|
Дебютник группы Glaube «Abbild des Wiederhalles» («Отражения отголосков») выдержан в знакомом по демкам группы симфоническо-мистическом ключе.
Werwolf. Оборотень. 0:03:01
Традиционно, Вервольф, это человек-волк или оборотень, но здесь, в музыке значение слова меняется, и мы уже видим не метаморфозу человека в животное, а изменения мелодии, пронзительного хроматического хода, catabasis’a, с которого начинается трек, до оркестрово-хоровых переливов, которые под конец оборачиваются фольклорными элементами. На 0:59 звучит мажорная тема, но полная отчаяния, сопровождаемая мрачными аккордами в нижнем регистре. Гармонии меняются резко, а на 3:01 вступает органная тема, с традиционными средневековыми мотивами. Она развивается, опускается всё ниже, а потом ярким бликом света, как нота надежды звучит мажорный аккорд в верхнем регистре и начинается ещё более безнадёжная тема скорби в верхнем голосе. Она доходит до отчаяния, опускается, мрачнеет, но временами слышны проблески надежды – мажор, который резко сменяется минором, буквально в каждом такте. Новые гармонии преследуют слушателя на протяжении всей композиции, давят своей мрачностью, и вызывают сильное смятение души.
Steinkreuz. Каменный крест. 0:06:00
Трёхчастная форма.
С самого начала звучат резкие аккорды, которые вводят слушателя в состояние, когда находишься на кладбище. Возникает образ чёрных воронов, могильных крестов, и автор очень точно передаёт всё это. Название трека вполне соответствует содержанию. Мрачности ему добавляют отдаленные раскаты грома, которые как бы подчёркивают общее настроение дорожки. На 0:45 появляется новая тема, которая повторяется в разных голосах и в различных интерпретациях немного позже (на 02:59) и уже в следующей композиции.
Затем появляются арпеджио в нижнем голосе, сопровождающие не менее трагическую, чем в первом треке, аккордовую мелодию, которая является не чем иным, как повтором начальной темы. Затем всё это резко обрывается, вместе с раскатами грома, и слышен лишь приглушённый рокот. Повисает напряжённая пауза, которая разрешается в ещё более мрачные готические аккорды, чем в начале: гармонии более устрашающие, а их смена – более неожиданная. Эти аккорды сопровождаются неутихающими раскатами грома.
Начинается разработка. Мелодия идёт вверх, развивается, но за ней не следует забывать и про нижний голос, который контрапунктом ведёт свою мелодию, как бы сопровождая главную тему.
На 02:40 появляется средневековая тема, типичный мотив готической музыки, уже повторно появляющаяся в альбоме (до этого она звучала в первом треке). На 02:59 звучит уже упомянутая мной вариация на тему из начала композиции, к ней добавляются подголоски, как в нижнем, так и в верхнем голосе, а также меняется ритм.
На 03:28 начинается повтор экспозиции (реприза). Те же аккорды звучат гораздо торжественнее и мощнее.
Но реприза не доходит до конца, и нет повторения побочной партии в основной тональности, т.е. первой темы. Вместо этого музыка глохнет, уходя на внезапное диминуэндо. Это происходит на 03:52. На 04:09 вступает новая тема, прекрасная и с такими же фольклорными элементами. В ней слышен крик души, мольба, горечь, и тем трагичнее звучит она, потому что выдержана в мажоре, который совсем не радостный, вопреки ожиданиям, а звучит даже мрачнее, чем минор. На 04:26 эта тема заканчивается, и вступает тема в басу, а её сопровождают уже знакомые нам арпеджио, но только в верхнем голосе. На 04:40 опять новая тема, сопровождаемая аккордами, которые, видимо, PETER очень любит. Затем начинаются арпеджио в верхнем голосе, а внизу…Опять, опять повторение первой темы, темы Мрака. Но она как бы топчется на месте, не решаясь вылиться в обыкновенную классическую репризу. И она идёт дальше, выше, через дебри гармоний, которые как прожектора со всех сторон окружают слушателя. И на 05:10 опять появляется тема Мрака. Она переходит в нижний регистр, где мажорные гармонии резко сменяются минорными. Музыка прекращается, и в завершении звучат угрожающие раскаты грома.
Мелодия на 05:42, такая нежная, грустная, на два пиано, как бы завершает всю композицию, но в то же время она является новым элементом, до этого ни разу не появляющемся. Трек, как ни странно, заканчивается мажорным аккордом, абсолютно не ставя никакой точки в конце и плавно переводя мысль на следующую дорожку.
Stummgebet. Немая молитва. 0:02:03
Композиция резко отличается от двух предыдущих, хотя бы потому, что очень лирична и грустна и вся идёт на пиано. Она спокойна, и даёт отдых душе, настрадавшейся после напряжённого «Вервольфа» и трагического «Каменного креста». Эта третья композиция носит название – «Немая молитва». Действительно, мы как бы чувствуем, как внутри нас что-то шевелится, но это уже не перевороты души, как было в первых треках, а, скорее, умиротворенное созерцание. Мы слышим также в Stummgebet вариации на вторую тему из Steinkreuz (01:03). Но эта тема проскальзывает, как лёгкое упоминание, и больше уже не возвращается.
Praeludium. Прелюдия. 0:05:18
Прелюдия делится на две части.
Первая часть начинается с великолепной органной партии из двух голосов. Кажется, что она исполняется на двух мануалах. Она начинается в унисон, а затем раздваивается, причём верхний голос движется, а нижний играет роль сопровождения, баса, на котором держится гармония, но серьёзной роли он не играет. Тема из Werwolf из серединки похожа на серединку 1 части Praeludium. На 2:30 начинается вторая часть. И в ней, в отличие от первой части, играет уже не только орган, а добавляются симфонические ноты. Прослушав всю композицию, мы понимаем, почему она названа прелюдией – она не имеет сюжета и похожа на пасторальное (пастушеское) излияние, с красивыми подголосками и мелодиями. Также она является прологом ко второй части цикла.
Reiter der Zornes. Всадник гнева. 0:01:11
Композиция всадник гнева очень динамичная и энергичная. С самого начала вступают ударники и гитара, что задаёт треку ритм. Каков характер, таково и название – всадник. Также с первых секунд вступает тема, которая и будет развиваться на протяжении всей дорожки. «Reiter der Zornes» самая короткая композиция из всего альбома. На 0:37 вступает тема голосов. И опять мы слышим резкую смену гармоний, так присущую всем произведениям Petera. На 0:54 вступает тема Скачки: мы как будто видим этого всадника в чёрном плаще, на чёрном коне, в ночь мчащегося по лесу. Этой темой завершается трек.
Heilige. Land Святая земля. 0:06:35
Композиция начинается с вкрадчивых аккордов, которые постепенно обрастают новыми голосами. На 0:48 появляется как будто уже знакомая нам тема. Но это впечатление обманчиво: до этого она не встречалась ни разу. Она очень красива и грустна по-своему. На 01:37 начинается новый элемент. Органная партия очень быстрая, и с интересными сменами тональностей, что называется противопоставлением: большая секунда в верхнем голосе, мажор, потом опять большая секунда – минор. Дальше начинается чисто Баховское двухголосие, а на 01:57 вступают интересные по звучанию подголоски с вибрацией, до этого ни разу не встречавшиеся. На 02:08 появляется органная тема в среднем голосе, а потом уже во всех голосах начинает звучать орган.
На 03:11 опять новый элемент: дрожащая малая секунда и странные аккорды. Дальше блики светлого звука на 03:43, как ангельский голос звучащие в композиции, действительно, похожие на Святую Землю. А через пять секунд непонятное бултыхание в нижнем регистре, совершенно без мелодии, напоминает волны…И вдруг это великолепие Святой Земли нарушается резкой, динамичной темы, похожей на «Всадника гнева», но только с темой из Steinkreuz, первой темой Мрака. Для этого надо слушать средний голос. Это её электронный вариант, возвращение темы Могильного креста. И дальше идёт именно она, со всеми теми разработками, какие были в песне, целиком посвящённой этой мелодии. А на 04:59 опять появляется Тема Мрака, только в два раза быстрее. Дальше идёт повторение одного и того же мотива целых три раза. А на 05:32 чистая кварта вдруг прерывается современным, совершенно не готическим звуком, который тает, и на 05:39 появляются диссонансы из чистых кварт – что-то новое, потустороннее, неземное, как будто видение Святой Земли в тумане. Мне кажется, Peter на протяжении всей песни искал эту землю, путешествовал по водам (мы помним тему волны на 03:48), и, наконец, нашёл её. И музыка прекращается внезапно, но не обрывается, а как будто растворяется в дрожащей дымке окружающего.
Das laengste Augenblicke. Самое долгое мгновенье. 0:01:34
Колокольный звон, как будто отпугивает нечистую силу. Как будто мы все окружены злыми силами, и это попытка избавиться от неё. Весь трек эти колокола звучат, звенят, и развивается только одна мелодичная тема, которую мы слышим в начале, и которая повторяется всё время, непрерывно, заканчиваясь, и начинаясь заново.
На 00:32 начинается разработка этой темы. И потом новая тональность, и опять повторение. И опять, и опять звучит эта тема, но совсем не кажется нам назойливой, она поднимается всё выше, к самим колоколам, пытаясь достать до небес. На 01:15 она звучит в последний раз, самая высокая, и затем затихает вместе с колоколами. Это «Самое долгое мгновенье» похоже на смерть, на похороны, потому что колокола звучат только в двух случаях: на праздниках и на похоронах. И методом исключения мы понимаем, что главный герой погиб, и это «Мгновенье» есть не что иное, как процессия, молчаливо направляющаяся к кладбище под могильный звон колоколов. И мы видим это серое небо, гроб, чёрные одежды, плачущих женщин, и эта самая высокая тема есть не что иное, как максимальное приближение процессии к нам, к слушателям, а потом она уходит, уходит вдаль, дальше и мы остаёмся одни.
Nach dem Verderben. После смерти. 0:05:39
Барабаны и гармонии, как в «Каменном кресте», а затем атональная музыка, как торжество нечистых сил. Если прислушаться, то в нижнем голосе мы услышим рокочущие пассажи. На 0:11 начинается тема адских сил. Когда она повторяется, к ней присоединяются аккорды. Затем следует повторение начала. На 00:45 начинаются аккорды, составляющие свою мелодию. На 0:54 начинается тема Надежды, в мажоре, восходящая, как будто тянущаяся к солнцу. Тема души, души усопшего навек, который хотел бы вернуться, который стремится вверх. Эта тема полна скорби, безнадёжности, горечи, просьбы, она как будто умоляет…Но вдруг, на 02:52 какие-то отрывистые ноты заканчивают эту тему и начинается новая, с колоколами, которые даже пытаются играть свою мелодию. Потом начинается диалог двух колоколов и печальной мелодии. На 04:49 появляется новый колокол, мрачнее предыдущих. А на 05:04 начинается самостоятельная тема колоколов. Они играют уже без мелодии симфонического оркестра, они играют сами, и ускоряют темп, и продолжают играть, но музыка затихает, и мы остаёмся в неведении…Что же произошло потом?...
Конечно, этот альбом не лишён своей концептуальности. Вначале мы слышим этот ход – catabasis – который символизирует падение, может быть также символом смерти, а также может символизировать ангела, спускающегося с небес. Что же мы можем сказать о мысли этого альбома «Отражение отголосков»?
Вервольф и каменный крест можно связать между собой: первый трек – это вступление, а второй напряжённое развитие. Немая молитва – молитва души за грехи. Прелюдия – изложение истории. Всадник гнева – это болезнь, борьба между жизнью и смертью. Можно смело сказать, что три последних трека связаны между собой: Святая земля – это пришествие через муки в рай, самое долгое мгновенье – похороны, и последнее - после смерти. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет