|
Кто бы мог подумать, что спасение традиционного русскоязычного тяжеляка придёт от никому неведомой самарской команды с таким подпольным и кривым оформлением. Логотип, обложка, нестандартный размер конверта – всё намекает на “колхоз” и на криворукий российский тяжмет, который не только слушать и слышать, но и видеть-то не хочется, чтобы лишний раз не бегать к “белому другу” “изливать эмоции”. Название группы настораживает и обнадёживает, но не сильно, а вот музыка и концепция - стоящие. Но только в том случае, если вы будете настолько терпеливы и настойчивы, что доберётесь до них и дадите им шанс, не спустив Герду на автомате в водослив унитаза.
Не удивительно, что “Дурак на войне” вызревал почти двадцать лет – такая музыка по определению должна настояться, достичь нужной кондиции, предварительно забродить в душе и дать там свои соответствующие всходы. Такой альбом и такие тексты нужно переболеть, пережить, пропустить через себя, не раз и не два разочарованно повесить гитару на гвоздь в попытках убежать от себя, утонуть в пучинах запоя хотя бы трижды, воскреснуть и лишь затем, спустя годы, раны, шрамы и литры всё-таки довести дело до конца, дожать, домучить эту неусыпную мигрень в сердце и выдать всё как есть.
Я не очень понимаю и знаю, что такое русский рок (никогда такое не слушала, за исключением, быть может, Б.Г.), но я хорошо знаю, что такое русская литература, и Герда в этом смысле это очень русская группа, исполняющая очень русский метал. Формально, у команды, может, и есть немало общего с Anacrusis, Last Descendants и Dream Death, но если быть откровенным и действительно уделить альбому время, а не просто прогнать его на быстрой перемотке, то станет понятно, что Герда круче. Здесь не высокоумные, искусственно замедленные риффы и попытка выдать свои неоформленные интуиции чего-то большого и необъяснимого за само это большое и необъяснимое, а живой и конкретный жизненный опыт с мыслями, болью, ошибками, попытками понять и объяснить, почему всё так, а не иначе, и с неизменной, такой русской и такой “нашей” грустью по поводу конечного мирового финала.
Так уж сложилось, что в России, которую, как известно, “аршином общим не измерить”, исторически оказалось больше всего людей, которые восприняли метал со всей его мистикой, экзистенциальностью и надрывом по-настоящему всерьёз и стали не просто колбаситься и чуть веселее потреблять алкоголь под эти звуки, а решили ими жить, наделяя их кровью своей мятущейся праны. Говорят, что чаще всего эта тонкая и трепетная материя, зовущаяся в наших краях душой, приводила наших сограждан, за вычетом у них мозгов, к тому самому пресловутому русскому року, разорванным на груди тельняшкам и беспробудному пьянству, но те немногие длинноволосые юноши, которые не забыли натренировать мозг и как-то оформить свою щедро сдобренную дешёвым портвейном тоску по высшей правде, создали совсем другую субкультуру и совсем другую музыку.
Если вы никогда не читали Достоевского, Пастернака, Тургенева, Толстого и не знаете чувств и мыслей, которыми живут их герои, ни разу не примеряли их на себя, то вполне может статься, что Герда сейчас просто не найдёт у вас в душе и в голове за что зацепиться – не найдёт там ничего, что могло бы воспринять и расшифровать те посылы и тот характерный груз “проклятых смысложизненных вопросов”, которые так давят и гнетут на утро после душевных разговоров на кухне с гитарой.
Не знаю кто как, а я никогда не понимала и не любила группы вроде Железного Потока, Аспид, Паранойи, Мафии, Крюгера, Коррозии Металла и т.д. – для меня они все были плоскими как фанера и глупыми, как аборт в восьмом классе. Что-то внутри меня даже в двенадцать лет протестовало и не могло, не хотело соглашаться с этими бессмысленными демонами, палачами, абортированными зародышами, взбесившимися бульдозерами и кровавыми Мэри, обитавшими в текстах подобных групп, мне хотелось смысла или хотя бы осмысленности.
Трясти тыквой под однообразные риффы, где вокалист стонет и хрипит про демона зла, мечтающего покорить грешный мир, и про женского врача по кличке “Дровосек”, может быть прикольно в шестом классе, когда ты собираешь вкладыши от жвачек и тайком куришь за школой, но не в более “упёртом” возрасте. Мозги должны развиваться, а с ростом гениталий сознание обязаны занимать более глубокие и жизненные штуки, чем эта детская инфантильная глупость. Эстетика тяжёлого рока может и должна сохраняться, боль не обязана уходить, а протест, по законам гидравлики, просто не имеет других вариантов, кроме как углубляться, обостряться и укореняться, но всё это с течением времени должно выходить на другой уровень – взрослеть и совершенствоваться, чтобы не выродиться в тупость и скудоумие картонного гоп-металла.
Возможно, если у вас колики и понос от совковых метал-групп, и вы никогда не заслушивались ночами напролёт Чёрным Кофе, Чёрным Обелиском, Тяжёлым Днём, Легионом, то и Герда вам покажется пресной и непонятной. Но Герда не пресная, просто она слишком литературная и слишком экзистенциальная, а для того чтобы понять и воспринять “Дурака на войне”, нужно быть самому таким же дураком на войне – нужно иметь соответствующий жизненный опыт, а иначе всё бессмысленно и браться слушать этот диск даже не стоит. “Подобное познаётся подобным”, и в случае с данным релизом древние греки со своими крылатыми изречениями пришлись очень даже кстати и мимо неба пальцем не промазали.
Мне жаль, если мои слова кого-то сейчас обидели или показались пафосными и самонадеянными, но ещё более жаль, если кто-то всерьёз думает, что тексты Slayer, например, это просто скелеты, упыри, сатана и фашизм. Если вы так думаете и в лирике “Skeletons Of Society” не можете рассмотреть глубинные нарывы и язвы нашего общества, наши человеческие проблемы и изъяны наших межличностных взаимоотношений, то у вас просто нет соответствующего опыта, а это печально.
“Дурак на войне” – концептуальный альбом, и он показывает жизнь одного (может быть конкретного, а может быть просто обобщённо-конкретного – и первое, и второе одинаково верно) человека от рождения до… нет, не до смерти – до некоего порога условной зрелости. Рождаешься, делаешь первый шаг, вот ты уже в песочнице, пытаешься узнавать людей и выстраивать первые отношения, а вот и впервые разбитый в драке нос, первые слёзы, первые огорчения и первые разочарования. Такое было у каждого, как бы кто там ни кричал, что ему всё по барабану, и кроме скелетов, водки и качественно изданных дисков западных мэтров, прослушивание которых сообщает нам какую-то таинственную значимость и возвышает над согражданами, в мире нет никого и ничего.
Не очень хочется сейчас пересказывать все песни с альбома и анализировать каждую из них со всеми её нюансами – намного лучше это сделать самостоятельно, внимательно послушав альбом, отмечу только свои самые любимые “Вот мечта, вот эшафот”, “Добрый день, HMR boy” и “Каждый момент жизни”. Это самые сложные, концентрированные треки на альбоме, и в них больше всего смыслов и переживаний. Роман явно писал эти композиции про себя и в первую очередь про себя, но вышли они даже в большей степени про нас – про слушателей и критиков, про людей, которым попадётся и которым адресован “Дурак на войне”.
Эта рецензия не пропаганда и не попытка кого-то заинтересовать в изначально пустом и не имеющем ценности релизе, не стремление оправдать всем до одури надоевший отечественный говнорок, а просто призыв задуматься и если отвергать Герду и “Дурака на войне”, то после вдумчивого (и лучше не единичного) прослушивания.
У альбома есть недостатки, и главный из них – это тот самый “колхоз”, о котором я упоминала в самом первом абзаце. Эти песни при всей их аранжировочной адекватности и очень неплохом звуке, всё равно кажутся недоработанными. Аранжировочно недоработанными и недожатыми. В плане идей, чувств, боли и смыслов здесь всё дозрело и состоялось, но подать это можно было эффектнее и круче. Позвать хорошего продюсера, вроде Энди Снипа, подыскать нормального художника, разбирающегося в металле (хотя на фоне последних обложек Крюгера, Мастера и Маврина, у Герды всё ещё вполне неплохо) и задать альбому нужного лоску, не уклоняясь, само собой, ни в какие модерн-метал-эксперименты и в популярную сегодня альтернативу. Если этот альбом слаб, то слаб исключительно как продукт шоу-бизнеса, не как художественный артефакт и музыкально-поэтическое творческое произведение.
И мне “Дурак на войне” всё равно понравился и даже в какие-то моменты показался необходимой панацеей и чудодейственной вакциной для вовсю подыхающего сейчас и оскотинившегося во все тяжкие отечественного тяжеляка. Зацепила основательность Герды, типичные парадайзовские риффы, вписанные в неторопливый трэшевый кач, свобода интерпретаций хэви-метал-канонов и особый лирический почерк Романа. Умение просто (а не на языке научных конференций и протокольного официоза) говорить о главном и вечном, а также способность на сленге за пивом рассказать о важном и существенном, вовремя “вправить мозги” в нужную сторону и на понятном примере (“на пальцах”) показать, что зло есть зло (а если ты думаешь иначе, тебе повезло). Именно за это я много лет назад полюбила метал и захотела общаться с металлистами. Просто в те времена металлисты, которые встретились на моём пути, оказались самыми думающими, честными, правдивыми и просвещёнными людьми с самым адекватным взглядом на мир и самыми приемлемыми мировоззренческими ценностями, а Герда сейчас напомнила о тех временах и умело сыграла на этой приятной и чуть горьковатой ностальгии.
Этот диск напомнил мне те времена, когда парадайзовские “Gothic” и “Icon” только вышли и воспринимались как новая религия – новая вера, объединяющая, обезболивающая и дающая смысл всем нашим поискам, ошибкам и недоумениям. И я действительно очень явно и чётко вспоминаю те далёкие дни, когда смотрю на буклет Герды, где на тетрадных листочках виднеются неумелые и наивные рисунки подростка-бунтаря, который ещё толком не знает, зачем и как он будет жить, кем он станет в этой жизни, но точно знает, что будет именно жить, а не имитировать жизнь, от чего нас так настойчиво предостерегали Anthrax на “Among The Living”, - будет верить, любить, страдать, бороться, но никогда не назовёт чёрное белым, а горькое сладким. Если в вашей жизни всё это было, то “Дурак на войне” не может не понравиться. А мне просто искренне жаль, что безликая и безжалостная машина шоубиза, которая в 80-х почти перемолола и сломала Diamond Head, Pariah, Omen и сотни других гениальных групп, точно так же перемелет и выплюнет Герду со всей её верой и робкой надеждой отыскать своих заблудившихся и замёрзших в мире потребления и мнимых идеалов Каев. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Кстати, пара слов о рецензии. Видно, что её писала преданная поклонница, восхищающаяся своими кумирами и пропустившая их творчество через себя. Можно ли ожидать объективности от человека, поставившего в один ряд классиков русской литературы Достоевского, Толстого и Тургенева с Пастернаком? Однако, тут тоже цель достигнута. Извержение чувств не прошло незамеченным и, например, я ознакомился с представленным альбомом.