Можно долго гадать над секретом, почему за последние годы шумное и веселое празднование милого сердцу каждого ирландца Дня святого Патрика стало частью московских культурных традиций. Возможно, дело в схожести темпераментов-менталитетов наших народов, а может быть сыграло роль то, что сам процесс отмечания сугубо ирландского праздника отвечает всем требованиям русских гуляний: сопровождается обильными возлияниями, ненормированными песнями да плясками, позитивно-раздолбайской атмосферой, внушительной продолжительностью по времени и отсутствием ограничений в пространстве. Ареной праздника стали клубы, культурные центры, кинотеатры, рестораны, улицы и площади города. Торжества, приуроченные к красному дню чужого календаря, с размахом и помпой проходили всю неделю, и каждый желающий приобщиться к богатой и самобытной культуре островитян был волен выбирать из обширного и вкусного меню: посетить фестиваль ирландского кино, окопаться в каком-нибудь из многочисленных пабов, пройтись по клубам, насладившись сказочно-пленительной музыкой свободолюбивых ирландцев или же предпочесть зарядиться светлым настроением, радостью и живой энергией под ласковым мартовским солнцем на полюбившемся москвичам параде. А может и все сразу. Главный принцип любого массового празднества - тотальность, всеохватность и общедоступность – оказался соблюден в полной мере.
Вряд ли будет ошибкой предположить, что именно музыка является ключевым элементом культурного наследия Ирландии и основным каналом, по которому идет втягивание новичков в число поклонников кельтской культуры. Для них в крупнейшем клубе Москвы, Б1 Максимум, на вечер 21 марта была запланирована яркая и насыщенная программа, включавшая, согласно афишам, выступление оркестра шотландских волынщиков и барабанщиков, ирландское танцевальное представление Irish Twins, выступление знаменитых московских фолк-рокеров TINTAL, кельтское огненное шоу Celtic Flame, ну а гвоздем программы, несомненно, должен был стать концерт горячо любимых российской публикой ирландских фолк-металистов CRUACHAN. Их шоу обещало стать во многих отношениях примечательным и особенным: во-первых, ирландцы везли в Москву новую программу, а во-вторых, грядущий перфоманс позиционировался как заключительное шоу группы в текущем составе: в этот вечер Karen Gilligan, душа, голос, главная достопримечательность и драгоценность коллектива, намеревалась выйти на сцену в составе CRUACHAN в последний раз, что, разумеется, подогревало интерес к концерту и выводило его в разряд бесспорно musthave’ных мероприятий.
Впрочем, прохожий, очутившийся у дверей клуба за 15-20 минут до официального начала шоу, наверняка бы не догадался, что внутри затевается что-то грандиозное и шумное. Хорошо организованная пропускная система сработала на отлично, обеспечив полное отсутствие утомительных очередей и раздражающей толкотни, охрана и гардеробщики радушно улыбались и музыка в зале играла не “левая” и сбивающая волну, как у нас, к сожалению, часто бывает, а самая, что ни на есть, правильная, тематическая, задорным дудением и звоном оповещающая вошедшего, что он попал на кельтский праздник. Аудитория пришла, по большей части, неметальная, я видела и школьников, и седых дядек и даже детей с родителями (!), разношерстность и в то же время мгновенно создавшаяся гармоничность и единение толпы делали обстановку уютной, доброй и комфортной для каждого. Часть пришедших, не дожидаясь выхода музыкантов, принялась танцевать, благо аншлаг все-таки не состоялся и было где развернуться. Меня же беспокоил вопрос, который через пару часов занял умы всех гостей клуба: не совершили ли организаторы фатальную ошибку, назначив начало шоу на 20.00? Успеется ли все запланированное?
На часах было 20.35 когда наступившую тишину прервал топот ног и под пронзительные звуки волынок и раскатистый бой барабанов, сцену, бодро маршируя, оккупировали 8 элегантных джентельменов, составлявших Moscow&District Pipe Band (4 барабанщика, 4 больших шотландских волынки). Облаченные в килты и пиджаки, они держались невозмутимо и с достоинством, были солидны и подчеркнуто серьезны, чего не скажешь об их музыке, веселой и светлой при всей монументальности. Встречены они были очень тепло, играли на подъеме, уверенно и мощно, зал аплодировал без устали почти все 15 минут их выступления, а в сыгранных композициях без труда узнались и «Светит месяц, светит ясный» и We will rock you» . А вообще создалось благостное впечатление, что на волынках можно сыграть все, что душе профессионала угодно.
Перерывов между выступающими коллективами в этот вечер практически не наблюдалось, что не давало возможности публике отдохнуть и перевести дух перед следующим номером программы. Уже через пару минут после ухода волынщиков-барабанщиков на сцене расположились музыканты TINTAL. Было 20.50 и едва ли кто-то в этот момент ожидал, что коллектив проведет на сцене более половины от общего времени концерта. Это был первый сюрприз, преподнесенный празднующим в ходе этого неординарного перфоманса. Многими Тинтал изначально воспринимался как разогрев, что вполне закономерно и логично, но через пару часов этим людям пришлось в корне поменять свое мнение. И не только потому, что москвичи выступали на полчаса дольше заморских гостей, а прежде всего за счет отменного качества и общего, крайне позитивного впечатления от их шоу, красочных воспоминаний и эмоционального фона. Тинтал оправдал ожидания тех, у кого они были на все сто, сыграл бесподобно, вдохновленно и замечательно красиво, КАК И ВСЕГДА. У меня же ожиданий не было никаких, тем сильнее испытанный шок: никогда бы не подумала что группа, чьи студийные записи звучат приятно, но почти не цепляют и мало впечатляют, в живом воплощении может настолько преобразиться, зазвучать мощно, захватывающе, трогательно и запомниться как сильнейший концертный коллектив. Обширная разнообразная программа, включавшая несколько новых, еще не изданных песен, отличная подача, брызжущая энергетика и драйв, яркий активный фронтмен Федор Воскресенский, который не монополизировал всеобщее внимание, а настойчиво направлял его на всех музыкантов своего ансамбля. В течение концерта каждому из участников коллектива удалось индивидуально продемонстрировать свое мастерство: соло на ударных, волынке и флейте, гитаре, клавишных, скрипке, сам Федор, время от времени прекращал играться с микрофонной стойкой и скакал вокруг музыкантов с барабаном. Еще запомнился добродушный широко улыбающийся парнишка, отрекомендованный Федором как «человек-зажигалка», бесцельно шатавшийся туда-сюда с огромным барабаном, в плане звучания он не вносил чего-то существенного, но градус веселости повышал неимоверно. Приятным визуальным дополнением, обогатившим и без того хорошее шоу Тинтал, стали ирландские и шотландские танцы в исполнении двух обворожительных лучезарных девушек-близняшек, периодически выпархивающих на сцену и так же крайне благосклонно встреченных публикой.
Со звуком ребятам, в целом, повезло, вот только вокал Федора был слишком тихим, и, многие впоследствии отмечали тот прискорбный факт, что не расслышали подавляющее большинство его партий. Присоединяюсь к этим горестным возгласам: слышно было плохо, а ведь поет Федя очень выразительно и эмоционально.
Надо отметить, что среди пришедших оказалось немало фанатов TINTAL, ну а слушатели, не знакомые с группой стали таковыми как минимум на время их выступления, ибо москвичи жгли, искренне и задорно, и заслужили всяческих похвал. Народ танцевал, в разных местах зала стихийно возникали хороводы, расширяющиеся и затягивающие все новых плясунов, во время исполнения медленных лиричных баллад зал смыкались поднятые руки и зал раскачивался в такт музыке. Было очень душевно, как-то по-домашнему и никто (по крайней мере вслух) не выражал намерения прогнать со сцены заигравшихся музыкантов. Никто не требовал CRUACHAN, напротив, после ухода Тинтала зал дружно скандировал «Молодцы!» и «Спасибо!», выход на бис аналогично сопровождался бурными приветствиями и благодарностями. После долгого и теплого прощания, ребята удалились, доказав и поселив в сердце каждого из нас веру что Pipes Not Dead!
После Тинтала состоялось второе отделение представления оркестра волынщиков-барабанщиков, за спинами которых уже хлопотал над своей ударной установкой барабанщик CRUACHAN. К моменту выхода оркестра я уже отхлопала все ладоши и оттопала ноги, но не поддержать музыкантов было невозможно. Правда с непривычки не все смогли выдержать волынно-барабанный беспредел в таких количествах и мои соседи начали жалобно скулить о том, что «хватит, надоело». Исполнив несколько хитов и вновь сорвав шквал аплодисментов, волынщики ушли с чувством выполненного долга. К ним также не может быть ни малейших претензий.
Кульминационный момент всего шоу состоялся ровно в 23.00, когда перед глазами подуставших уже зрителей предстали долгожданные CRUACHAN. На сцену выскочили пятеро босых мужиков со скромным, но боевым синим раскрасом на суровых лицах и без лишних слов, бойко и деловито заиграли лихую “Ard ri na heirann”. Мне трудно описать как у меня перехватило дыхание в миг, когда я услышала вместо ожидаемого звонкого колоритного вокала Карен грубое рявканье Кейта. Мне вдруг все стало понятно, но надежда еще теплилась в душе, когда отыграв стартовую композицию, вокалист-гитарист принялся приветствовать свою аудиторию, но едва услышав философское «Shit happens» я, вместе с сотнями людей, заполнивших партер и балконы клуба, разом помрачнела. Кейт поведал притихшему залу шокирующую весть, о том, что Карен…не приехала, должна была, но некие личные причины не отпустили ее в последний раз порадовать своих фанатов. Он извинился и, стремительно, не дожидаясь, пока все опомнятся и в зале начнут раздаваться возмущенные возгласы и вздохи разочарования, заиграл следующую композицию. Реакция на прозвучавшее как гром среди ясного неба заявление, варьировалась от умеренно до крайне негативной. Конечно, нашлись индивидуумы, которым было откровенно наплевать, главное, что кто-то есть на сцене и явно настроен рубить металл. Мой друг вообще обрадовался, ибо терпеть не мог вокал Карен и мечтал о мужскоголосом Круахане. Но таковых, как не трудно догадаться, было мало. Я видела и поникшие головы, и грустные до самого окончания сета ирландцев глаза, и даже слезы.
Надо отдать должное музыкантам: они наверняка заметили недовольство в рядах фанатов, но тут же его проглотили и невозмутимо, энергично, старательно отыграли весь концерт. Покалеченный отсутствием вокалистки коллектив был вынужден как-то приспосабливаться и сделал все, что мог: Кейт честно отгроулил партии Карен, прозвучали любимые “Bloody Sunday”, “Pagan”, “Ossian’s Return”, “Viking Slayer”, но, мягко говоря, “не фонтанно”. Смысл и назначение Карен заключались не только в том, что при наличии ее CRUACHAN выгодно выделялся из десятков себе подобных фолк-металических коллективов, но ешё и в том, что в дуэте с ней голос Кейта звучит ярко и здорово, а вот сольно – безлико и бедно. Музыка ужесточилась, огрубела, нужда заставила ребят обратиться к запылившимся архивам и поднять для концертов свое творчество доКАРЕНовского периода. Приговором для поклонников Карен прозвучал вопрос-предупреждение Кейта «Are you ready for black metal?» Вялые выкрики стали ему ответом. Но что поделаешь, как говорится, кушайте что дают. Уже после двух песен стало ясно, что не все готовы давиться пришедшимся не по вкусу блюдом и зал начал потихоньку пустеть. Плюс к этому, преступная недальновидность организаторов раскрылась во всей красе: часть народу вынуждена была угрюмо плестись к выходу, подгоняемая желанием успеть доехать до дома, пока ходит нужный общественный транспорт. Выступление хэдлайнеров протекало совсем не так, как хотелось бы. На Тинтале было, увы, куда больше смеха, добра и веселья. Танцевали немногие, хороводы почти не водили, в центре зала ненадолго образовался небольшой слэм, мягкий и беззлобный, а скоро рассосался и он.
И все же музыканты много сил положили на то, чтобы сгладить негатив, вызванный отсутствием вокалистки. Кейт припомнил, что группа приезжает в Россию уже в пятый раз, неоднократно делал акцент на том, что выступать здесь «fantastic privilege for us», а публика всегда «absolutely amazing». Раскачиванием и раззадориванием фанатов, помимо гитариста-вокалиста, активно занимался скрипач, поразивший всех знанием русского языка. Поинтересовавшись у зала, говорим ли мы по-английски или по-ирландски, и получив отрицательный ответ, он выдал несколько довольно сложных фраз, типа «Следующую песню спою я»; «спасибо» произносил практически без акцента, а затем заставил всех хором вопить «Ох*енно!», эффектно расположив к себе зал. Традиционно хвалили русскую водку, да и, по заверениям многих пришедших, музыканты были несколько подвыпивши, не могу за это ручаться, но, должно быть, так им было легче отжигать в стремительно пустеющем зале. В целом они отыграли хорошо, искренне. Вдвойне радостно, что нашлись и беззаветно преданные группе товарищи, бесновавшиеся как ни в чем не бывало, отчаянно создавая видимость угара и форменного раздоблайства. У меня, пардон, не получилось.
В конце выступления в зале свободно болталась треть пришедших, думаю, не больше. Начался новый день, мой друг заранее жертвенно понесся в гардероб, чтобы не толкаться после и не терять драгоценное время. На последней песне основного сета скрипач прошелся по сцене, кидая в зал футболки группы. Одну из них поймал мой сосед, симпатичнейший и великодушный молодой человек по имени Сева и тут же отдал вещичку мне, поскольку она оказалась женской, за что ему огромное спасибо! Круахан выскочили на бис очень быстро, осознавая, видимо, специфику создавшейся ситуации и что тянуть в данном случае не стоит. Для исполнения своей главной песни, “Ride On”, Кейт пригласил Федора Воскресенского и, когда вокалист ТИНТАЛа выходил на сцену под громкие аплодисменты и одобрительные выкрики, я поймала себя на мысли, что вижу главного героя и подлинного хозяина сцены в этот вечер. Искренний ужас и неподдельная боль отразились в глазах певца, когда он окинул взглядом полупустой зал и попросил всех приветствовать легендарных Круахан так, будто бы зал переполнен. Финальная композиция этого долгого и неоднозначного шоу сама по себе так хороша, что даже отсутствие Карен не могло ее омрачить. Пел весь зал, многие уже стояли в куртках, некоторые одной ногой на лестнице…
На переход в метро я еле успела, пока ехала переваривала произошедшее и проворачивала в голове несколько крамольных идей и мыслей. Рискну заявить, что TINTAL со своей программой и ее сценической реализацией просто идеально соответствовал духу праздника в честь св. Патрика, в отличие от вышедшего Круахана с его пэган-блэком. Мало того, нужно было поменять местами группы, тогда Круахан успели бы заценить от начала и до конца все пришедшие, да и ушли бы после Тинтала на позитиве. И, наконец, на следующий день после концерта разрешился терзавший меня вопрос с неприехавшей Карен. Можно было, конечно, сфантазировать, что организаторам ничего не было известно об этом, что она выпрыгнула из иллюминатора взлетающего самолета…Но, оказывается, вины группы нет никакой. Они заранее, еще 11 марта, сделали соответствующее предупреждение на своем официальном форуме, о чем совершенно случайно узнал мой друг, лазая по их сайту. Вот это заявление Кейта:
“Karen will not be playing Russian show on 21sy March
Hi, People may have seen advertised that Karen will play this show as her farewell performance, unfortuantely this will not be happening. Karen has to deal with a family illness and as a result is unable to make the trip to Moscow. She sends her apologies to her fans.”
Ссылка: http://cruachan.metalfan.nl/forum/viewtopic.php?t=1567
Вот только распространить это известие среди поклонников группы организаторы, по понятной причине, не сочли нужным и не исправили ни один пресс-релиз. Ах, да, заявлено ведь было еще фаер-шоу, но сомневаюсь, что хоть кто-то остался бы его смотреть, через 5 минут после завершающих аккордов “Ride On” клуб был безлюден. После непрерывного 4-часового действа ноги уже не держали, а ведь нужно было успеть добраться домой и как следует выспаться, чтобы на следующий день продолжить веселье и танцы уже в рамках парада. А этот вечер, полагаю, войдет в историю как самое неудачное шоу ирландцев CRUACHAN в России. Новой им вокалистки, новой музыки и оглушительной реабилитации, которая стерла бы память о всех сегодняшних ляпах и недоразумениях, да как можно скорее!
Выражаем благодарность агентству Мельница за предоставленные аккредитации.
Shub-Niggurath
SlavyanophiL
Что касается Б1овских хренов, то они как были хренами, вышибающими деньги "ни за что", так ими и останутся... Вспомните подставу на HammerSoundFest'e-2007. И, я думаю, были еще случаи...
Varyag
Richter
metallist
metallist
Даша, ты просто умница! Отлично и красочно всё описала! Читал и ощущал себя как будто внутри клуба. Эх, жаль, Cruachan до нас не доехали... А так хотелось бы увидеть и услышать их вживую...
ElfinFreak
Тинтал веселили в лучшем случае первые двадцать минут, потом, когда быстрые веселые мелодии постепенно начали замедляться, не меняясь принципиально - стало очень скучно. я, конечно, ничего на этот счет не выкрикивала, но после, наверное ,часа выступления, желание, чтобы они вот именно что УБРАЛИСЬ со сцены присутствовало, да еще какое.
Фронтмен - безголосый, да и вел на сцене он себя как-то...было противно смотреть на эти кривляния, короче. Но в окончательный ужас меня привели народные ирландские песни с текстами на русском. Разве это не отвратительно??!
Круахан закончили играть в полпервого, это за час до закрытия метро, так что я считаю, подобное поведение публики является 1) жутким типично русским хамством ; 2) показателем того, что народу вообще пофиг, что слушать - главное попрыгать и выпить пива.
Скажите мне, что плохого в пэган-блэке? Сет Круахана был замечательным, равно как и исполнение(и хромали как раз именно вещи из позднего творчества)
Но конечно для тех, у кого преобладает пункт 2, такая музыка не подходит...
Вывод? классная, профессиональная металл-группа не вписалась в это не отягощенное смыслом "шоу" "ирландских" позеров.
Gerda Lore
Дядя
Про концерт... Промолчу, ибо все написано в Дашином отчете... да и не был я там ))))))
P.S. Надо отправить одного товарища на обучение Великому и Могучему к этому бравому ирландцу-скрипачу, а то в инглише и дойче этот товарищ силен, но в русском у него наблюдаюца пробелы... подразумеваеца матерная составляющая сего языка ;))))
P.P.S. Ах дааа.... Даша прелесть!!! ;))))
Gerda Lore
Dioringem
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).