|
Лет шесть или семь назад мне довелось услышать альбом финского one-man проекта JAAPORTIT, называвшийся “KAUAN KOSKEMATON”. Честно говоря, никаких воспоминаний о нем у меня не осталось, раскапывать его в груде старья тоже никакого желания нет – поэтому придется поверить себе самому и сказать, основываясь на собственном дневнике, что играл тогда Туомас Мякеля нечто в духе тюремных альбомов BURZUM, то есть этакий «северный» дарк-эмбиент с аскетичной нордической атмосферой и простенькими мелодиями. Я не знаю, выпускал ли JAAPORTIT за эти годы еще что-нибудь, но сказать, что современный облик проекта хоть в чем-то напоминает BURZUM, равно как и его эпигонов, уже невозможно. Да, г-н Мякеля продолжает играть то, что принято называть эмбиентом, но теперь в его музыке осталась уже только атмосфера, в которой растворены некие обрывки звуков и едва угадываемые мелодии, звучащие словно приглушенные туманом голоса. Все композиции сливаются в одно странное марево, в котором каждый может найти простор для собственной фантазии и представить себе то ли возникающие на закатном горизонте сквозь облачную дымку башни средневекового замка, то ли дремучую чащобу, в которой прячутся древние духи леса, то ли странных призраков, пытающихся пробраться в ваше сознание… Собственно, картины эти родились отнюдь не в моем воспаленном сознании, а взяты из иллюстраций к альбому, написанных Минди Хейнонен в стиле «примитив-арт». Не знаю уж, много ли найдется поклонников подобного искусства, но стилистику альбома картины девушки, размещенные на панелях диджипака, отражают довольно точно. Ну а туман в музыке, кстати, к середине третьей, самой длинной (более двенадцати минут) композиции стал потихоньку рассеиваться, появилась простенькая, но внятная мелодия, ритм, даже женский вокализ на самом бэкграунде (голос принадлежит все той же художнице Минди), так что музыка постепенно приобрела черты того самого «скандинавского» эмбиента, который был характерен для JAAPORTIT ранее. Собственно, следующая вещь (“Pois Muodot Huuntoo”) уже вполне могла бы вписаться в канву тех самых альбомов BURZUM, о которых шла речь выше. Под эту мелодию вполне можно и расслабиться, душевно и телесно… Но ненадолго. Завершающий трек, название которого переводится, как «Там, где мелькают три луны» вновь погружает слушателя в абстракцию странных звуков, рождающих странные образы, запечатленные в картинах г-жи Хейнонен, без которых восприятие альбома было бы неполным. Так что, уж не знаю, можно ли считать “AVARRUS” продуктом синтеза двух видов искусства: музыки и живописи, но у меня сложилось именно такое впечатление. Другое дело, что если в музыке мы имеем дело, условно говоря, с абстракционизмом, переходящим в примитивизм, то в живописи – наоборот, примитивизм, на некоторых картинах сгущающийся в абстракцию, в-общем, этакая смесь Натальи Гончаровой с Пиросмани. Если вам интересна такая живопись, то, возможно, заинтересует и подобный принцип, примененный к музыке. Мне же все это показалось, мягко говоря, скучным и чересчур умозрительным. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет