|
Спустя три года после действительно грандиозного "Diluvium" выходит "A Valediction". За это время состав опять коренным образом поменялся: Рафаэль, Линус, Себастиан ушли делать свой проект, получивший название Obsidious, заодно утащив туда все свои композиторские навыки, которыми и запомнился "Diluvium". Штеффен же восполнил потери старыми знакомыми по "Cosmogenesis" и "Omnivium": Тесселинг на басу и Мюнцнер на гитарной пилораме. Возвращения Тесселинга в прог-дэт хотелось ждать с нежным трепетом, затаив дыхание и надеясь на внедрение ещё большего количества околоджазовых мелодических линий и экспериментов в тугую тяжёлую ритм-секцию. Мюнцнер же не так сильно впечатлял раньше, но была надежда на возвращение "того самого" звучания группы предыдущей декады.
Ожидания одновременно и оправдались, и не оправдались. Уже по синглам стало понятно, что... ничего не понятно! Разброс в материале синглов был ожидаем, но в этот раз не удавалось зацепиться практически ни за что интересное. Тревожила музыка, тревожил звук, тревожили клипы к этим самым синглам. Но альбом ожидался - лучше услышать полный провал в полном же объёме, чем не ждать альбом вовсе и откреститься от него заранее. Однако... и провала не случилось.
Да, настроением и подачей альбом куда ближе "Cosmogenesis" и "Omnivium", нежели "Diluvium" - к моему большому сожалению, ибо именно альбом 2018-го года стал направлением, которое хотелось бы слышать у группы и далее. Увы. Почерк Мюнцнеровских соляков невозможно не узнать: тут и приёмы, знакомые по ранним (так сказать) альбомам, тут и отсылки к тому же "Concerto", тут же отзвуки Alkaloid. В общей пачке гитарная пилорама не вызывает отвращения, а наоборот даже вполне грамотно вписывается в повествование. Иначе обстоят дела с басом Тесселинга - он будто тонет без воды, сгорает без огня, глохнет без глушителя и пропадает без следа, ни разу не исчезая из поля слушания. Стоит сместить фокус с баса на что-то ещё, как он теряется и сливается с фоном - при этом по-прежнему слышны и мелодические линии, и, признаюсь, несколько разочаровывающие басовые соло, и вполне чёткие направляющие, сплавляющие вместе ритм-секцию с солирующими инструментами, к коим относится и вокал Штеффена - сильно отдающий In Thy Dreams, к слову, но об этом позже - просто весь этот бас звучит... странно. У меня не находится других эпитетов. Бас есть, бас хороший, баса нету, бас никакой. Есть характер, нет характера. Есть тон, нет тона. Я в смятении по поводу услышанного, и не могу внятно сформулировать, что же именно меня смущает в басу, и это весьма грустно.
Барабанщик же... держит марку, и на этом всё? Он будто и прекрасно владеет техникой, и мысли у него звучат *вместе* с группой, но в то же время он будто не выделяется своим характером, не выдаёт никаких особенностей, которыми щеголяли Гроссман и Лансер. Как будто все барабаны записаны в угоду композиции обыкновенным сессионщиком. Качественно, со вкусом, как требуется для общей структуры, но без огонька, без полёта мысли, без характера. В группе с четырьмя участниками в такой музыке можно раскрыть всех и каждого в достаточной мере, чтобы спотлайта хватило всем, но... то ли пандемия высосала последнюю жизнь из музыкантов, то ли вмешались какие-то неведомые мне обстоятельства, но результат работы ритм-секции оставляет желать лучшего при всём мастерстве исполнения. Разочарование, которое не разочаровало, но опять же оставило в смятении.
А музыка что? "Solaris", буквально вторящий канонам "Vortex Omnivium". "Devoured Usurper", будто слепленный из остатков "Ocean Gateways". "Orbital Elements II", звучащий, будто ребятам просто захотелось повеселиться и забавы ради сделать более подвижную, задорную и в разы менее философскую, задумчивую и размеренную оригинальную версию. Особняком среди всего альбома стоит "When Stars Collide" с абсолютно дурацким (даже по словам Штеффена, в каком-то смысле) клипом и звучанием, почти идентичным... Gates of Ishtar/The Duskfall! Максимально близкие по духу и исполнению риффы, яркая подача, куда более шведский вокал (на альбоме стало в разы меньше вокодера, к слову), гость из какой-то там модерновой банды, спевший две строчки припева - Obscura теперь мдм, расходимся! Ладно, будем считать это разовым экспериментом - причём весьма удачным, ибо для меня это (отчасти к сожалению!) лучшая композиция на всём альбоме. Безусловно и "Forsaken", и "Heritage" прекрасны как круглая рамка для альбома, но всё-таки... нет. Что-то не то. Что-то не так. Даже внаглую взятый отрывок из "Episode 666" в "Orbital Elements II" не вызвал восторга, а скорее просто подчеркнул текущую мдм'ность проекта. Двояко, сомнительно, странно. И я вновь в смятении.
Сравнений с "Diluvium" было не избежать. И сравнение с моей точки зрения не в пользу "A Valediction". Другой состав, другая музыка, другие ориентиры (полагаю, Штеффен продолжает топить за Thulcandra), другие "возвращения к корням". Право, как продолжатель идей "Cosmogenesis" и "Omnivium" альбом слушается прекрасно. Если бы они шли буквально друг за другом в дискографии, никто бы ничего и не заподозрил! Но у нас успели случиться "Akróasis" и "Diluvium", которые и из памяти не выкинешь, и из портфолио не вычеркнешь. Старое-доброе направление прекрасно работало раньше, и в таком же состоянии и виде работает и сейчас, ведь если прислушиваться ко всем риффам, солякам да сбивкам, ко всем мелодическим линиям, к лирике и прочим деталям, то картинка складывается. Просто это не то, чего хотелось получить от такого альбома. Вышло хорошо, но хотелось другого. "Возвращение к корням" приветствуется - ведь для такого камбэка ещё удалось удержать планку качества и не скатиться в ОТКРОВЕННЕЙШЕЕ самокопирование (кх-кх, Гиллион, кх-кх), ограничившись цитатами тут и там - но раз уж по вкусу пришлась новая сторона группы, то и ожидалось продолжение именно той сюжетной ветви, раскачавшейся в 2016-м году на "Akróasis" и принесшей сочные плоды в 2018-м на "Diluvium".
Мы получили то, что получили. Если судить по синглам Obsidious, то именно там и будет тот самый "Diluvium II", который так ожидался от, собственно, Obscura. Время покажет. Больше проектов, хороших и разных, как говорится. А пока что "A Valediction" отправляется на полку чуть повыше "Akróasis", чуть пониже альбомов 2009/2011 годов. Что ни состав, то новый концепт. Новое звучание, новая группа, сохраняющая при этом своё узнаваемое лицо - и не ударяющая этим лицом в грязь, смею заметить!
Прекрасный альбом, полный разочарования тем, что не оказался другим альбомом. Время сейчас такое. Печальная улыбка и полное смятение. Непонимание и недоумение. Пусть и такая страница в истории группы будет. А будет ли жить проект после такого "прощания"? Увидим. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Спорно.