | Siva – 4:21
|
| 2 | Rhinoceros – 5:54
|
| 3 | Drown – 4:30
|
| 4 | Cherub Rock – 4:58
|
| 5 | Today – 3:22
|
| 6 | Disarm – 3:17
|
| 7 | Bullet with Butterfly Wings – 4:17
|
| 8 | 1979 – 4:24
|
| 9 | Zero – 2:40
|
| 10 | Tonight, Tonight – 4:15
|
| 11 | Eye – 4:54
|
| 12 | Ava Adore – 4:20
|
| 13 | Perfect – 3:23
|
| 14 | The Everlasting Gaze – 4:02
|
| 15 | Stand inside Your Love – 4:13
|
| 16 | Try, Try, Try – 5:09
|
| 17 | Real Love* – 4:10
|
| 18 | Untitled* – 3:53
|
| | * previously unreleased
|
| | Total playing time: 76:12 |
|
Billy Corgan – vocals, guitar, keyboards
James Iha – guitar, backing vocals
D’arcy Wretzky – bass, backing vocals
Jimmy Chamberlin – drums |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
Терпеть не могу сборники! Но что поделать, всевозможные компиляции и списки неизменно появляются в новостной ленте. Ох уж эти «20 лучших альбомов…», «50 главных романов…» и «100 фильмов, которые должен посмотреть каждый, прежде чем умереть»! Тут вырвали из контекста, здесь излишне надменны и, естественно, чересчур субъективны. Признайтесь, когда вы натыкаетесь на очередной best of, порой так и подмывает включить сноба и уткнуть «экспертов» в их собственную ограниченность. «Ах, как же вы пропустили N? Почему не включили M вместо P? Как, X на первом месте, но это же гораздо слабее Y!»
Меж тем, музыкальные сборники всегда пользуются популярностью. Во-первых, знакомиться с творчеством гигантов, чьи необъятные дискографии внушают священный трепет, новичку проще именно с greatest hits. Понравится – как пить дать обзаведется полным комплектом студийных альбомов (а там и до синглов с бисайдами недалеко). Не понравится – отправится за иным источником вдохновения до лучших времён. Во-вторых, на компиляциях редко встречаются второстепенные истории: продюсеры и музыканты делают ставку на действительно проверенные хиты. И всё же, бест оф бест офу рознь. Сборники редко занимают в сердцах поклонников достойное место наряду со студийными пластинками. На них не открывают сезон охоты в период распродаж виниловых пластинок, чаще они остаются пылиться на полках маленьких магазинчиков, выставляющих всякое барахло. “Rotten Apples: The Smashing Pumpkins' Greatest Hits” несколько выбивается из приведённой концепции, и вот почему.
Для начала попробуем обойти одну из типичных ошибок составителей списков, описанную выше, и рассмотрим обстоятельства, при которых появился сборник. К 2000 году The Smashing Pumpkins подобрались к званию культовой группы американской альтернативы, к тому же коммерчески успешной – более 19 миллионов пластинок, проданных только в США. Начало нового тысячелетия принесло конец света – не многострадальному человечеству, но отдельно взятому коллективу: вместе с популярностью и славой к «тыквам» пришли наркотики и внутренние разногласия. Распад коллектива как будто иллюстрировал собой конец belle époque гранджа и альтернативы. Лучшей песней года по версии журнала Rolling Stone стала эминемовская «Stan», триумфаторами «Грэмми» – U2, а Brit Awards – Coldplay. Альтернативой начали называть вышедший в том же году “Kid A” Radiohead.
Таким образом, выпущенный в 2001-ом “Rotten Apples: The Smashing Pumpkins' Greatest Hits” стал прощанием с прекрасным временем разболтанных свитеров и безразмерных рубах в клетку, рваных джинсов и «конверсов». Конечно, тогда мало кто думал о том, что всё это добро вернется (как и The Smashing Pumpkins), но согласитесь, что-то ушло навсегда. Субкультуры потихоньку начали уступать повсеместному нонкомформизму инди-кидов, агрессивность ушла на второй план, музыка стала более открытой, доступной.
Впрочем, бороться с тоской помогали всё те же треки: «Siva», «Rhinoceros», «Today», «Disarm», «Bullet with Butterfly Wings», «1979», «Zero», «Tonight, Tonight», «Ava Adore», «Stand Inside Your Love», «Real Love». “Rotten Apples” – это «золотой» состав The Smashing Pumpkins, а также лучшие продюсеры предшествовавшей нулевым декады. Над звуком компиляции работали такие мастера, как Бутч Виг, Алан Моулдер и Марк Эллис. Мастерингом занимался Хоуи Вайнберг. На сборнике всё выстроено в хронологическом порядке – история, эволюция группы и целого поколения, выросшего на её песнях. Включена в компиляцию и «Eye», записанная специально для еще одного культового артефакта конца 90-х – «Шоссе в никуда» Дэвида Линча. Каждый трек “Rotten Apples” бьет на поражение, потому что до боли знаком и значим. А еще все эти песни объединяет неповторимый флер романтики, то, чего не будет у более поздних компиляций, скажем, середины или конца нулевых. Все-таки, чем дальше от нас точка отсчета, тем честнее и чище кажется созданная в ней музыка, так уж повелось. Заканчивается “Rotten Apples” последней записанной «тыквами» перед роспуском песней, она так и осталась без названия («Untitled»). Возможно, уже тогда Билли Корган чувствовал, что настоящее не теряется. И это здорово. |
|
|
| |
| | | |
| |
«Иногда в мире так много красоты, что мне кажется, мое сердце не выдержит. Иногда мне кажется, что я вижу ее всю, и это становится невыносимым. Мое сердце наполняется ею, как воздушный шар, который вот-вот лопнет». – Рикки Фиттс, персонаж фильма «Красота по-американски»
Что ж, если учесть, что никогда не расстававшийся с портативной видеокамерой вышеупомянутый герой голливудского мегаселлера нередко видел и запечатлевал красоту мира в вещах, для среднестатистического обывателя совершенно неинтересных (а порой и вовсе шокирующе-отвратительных), то с Билли Корганом – лидером гремевшей на весь мир в последней декаде прошлого столетия чикагской «альтернативной» рок-группы The Smashing Pumpkins, тогдашние альбомы которой однажды были охарактеризованы как «страдальческие, изобилующие кровоподтеками послания из страны кошмаров Билли Коргана», – его психологически роднит очень и очень многое. О своеобразии и уникальности «Сокрушительных тыкв» в музыкальной среде того времени можно рассуждать долго и обстоятельно; я же по мере возможности постараюсь выразить ее одной фразой: ни один другой коллектив, в той или иной мере осваивавший в ту пору территории гранджа вперемешку с психоделическим роком и шугейзом со всеми их специфическими атрибутами, по большей части довольно далекими от рок-мейнстрима, не звучал настолько доходчиво и подкупающе для обычного неискушенного слушателя, не занимавшегося пытливым разграничением стилистических дефиниций и вдумчивым музыкальным анализом. Сплошь и рядом используя традиционные для своей жанровой направленности средства самовыражения – типичный грязновато-перегруженный звук гитар, местами ломано-рваные ритмы и преимущественно негативистские тексты с изрядным уклоном в самокопание на грани морального мазохизма, группа, тем не менее, практически всегда воспринималась наиболее мыслящей частью аудитории как своего рода свет в конце тоннеля, как обещание выстраданной радости бытия взамен бесцельного существования в атмосфере всеобщей апатии, равнодушия и цинизма – и происходило это потому, что музыка TSP неизменно несла в себе некую первозданную красоту порой трудноуловимой природы. «Тыквы», в отличие от подавляющего большинства смежных коллег по творчеству, никогда открыто не открещивались от «основного потока», а наоборот, стремились уместно использовать его себе на пользу там, где это возможно (особенно характерны в этом отношении альбомы ’95-го и ’98-го годов, где наряду с потихоньку доживавшим свой век гранджем представлены куда более традиционные и массовые жанры в диапазоне от дрим-попа до электроники и даже симфонической музыки).
Примечательным и одновременно немного курьезным считаю то, что многие музыкальные критики, сравнивая вышедшие в одном и том же году суперуспешный альбом “Nevermind” от Nirvana и пусть и не снискавший особого коммерческого успеха «тыквенный» дебютник “Gish” (с него на рецензируемый сборник попали песни “Siva” и “Rhinoceros”; последняя неизменно исполняется на концертах до сих пор), называли TSP «вторыми Nirvana» – данное утверждение при всей стилистической схожести указанных коллективов, общем продюсере в лице Бутча Вига и крайне депрессивном складе характеров Кобейна и Коргана корректным можно назвать лишь с большими оговорками. Превалирующую у сиэтлцев напористо-атакующую манеру, лишь изредка уступающую место лиричности, трудно сравнивать с прослеживающейся в большинстве композиций куда более «просветленных» чикагцев тягой вот именно что к самой настоящей духовной нирване и безмятежности – со стремлением, заслонить которое не в состоянии даже временами предельная жесткость подачи материала. Ярчайший пример противоречивости такого рода – тяжеленная “Cherub Rock” со ставшего для TSP настоящим прорывом лонгплея “Siamese Dream”: при полном отсутствии характерных для Nirvana отголосков панк-рока мощнейший гитарно-барабанный шквал в духе Soundgarden, словно припечатывающий к стене многих не в меру рафинированных и заносчивых «звезд» второго эшелона тогдашней инди-сцены (заклейменных как в издевательском названии «Рок от херувимчиков», так и в тексте песни), органично уживается с в целом довольно расслабленной вокальной манерой, будто демонстрирующей уже тогда накопившуюся в душе Коргана смертельную усталость от извечной околомузыкальной грызни и навязываемых группе стереотипов «правильности». И уж тем более никакого сходства с творчеством Кобейна, Новоселика и Грола не имеет еще один, максимально примечательный номер с того же альбома – “Disarm”, лично для меня являющийся безусловной вершиной творчества TSP, да и вообще чем-то таким, что, явно выходя за традиционные рок-рамки, напрямую апеллирует к любому человеку с еще не омертвелой душой и, согласно названию, попросту обезоруживает. Проникновенные пассажи акустической гитары, мастерски внедренный в ткань композиции эпизодический перезвон колоколов, скорбно-величественные партии скрипки и виолончели, горестный, но чуждый обреченности текст о быстротечности всего земного и ошибках прошлого, которых уже не исправить, и, конечно же, просто потрясающая мелодия буквально выворачивают душу наизнанку.
Проданный в одних только США в количестве более 10 миллионов копий и уверенно занявший первую строчку рейтинга журнала Billboard двойной альбом 1995 года с донельзя «говорящим» названием “Mellon Collie and the Infinite Sadness” (≈ «Меланхолия и бесконечная печаль») представлен сообразно ограниченному формату однодисковой компиляции всего четырьмя композициями (выпущенными, как и бóльшая часть остальных треков со сборника, и на одноименных синглах) – зато какими! Каждая обладает уникальным настроением и собственной аурой, не говоря уже о предельной стилистической индивидуальности. “Bullet with Butterfly Wings” – пожалуй, самая «нирванистая» песня TSP: мощная, по большей части среднетемповая, со сравнительно «мягкими» куплетами и жестчайшим припевом. “1979” – расслабляюще-мечтательный дрим-поп, ода праздности и неспешному блаженному саморазрушению. “Zero” – самый настоящий грандж-шедевр, полный едкой злости и самобичевания. “Tonight, Tonight”, «лунный» клип на которую в свое время не видел, наверно, только слепой, стала для «Тыкв» своего рода пропуском в мейнстрим (весьма, впрочем, условным), на редкость удачно сочетая в себе рок-мелодизм и масштабную оркестровку. Вышеуказанный релиз стал кульминацией в истории группы, буквально раздираемой к тому времени внутренними проблемами, и 1998 год ознаменовался выходом альбома “Adore” со значительным креном в сторону электронной музыки и сокращением состава до формата трио. И хотя пластинка, содержавшая ряд крепких треков (из которых наиболее известны включенные в данный сборник “Ava Adore” и “Perfect”), имела успех, стилистически она оказалась разовым экспериментом. Вышедший же два года спустя альбом “Machina: The Machines of God” пусть и являл собой ощутимый возврат к корням (и не сказать чтобы неубедительный; чего стоят хотя бы такие композиции, как “The Everlasting Gaze” и “Try, Try, Try”), но так и не смог вернуть коллективу былую славу, следствием чего явился закономерный распад последнего. Семью годами позже состоялся «половинчатый» реюнион в лице Коргана и Чемберлина, за которым последовало продолжение карьеры группы в обновленном составе, длящееся и поныне, но к данной рецензии это уже отношения не имеет. |
|
|
| |
| | | |
| |
|
| |
просмотров: 11133 |
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет