|
Капустники на карантине.
Как известно, разразившаяся пандемия обнулила все перспективы тура в поддержку действительно классного альбома "Quadra", после чего Sepultura затеяли долгоиграющий проект на YouTube под названием "SepulQuarta", состоящий из ответов на вопросы фанатов и еженедельных live-in-studio-by-zoom при участии самых разнообразных коллег по цеху. Сыграно таким образом было, если мне не изменяет память, почти три десятка песен, известных и не очень, а для данного релиза отобрали 15 из них, этакий the best of the best of the best. Киссер, как обычно, анонсировал без пяти минут шедевр, мол, "такой альбом не мог бы быть записан в принципе, если бы не пандемия", и источал лучи радости на предмет того, что сей эксперимент: а) не имеет аналогов; б) получился крайне удачным. Всё бы ничего, но формат live-in-studio (без зума) уже протестировали Machine Head ещё в 2019 году безо всяких пандемий, записав и исполнив "Burn My Eyes" целиком, и как-то он особого ажиотажа не вызвал.
Но поговорить на самом деле есть о чём. 7 композиций - проверенные временем и многочисленными концертами хиты времён Макса (кроме разве что несколько подзабытой массами "Slaves Of Pain"), ещё 7 - из написанного и записанного при Деррике, и вот они на удивление подобраны очень хорошо: почти всё в цикле рецензий на "позднюю" Sepultura лично отмечал в хайлайтах соответствующих альбомов (исключение составляет "Phantom Self"); венчает же подборку ставший с 1991 года классикой кавер на "Orgasmatron" Motorhead. С точки зрения подборки материала - придраться почти не к чему, а вот о звуковом оформлении и качестве исполнения разговор может быть долгим и обстоятельным.
Во-первых, вокал. Парадоксально, но бывшее со времён "Against" неоспоримым козырем пение Деррика оборачивается жирнейшим минусом на "SepulQuarta". Во многих (не во всех, отдадим должное) композициях его партии звучат, без преувеличения, как надрывное хриплое хрюканье (в котором с огромным трудом угадываются знакомые по более качественным записям тексты) пожилой свиньи, подвергшейся нападению голодных скотоложцев, сопровождающих фрикции настойчивыми обещаниями пустить её на шашлык сразу по окончании, Армин Майвес-style. Характерным примером выступает "Cut-Throat", особенно наглядным при сопоставлении не то, что с оригиналом - даже с выпущенными ранее лайвами (например, с бонус-диска "Quadra"): серьёзно, это не харш, а какая-то трэшовая ("trash", не "thrash") пародия на пиг-сквил! Настолько отвратительно его вокал не звучит ни на одном ранее изданном концертном альбоме, да и на том гиге, где довелось присутствовать, в самой середине тура по странам СНГ, Деррик отработал более чем достойно, несмотря на неделю ежедневных выступлений непосредственно до. Может быть, это задумывалось не багом, но фичей... что ж, фича в высшей степени неудачная.
При этом к партиям приглашённых вокалистов претензий в целом нет, и даже если, к примеру, Данко Джонс кажется несколько избыточным на "Sepulnation", то это моментально компенсируется блистательно развёрнутой - и в "кричащей", и в "психоделической" её частях - "Hatred Aside" с двумя сочными бразильянками (категорически рекомендуется просмотр оригинала на YouTube!).
Во-вторых, бас. Сложилось стойкое ощущение, что приглашение громких имён - а это Фил Ринд и Дэвид Эллефсон, ещё не спалившийся во время записи на педобирском дзюбинге - было исключительно хайпа ради и наличия их имён в буклете для. Басисты - в принципе самые незаметные в роке (тем более тяжёлом) люди, если речь не идёт об уникумах типа Леса Клэйпула или креативных сонграйтерах типа Стива Харриса, и обычно их слышно в миксе только потому, что так решили продюсер и звукоинженер (или не слышно, когда так решили Хэтфилд с Ульрихом, хехе). Что у Fear Factory на протяжении бОльшей части дискографии за ритм-гитару и бас отвечал в студии один и тот же человек, что у самих Sepultura штатный басист более-менее научился играть - до той степени, чтобы было не стыдно его партии помещать на альбом - аж ко временам "Roots". Иными словами, басовые партии-то на записи есть, а вот факта присутствия приглашённых басистов - не слышно. "Ну бас и бас, чё бубнить-то", сказал бы в этом месте Артемий Татьянович.
В-третьих, гитарные партии. В цикле рецензий на лайвы пост-Максовой Sepultura отмечал особо: группе крайне остро не хватает второго гитариста. Там, где оных пригласили, будь то "Cut-Throat", "Slave New World" или "Vandals Nest" (и иже с ними) - исполнение (инструментальное, оговорюсь - с вокалом, как было отмечено выше, всё зачастую сильно далеко от совершенства и даже слушабельности) на "SepulQuarta" практически ничем не уступает оригиналам. Там, где не пригласили, заявленные Киссером звукорежиссёрские доработки ломают всю атмосферу live-in-studio - когда в момент соло равномерно раскиданная по обоим каналам гитара резко смещается в центр микса. Это очень хорошо слышно с самой первой вещи, достаточно в наушниках дождаться момента на 2:57 "Territory" для понимания, о чём говорю. Также несколько печалит, что ребята не догадались повторить реально классную фишку в "Slave New World", которая имела место на концерте в Миннеаполисе в марте 1994 года (эту версию можно услышать на "Blood-Rooted" и двухдисковом переиздании "Chaos A.D." 2017 года), когда после слов "We're not slaves, we're free" один и тот же рифф поочерёдно играется обоими гитаристами, как бы гуляя из канала в канал - навыки Киссера и Хифи вполне позволяли её воспроизвести.
К партиям ударных никаких претензий нет - всё классно исполнено, всё классно звучит, Касагранджи с самого момента появления в составе остаётся одной из сильных сторон квартета. В наличии даже соло на троих ("Ratamahatta"), которое выгодно отличается от ранее изданной не то дуэли, не то фаллометрии на пару с Ломбардо (скрытый трэк на "Медиаторе") своей кратно меньшей продолжительностью, благодаря чему не успевает надоесть.
Отрадно, что группа не боится экспериментировать: всё же, при впечатляющем развитии современных технологий, репетировать "на удалёнке" очень и очень непросто, а чисто исполнительских огрехов в итоге получился минимум - смотрел всё в оригинале, и на попавших в выборку композициях откровенной лажи (которую можно было бы выправить последующим допиливанием напильником при продюсировании и микшировании) замечено не было. Тем не менее, результат эксперимента не воспринимается ни как концерт (даже с припиской "в студии" - этому мешают "плавающие" от трэка к трэку, в зависимости от наличия второго гитариста, партии Киссера), ни как альбом: это просто компиляция, в которой сравнительно небольшая часть трэк-листа исполнена несколько иначе, но не хуже, чем в оригиналах, а основная масса не уступает оригиналам инструментально, но капитально проседает если не в вокале, так в аранжировках. Причём компиляция формата "for fans only", потому как знакомиться с творчеством группы по ней крайне нежелательно. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).