|
У меня особый «талант» узнавать обо всём последним. Рецензируемая пластинка вышла на небезызвестной «Мелодии» в далёком 1991 (не говоря уж о том, что её автор подвизается на музыкальном поприще аж с семидесятых), но узнал о существовании этого артефакта я немногим больше месяца назад, о чём слегка жалею.
Оформление диска представляет собой стильную минималистичную аппликацию сродни отчасти работам отечественных футуристов и представителей первого русского авангарда, отчасти обложкам зарубежных пост-панка и новой волны, отчасти дизайну альбомов Виктора Цоя. Возможно, это одна из причин, по которым всезнающий Discogs опрометчиво относит «Квадрат спасения» к гот-року. Впрочем, мы-то с вами понимаем, что никакой это не готик-рок (и даже фамилия автора никак не связана с ёрническим термином «роцк» из лексикона обитателей нижних интернетов, ага, хотя товарищ Рацкевич не год и не два посвятил работе на рок-н-рольной стезе, прежде чем обратиться к миру электронщины), но годная, сочная, живая, полнокровная концептуальная электроника — местами светлая и печальная, местами давящая, жутковатая и тревожная, но почти всегда потусторонняя и какая-то нездешняя. С трудом верится, что такого рода музыкальный материал перешёл рубеж небытия в Стране Советов, а не в иной вселенной. Здешние композиции, кстати, слегка напоминают Театр Яда с более «вменяемыми» текстами, помимо того, что любая мрачная речитативная музыка с давних времён ассоциируется у меня с сольниками Розза Уильямса (а ещё с творчеством Дэвида Тибета, но это уже совсем другая история), а любая тревожная и грустная электронная экспериментальщина неясной жанровой принадлежности – с творчеством Ивана Герасимова из проекта FLESH & SPACE. Впрочем, это лирика – в немалой части музыки, которая мне заходит, я так или иначе усматриваю сходство со слушавшимся во времена малолетнего дебильства и становления как личности. Что касается литературной части альбома, здешние тексты представляет собой либо абстрактно-созерцательные лирические рассуждения («Пока», «Стоп», «Квадромания»), либо лироэпику с не менее сюрреалистичными сюжетами («Сенокос», обязанный своим текстом культовому в определённых кругах Саше Соколову). Как правило, это верлибры (привет опять-таки Яну Никитину), но есть и рифмованные вещи (вышеупомянутый «Стоп»). В общем, этакая «психоделия по-советски» – не в жанровом плане, а в более широком смысле (удивлён, что эту работу ещё не запостили в музыкальной рубрике одноимённого паблика), ну или саундтрек к распаду сознания вашего покорного слуги, если угодно.
Большинство здешних треков хочется периодически переслушивать, но особо хотелось бы отметить невесомую меланхоличную «77-ю улицу (часть 1)» со сгущающим печаль детским смехом, искажённым фильтрами, на заднем плане; пугающие, неуютные «Стоп» и «Пока»; а также не менее жуткую бестекстовую дарк-эмбиентную зарисовку «Пусто» и воссоздающую чувство умственного помутнения при солнечном ударе «Жару». Впрочем, субъективно слабые (в музыкальном, но не в поэтическом плане) вещицы здесь тоже обнаруживаются – таковы скучноватые, пресноватые, отдающие не то перестроечной эстрадой, не то постсовковым шансоном «Джэм-2» и «Квадромания».
Так или иначе, спасибо Владимиру Юльевичу за саундтрек для подступов к тридцатнику. Утритесь, Coil, у нас своё есть. Стоит полагать, отечественная музыка таит ещё немало приятных сюрпризов и уникальных редкостей. Богата самородками земля русская. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
По сабжу - это перестройка ведь, тогда и более-менее профильные для Дарксайда вещи на Мелодию попадали. В частности, многие бывшие ВИА (например, Лира или Поющие сердца) заиграли хард-рок и хэви (Статус и Ария соответственно)