|
Взламывая Код Да Винчи
|
Сольная карьера бывшего вокалиста Savatage Зака Стивенса сразу взяла впечатляющий старт, поскольку на первом альбоме его новой группы Circle II Circle, “Watching In Silence” (2003), в написании песен участвовали бывшие коллеги Зака - Джон Олива и Крис Кэффери. Тем не менее, с течением времени Зак почувствовал необходимость стать самостоятельным, и третий альбом его группы, “Burden Of Truth”, был полностью написан музыкантами Circle II Circle. Это концептуальный релиз, созданный по мотивам знаменитых книг “Код Да Винчи” и “Святая кровь и святой Грааль”, и даже несмотря на то, что сам Зак не считает, что CD может вызвать такие же бурные дискуссии, какие вызвали эти книги, мы все равно сочли весьма интересным связаться с певцом и обсудить не только новый релиз, но и наиболее интересные моменты его прошлой карьеры…
|
“Burden Of Truth” – это твой третий альбом за последние четыре года, что в наше время является большой редкостью, поскольку очень немного групп работают в таком активном режиме. Не пытаешься ли ты таким образом компенсировать то время, которое ты провел вне музыкальной сцены, или есть какие-то другие причины?
Да, кажется, что все происходит очень быстро, но для меня это нормально. Поверь мне, в следующие пять лет промежутки между выходами наших новых альбомов станут еще меньше. В принципе, это было требованием лейбла, а у нас есть множество материала, так что все в порядке, я не против того, чтобы записать большее количество музыки в меньший период времени, если на то есть причина. C момента релиза “The Middle Of Nowhere” (2005) прошло чуть больше года, так что я не думаю, что “Burden Of Truth” вышел так уж поспешно.
“Burden Of Truth” – концептуальный альбом, а многие музыканты говорят, что сочинение и запись подобных альбомов отнимает больше времени, чем создание обычных дисков, не связанных единым сюжетом. Ты согласен с этим? Сочинить и записать новый альбом и правда было труднее, чем в случае с “The Middle Of Nowhere”?
Пожалуй, этот альбом дался нам чуть-чуть тяжелее, потому что пришлось проводить исследования, тщательно продумывать сюжетную линию и расположение песен, в общем, собирать вместе кусочки головоломки. Но это не было настолько сложно, как я первоначально себе представлял, можно сказать, что я насладился процессом. Я часто думаю о том, как моя жизнь могла бы поменяться, если бы кто-то подошел и сказал: “У нас есть доказательство, что в тебе течет кровь Иисуса Христа, вот все документы, и ты являешься его прямым потомком”. Насколько бы изменилась моя жизнь, если бы вся эта история оказалось правдой? Это всего лишь мысль, но именно от нее отталкивается весь альбом, поскольку эта мысль вдохновила меня на сочинение большого количества музыки.
Почему ты на этот раз не воспользовался помощью Джона Оливы и Криса Кэффери в написании песен? Повлияло ли их отсутствие на процесс сочинения материала?
Что удивительно, почти ничего не поменялось. Стало больше взаимодействия между музыкантами, что мне по душе. С Джоном и Крисом мы порой сидели вместе на базе и сочиняли песни, но также часто просто обменивались CD – “вот немного свежих риффов, почему бы тебе не попробовать, как они будут звучать.” По крайней мере, когда ты сочиняешь вместе с группой, в наличие имеется гораздо больше времени на проработку песен, и мне кажется, что при таком подходе материал получается более монолитным. Вот это мне и понравилось. Мы решили, что сейчас – самое время попробовать записать новый альбом с помощью только участников группы, чтобы мы смогли и далее работать в том же духе. Когда я только основал Circle II Circle, группа была для меня прекрасной возможностью сочинять вместе с Джоном и Крисом, мы всегда хотели работать вместе, еще когда были в рядах Savatage. Благодаря Circle II Circle у нас появился шанс продолжить это весьма приятное занятие. Но с течением времени моя цель несколько изменилась, и сейчас я хочу играть в самостоятельной группе, которая была бы совершенно независима и свободна делать то, что нам захочется.
Новый альбом вдохновлен такими книгами, как “Код Да Винчи” и “Святая кровь и святой Грааль”, но ты, конечно же, знаешь о больших скандалах, который вызвала публикация “Кода Да Винчи” во многих странах, а также проблемах с религиозными организациями, которые повсеместно имела его экранизация. Почему ты выбрал для альбома столь противоречивую тематику? Тебе не кажется, что вся эта полемика может негативно отразится и на Circle II Circle?
Нет, потому что мы как бы пишем продолжение фильма, рассказываем о том, что могло случиться после окончания действия фильма. Меня так заинтересовал этот вопрос, что я создал альбом, который похож на кинофильм – каждая песня имеет свою тематику, но все вместе они составляют общую картину. Я не беспокоюсь о возможных скандалах, ведь эти книги и фильм в любом случае уже вышли, и наш альбом не более чем реакция на них, а также некое продолжение начатой там истории. У нас действие охватывает более широкий период времени.
Какое впечатление на тебя произвели фильм и книги? На твой взгляд, сочинения Дэна Брауна – это чистая правда или же просто отличная идея, правдоподобная, но все-таки придуманная?
Я думаю, что его труды так и будут считаться художественной литературой до тех пор, пока не будут найдены серьезные доказательства обратного. В этом случае доказательства должны быть стопроцентными, и они очень сильно поменяют жизненные приоритеты дня сегодняшнего. Меня ведь больше всего как раз и заинтересовал вопрос, что изменится в нашем современном мире, если хоть что-то из написанного Дэном окажется правдой.
Не мог бы ты рассказать побольше о процессе сочинения песен в Circle II Circle? С чего вы начинаете – с музыки или текстов? Насколько велик творческий вклад каждого члена группы в общее дело?
Каждый музыкант внес свой важный вклад. Сначала каждый вываливает в общий котел все свои идеи, и мы их рассматриваем, отбираем лучшие, и на их основе получается музыкальный костяк песни. Когда я слышу песню, которая мне нравится, я сразу же начинаю прорабатывать в голове вокальные мелодии. Потом мы занимаемся аранжировкой, добавляем какие-либо недостающие фрагменты, в общем, развиваем ту идею, с которой начали. Весь процесс похож на постройку здания.
Каким образом к сочинению материала для “The Middle Of Nowhere” оказался привлечен Бернд Ауферманн из немецкой группы Running Wild?
Мы познакомились с Берндом во время гастролей пять или шесть лет назад. Он играет в нескольких группах, я как-то увидел выступление одной из них, и мы подружились. Я встретил его за кулисами, сказал что-то типа: “Эй, привет! Как дела?”, так мы и познакомились. И однажды он сказал мне: “Ты знаешь, у меня есть парочка песен, которые я недавно сочинил, и они очень подходят твоей группе.” Я ответил: “Oкей, давай поработаем над ними вместе”. В конце концов, мы написали вместе пару песен для “The Middle Of Nowhere” - пожалуй, я тогда первый раз сочинял вместе с кем-то еще, кроме Джона и Криса. Бернд – очень талантливый, отличный парень, и я думаю у него остались хорошие впечатления от работы со мной.
Состав твоей группы полностью изменился между первым и вторым альбомами. В официальном заявлении было сказано, что причиной этому стали конфликты с менеджментом. Но в то же время, ты сам говорил о желании “поднять группу на более высокий профессиональный уровень?
Ну, некоторые из ребят неожиданно расхотели выезжать на гастроли настолько часто, насколько мы раньше планировали. А все музыканты того состава были очень хорошими друзьями, так что при уходе одного все последовали за ним. И мне кажется, что они сами почувствовали, что больше хотят играть с Джоном Оливой, так что мне было сказано: “Знаешь, мы лучше перейдем туда!” Я ответил: “Без проблем! Чтобы двигаться дальше, мне надо что-то менять.” Так что все вышло только к лучшему для нас обоих.
Сложно было собрать две абсолютно новые команды музыкантов в течение всего нескольких лет?
В первом составе Circle II Circle собрались земляки, все ребята жили в Тампе, но совместить наши графики работы было очень сложно. Во второй раз я предпринял более обширный поиск, и сейчас музыканты Circle II Circle родом из Нэшвилла, штат Теннеси, и из Миссиссиппи. Этот подход себя вполне оправдал, потому что мы без проблем видимся - либо я сажусь в машину и приезжаю в Нэшвилл, или они приезжают ко мне, мы вместе работаем над песнями, и это просто замечательно. Все они – по-настоящему классные парни, и работать с такими музыкантами в одной группе – сплошное удовольствие.
Не мог бы ты рассказать немного о каждом участнике текущего состава группы – где они работали раньше, как ты повстречал их?
Я познакомился со всеми примерно в одно время. Они играли вместе в группе, а точнее – у каждого было по две-три активных команды, но та, которая и заинтересовала меня, давала концерты на территории юго-востока Соединенных Штатов - в штатах Оклахома, Небраска, потом они возвращались на юг и играли в Теннеси, Джорджии, Южной Каролине, Флориде, ну и так далее. Это была кавер-группа AC/DC, они играли исключительно песни AC/DC и были весьма популярны. Я повстречал большинство из этих ребят именно благодаря их работе в этой группе. Я послушал их другие проекты, послушал, как они играют, и подумал про себя: “Ничего себе, какой сплоченный состав!” К счастью, мы смогли сработаться, и сейчас у нас за плечами уже два студийных альбома.
С самого начала своей деятельности Circle II Circle работают с лейблом AFM. Почему ты выбрал именно их и доволен ли результатами работы? Нет ли у тебя планов по переходу на более крупный лейбл?
В данный момент невозможно предсказать, как события развернуться в будущем. На AFM нас подписал Андреас Аллендорфер, президент лейбла, который, к огромному сожалению, не так давно погиб. Ему был 41 год, и его жизнь унесла автокатастрофа в Германии. После этого ужасного события лейбл подвергся почти полной трансформации, он был куплен медиа-гигантом Sony Group под патронажем Soulfood Records, так что теперь компания называется AFM/Soulfood. Благодаря этому, компания довольно сильно выросла, но до недавнего времени на лейбле все равно творился бардак, поскольку умер Энди, а он был президентом, он управлял всеми делами. То, что делал для нас Андреас, было просто замечательно, мы всегда будем ценить его вклад, он был нашим другом, и вот теперь, совершенно неожиданно, он больше не с нами, это очень грустно и подавляюще. На лейбле царил абсолютный хаос, и на “The Middle Of Nowhere” это во многом сказалось. Альбом вышел за неделю до гибели Энди, а именно он отвечал за его раскрутку. После его смерти этим не занимался никто, и в результате “The Middle Of Nowhere” совершенно не получил должного внимания, он словно мелькнул на радаре и исчез. Все это мне знакомо, ведь я уже был в подобной ситуации с Криссом Оливой – все произошло настолько неожиданно, что мы совершенно не знали что делать. Но, в конце концов, дела наладились, сейчас на этом лейбле у нас гораздо больше возможностей, финансов и места для творческого роста. Все сотрудники компании были очень заинтересованы в выходе “Burden Of Truth”, так что наша совместная работа может в дальнейшем сложиться очень хорошо.
“Burden Of Truth” выходит в свет через полтора месяца после второго альбома Jon Oliva’s Pain, и фэны, конечно же, будут сравнивать эти два релиза. А что ты сам думаешь о “Maniacal Renderings”?
Мне очень понравился этот альбом, он лежит у меня прямо здесь, и я думаю, что Джон с помощью него вернулся довольно далеко назад во времени. Эта работа напоминает мне об эпохе “Twisted Little Sister”, еще задолго до того, как я вообще узнал о существовании Savatage.
Твой первый альбом “Watching In Silence” был очень близок к той музыке, которую ты исполнял в составе Savatage, в то время как на двух следующих релизах Circle II Circle двинулись в несколько другом направлении. Ты специально хотел немного отойти от наследия Savatage, или же все произошло естественным образом?
Это совершенно естественное развитие. Я вообще никогда не пытаюсь что-либо решать в музыкальном плане, что происходит – то и происходит. А вообще забавно, что многие люди говорят о больших отличиях между “The Middle Of Nowhere” и первым альбомом. На самом-то деле, он был написан с теми же самыми людьми, то есть, с Джоном и Крисом Кэффери, просто мы так прогрессировали. Однако люди все время спрашивают: “Ух ты, он отошел от звучания Savatage! Кто же был авторами этих песен?” Ну, вообще-то авторами песен были люди, которые уже давным-давно работают в Savatage, вот так все интересно получилось. Еще один замечательный факт о “The Middle Of Nowhere” – это его попадание на американские спутниковые радиостанции. У нас было подготовлено около шести песен с альбома, которые должны были транслироваться по радио на всей территории США. Это был большой шаг вперед, даже несмотря на трагическую гибель Андреаса с AFM.
Когда я разговаривал с Джоном Оливой, он сказал, что во время поисков нового вокалиста для Savatage они переслушали множество пленок, и ты был единственным претендентом, который не пытался копировать голос Джона. Ты не помнишь, что это была за пленка? Там были записаны песни Savatage или что-то еще?
Я послал ему демо группы Wicked Witch из Бостона, в которой я в то время пел. Это демо для нас спродюсировал Боб Сэйнт-Джон, который известен микшированием всех альбомов Extreme. Он обеспечил нас отличным саундом, и я просто воспользовался этим демо, чтобы показать мои способности. Музыка там была совершенно не в стиле Джона, но меня показала с лучшей стороны.
Ты помнишь свой первый концерт в составе Savatage? Ты говорил, что у тебя никогда не было боязни сцены, поскольку свое первое выступление ты дал еще в десятилетнем возрасте, так что какие чувства овладели тобой, когда ты впервые вышел на сцену с Savatage?
Я очень рад, что действительно не испугался. До этого я довольно часто давал концерты в других группах, таких как Wicked Witch, так что ничего особенного я не испытал. Я, конечно, нервничал, и это нормально, но после первой пары песен все сняло как рукой. Мое первое выступление с Savatage прошло в клубе “Anal Chasers”, в городке Клируотер, Флорида, мы играли своего рода разогревающее шоу перед европейским туром в поддержку “Edge Of Thorns”. После этого концерта мы отправились в Европу, а когда вернулись обратно, у нас было запланировано шоу в клубе «Rocky”, и потом снова в “Anal Chasers”, причем оба прошли с аншлагом. Это было хорошее время.
Ты по-прежнему исполняешь некоторые песни Savatage на концертах Circle II Circle. Не мог бы сказать, какие именно? Как выглядит твой сегодняшний сэт-лист?
Мы только что выступили на фестивале ProgPower, в нем участвовали в основном европейские группы, по-моему, мы были единственной группой из Штатов. Вот на этом концерте мы сыграли “Edge Of Thorns”, “Handful Of Rain”, “This Is The Time”, а также и интро “Sarajevo” с альбома “Dead Winter Dead” (1995). Публика вряд ли ожидала этого, так что я предоставил им возможность удивиться, и реакция была весьма положительной. Кроме того, мы иногда играем “Follow Me” с “Edge Of Thorns” (1993), или “Turns To Me” с “The Wake Of Magellan” (1997)… просто различные хорошие песни, которые я записал в Savatage на протяжении лет.
Эти песни – твои любимые вещи Savatage, или ты просто выбираешь материал, который бы хотелось услышать фэнам?
Я думаю, что и то, и другое. Я выбираю мои любимые вещи, но также я должен быть уверен, что поклонники их тоже любят и знают.
Когда ты начал писать музыку и тексты самостоятельно? До прихода в Savatage, во время участия в Savatage или уже после?
Еще до прихода в Savatage. В Wicked Witch, пожалуй, мне пришлось больше всего поработать – мы постоянно писали кучу новых песен и выступали по окрестностям Бостона, в Массачусетса, Нью-Гемпшира… Это была самая активная моя практика. В Savatage главным текстовиком был Пол О’Нил, так что у меня не было возможности особо попрактиковаться в написании лирики. Но, конечно же, сейчас с Circle II Circle все опять стало на свои места.
Не мог бы ты рассказать немного о музыке, которую играли Wicked Witch? Выпустили ли вы какие-либо официальные записи? Есть ли у фэнов какая-то возможность их приобрести?
Ты знаешь, это большая редкость. Я видел их на E-bay, я что-то искал там и нашел наш CD, определенно хорошего качества. Мы играли мелодичный хард-рок, с отличными гитарными партиями, довольно тяжелыми и прямолинейными. (Барабанщик Wicked Witch, Джефф Плейт, впоследствии также вошел в состав Savatage – прим. авт.)
Какие вокалисты оказали на тебя наибольшее влияние? И есть ли на современной метал-сцене молодые талантливые певцы, которых ты мог бы выделить?
Из молодого поколения мне нравится вокалист Disturbed, у него отличный голос. А в юности моими главными заочными учителями были Black Sabbath, Ронни Джеймс Дио, Джефф Тейт из Queensryche, Брюс Дикинсон из Iron Maiden, и Роб Хэлфорд из Judas Priest, но он, пожалуй что, вдохновил любого современного металлического вокалиста.
Честно говоря, я удивлен, что ты упомянул Disturbed, ведь это совсем другая музыка. Значит, ты следишь за развитием ню-металической и модерн-металической сцен?
Да, я слушаю все подряд. Я слушаю почти все новые альбомы, моя жена очень любит современный хард-рок, так что она постоянно покупает все эти новые CD, и я не имею ничего против. У меня также подрастает девятилетняя дочка, которой тоже начинает нравиться музыка. Вокруг меня постоянно крутятся новые диски, и мне не нужно прилагать особые усилия, чтобы быть в курсе дел. (Смеется).
Одной из фирменных “фишек” Savatage в 90-х были контрапункты, т.е. одновременное использование нескольких вокальных линий. Первая такая песня в репертуаре группы – это “Chance” с альбома “Handful Of Rain” (1994). Не мог бы ты немного рассказать о процессе создания этой вещи?
Я с самого начала знал, что эта фишка сработает. Я слышал эти вокальные гармонии в своей голове, я понимал, что это отличная, хотя и очень смелая идея. Пол О’Нил проделал потрясающую работу над воплощением в жизнь всей картины, а я отлично провел время, записывая эти партии. Все получилось весьма быстро, я точно знал, как мне надо спеть, оставалось лишь сидеть в комнате с микрофоном и прописывать кучу вокальных линий. По-моему, для записи вокала там использовалось 48 дорожек, во время такой работы можно было свихнуться. На альбомах Circle II Circle я использую для этих целей только 32 дорожки, но когда за дело берется Пол O’Нил, то мало никогда не бывает. Он обычно сочиняет четыре или пять четких мелодий, а я использую три или четыре, так что здесь есть небольшая техническая разница.
Из разговора с Джоном я узнал, что когда он работал с Полом O’Нилом, для многих песен ему приходилось делать порядка 200 вокальных дублей…
Ну, так много мы не делали, мы ограничивались тридцатью или сорока. Иногда бывало, что мы делали всего шесть дублей, потом я сам их прослушивал и компановал для Пола лучший вариант из их фрагментов. Такой путь намного проще… На самом деле, будь воля Пола, он бы заставил и меня петь каждую песню по двести раз, но я просто говорил ему: “Эй, я больше не могу. Я сейчас помру!” (Дружный смех). Но в любом случае, мы всегда работали очень напряженно, чтобы получить самый лучший результат.
Какова была твоя реакция на появление Trans-Siberian Orchestra, группы, в которой ты не был задействован настолько активно, как в Savatage, и которая в результате стала в США намного более успешной, чем Savatage, причем буквально за одну ночь?
Ну, мне не на что жаловаться, мы все получили золотые и платиновые диски, нам очень хорошо заплатили, то время было весьма счастливым. Я разговаривал с Полом пару недель назад, поскольку я хочу попробовать спеть пару песен на следующем альбоме TSO, который выйдет в ближайшее время. Так же мне хотелось бы принять участие в нескольких концертах, насколько мне позволит мой график работы с Circle II Circle. Я все еще вовлечен в работу с TSO, он всегда был отличным проектом. Снимаю шляпу перед Полом O’Нилом!
Причины твоего ухода из Savatage обсуждались уже неоднократно, и мы не будем к ним возвращаться. Но скажи, легко ли тебе было переключиться на абсолютно другую, семейную жизнь? Не стал ли ты сразу же скучать по гастролям и работе в студии, или же, покинув ряды группы, ты почувствовал облегчение?
Да, в некотором роде, я почувствовал облегчение, ведь в то время происходило слишком много разных событий. Родилась моя первая дочка, я переезжал в другой дом, так что у меня просто не было времени участвовать в записи “Poets And Madmen” (2001). Я решил взять отпуск на пару месяцев, но в итоге он растянулся на гораздо больший срок, а Savatage уже давно не выпускали никаких релизов, так что нужно было принимать какое-то решение. Но примерно через год спокойной жизни я подумал: “Oкей, теперь я снова могу заняться музыкой.” Мне просто очень не хватало времени, мне нужно было заботиться о семье, но дети растут быстро, так что сейчас я вполне могу себе позволить двигаться дальше и выпускать альбомы с Circle II Circle.
А было ли какое-то событие, которое что заставило тебя вернутся на сцену? Что-то, из-за чего ты подумал: “Я больше не могу, я снова хочу петь в группе!”? Или же все было спланировано, что-то вроде: “Я подожду три года, пока дети подрастут, а потом вернусь к музыке!”?
На самом деле, все произошло гораздо быстрее, я чуть ли не сразу после ухода начал обсуждать с Джоном и ребятами идею создания собственной группы. Музыка всегда будет со мной, она никогда не уходит далеко. Как только у меня появилась возможность, я немедленно начал снова писать песни.
Как твоя жена и дети относятся к тому, что тебе приходится часто уезжать на гастроли с Circle II Circle? Ты берешь их с собой на концерты?
Нет, мои дети пока не были на концертах, они еще довольно маленькие – три и девять лет. У них и так полно забот в своей детской жизни. Конечно, всегда грустно отправляться в турне, мне совсем не нравится расставание, но когда ты музыкант, тебе необходимо давать концерты, делать то, что ты по-настоящему любишь. Всегда приходится чем-то жертвовать. И разлука с семьей – пожалуй, одна из главных жертв.
Ходили слухи, что ты снова присоединишься к Savatage, чтобы исполнить, по крайней мере, несколько песен на новом альбоме. Но официальный веб-сайт Savatage хранит молчание уже больше года - может быть, ты расскажешь, что же происходит сейчас в этой группе?
Я слышал, что они планируют провести реюнион-турне, собрать нас всех вместе, и это было бы замечательно. Но я совершенно не знаю, что конкретно там происходит, поскольку я никак не вовлечен в процесс планирования. Мне остается лишь ждать, пока ко мне обратятся.
Хорошо, и теперь – последний вопрос. В некоторых источниках в Сети я читал, что у тебя есть боснийские корни. Как ты считаешь, твое происхождение как-то повлияло на твой голос или стиль жизни?
Это очень любопытно - мне уже в двух или трех интервью задавали такой же вопрос, но у меня нет и не было никаких предков в Боснии. Во мне течет голландская, ирландская, английская и индейская кровь, но я совершенно не знаю, откуда взялись слухи о моем боснийском происхождении. Сюжет альбома “Dead Winter Dead” (где действие происходит во время гражданской войны в Боснии – прим. авт.) возник в первую очередь с целью просвещения слушателей. В основном, американских слушателей, которые очень мало знают об истории Боснии и понятия не имеют, почему там шла гражданская война, проводились этнические “чистки”, и почему Югославия распалась на все эти небольшие государства. Американцы очень мало знают об этом, так что мы подумали, что было бы неплохо посвятить наш новый альбом на этой тематике. Я уверен, что русские, да и европейцы в целом, знают о происходившем гораздо больше. А наши средства массовой информации совершенно не освещали всю эту ситуацию, это было очень странно, и необходимо хорошенько изучить историю, чтобы понять, почему все произошло именно так. Я был очень заинтригован этим сюжетом, несмотря на то, что со многих точек зрения это были ужасные, пугающие события.
Я могу сказать, откуда это пошло – в электронной энциклопедии на сайте Wikipedia.org статья о тебе начинается с фразы о том, что у тебя боснийские корни…
Знаешь, я никогда этого не говорил. (Смеется). Я уверен, что если бы у меня были боснийские корни, этот альбом значил бы для меня намного больше.
Выражаем благодарность Ирине Ивановой (CD-Maximum) за организацию этого интервью.
Вопросы задавал Роман “Maniac” Патрашов
Перевод с английского – Григорий “Starbreaker” Воронцов
1 октября 2006 г.
13 ноя 2006
просмотров: 3271
|
|
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).