Сожаление о том, что родился не в то время и не в том месте возникает у многих людей. Лично у меня такое ощущение возникло, когда я в 99-м году открыла для себя Dead Can Danсе, с горечью осознав, что этого коллектива уже как год не существует. В то время надежда на живое выступление этой группы в Москве, разумеется, была ничтожной. Но, вопреки всему, творческий тандем Лизы Джеррард и Брендана Перри, подобно мифической птице Феникс, восстал из пепла.
Впервые Брендан Перри и Лиза Джеррард приехали с концертом в Санкт-Петербург в 2005 году почти что инкогнито: cобытие прошло без активной рекламы. Далее следовали сольные выступления Лизы Джеррард в 2007 году и Брендана Перри в 2010-м. И если концерт Лизы в Театре Эстрады стал ярким и успешным, то выступление Брендана в ДК Горбунова вызвало менее бурную реакцию, билетов было продано мало, свободные места зияли черными дырами в зале. Это навевало грустные мысли о том, что организаторы могут счесть нецелесообразным проведение последующих концертов в Москве. Ничто не предвещало чуда, и нельзя было даже предположить, что в 2012 году произойдет такое невероятное явление, как приезд группы Dead Can Dance в полном составе. До сих пор трудно в это поверить.
Тем не менее, концерт 13 октября в «Крокусс Сити Холле» показал, что время не властно над Лизой и Бренданом: их творческий потенциал по-прежнему не иссяк, а сила воздействия их музыки на сознание по-прежнему невероятна. Было очень приятно увидеть на концерте такое большое количество людей, которых не оставляют равнодушными легендарные Dead Can Danсе. Единомышленники были совсем не похожи друг на друга: на концерте была представлена целая галерея человеческих типов. Огромный Крокусс Сити Холл был практически весь заполнен. Свободными остались только самые дальние места на балконе, что лишний раз доказывает – люди на билеты не скупились.
Как ни странно, разогрев у Dead Can Dance был. Выступил дуэт Давида Куккерманна и Владисвара Надишаны. Хочется отметить, что исполнителей на разогрев подобрали очень грамотно. Музыканты создали в зале прекрасную атмосферу, которая позволила присутствующим вдоволь насладиться творчеством дуэта Nadishana-Kuckhermann и в то же время настроиться на нужную волну перед выходом Dead Can Dance. Дуэт познакомил публику с таким малоизвестным экзотическим инструментом как ханг-драма, а также порадовал небезызвестным варганом. Судя по тому, что после концерта несколько человек на моих глазах купили диск Nadishana Trio, исполнители действительно имели успех.
Далее следовала продолжительная подготовка к выступлению Dead Can Dance. Прошло где-то около часа, прежде чем группа появилась на сцене. Но это было не просто томительное ожидание, а предвкушение чего-то потустороннего и волнующего.
И вот свет погас, аплодисменты прокатились волной от последнего яруса балкона до самого начала партера. На сцене появились пять участников из нынешнего состава Dead Can Dance, а также легендарная пара – Брендан Перри и Лиза Джеррард. Музыканты заняли свои места – трое на синтезаторах, двое на барабанах и перкуссии. Лиза и Брендан стояли на переднем плане сцены в лучах славы и цветных прожекторов. Dead Can Dance решили не тратить время на разговоры и сразу начали выступление с песни «Children of the Sun». И в этот момент, думаю, у многих присутствующих промелькнула мысль: «ради такого звука стоило ждать целый час». Зачастую самой лестной характеристикой для звука на концерте является сравнение его со звуком на записях. В данном случае подобное сравнение неуместно: Dead Can Dance звучали на концерте лучше, чем на записях – звук проникал в самое нутро. Когда же во время композиции «Anabasis» запела Лиза, по телу побежали мурашки. «Anabasis» сначала вызвала гром оваций, а затем заставила зал застыть в немом восхищении.
Во время исполнения «Rakim» Крокусс Сити Холл наполнился звенящими звуками экзотического азиатского инструмента под названием янцинь, на котором в этих стенах прежде никто не играл. Что касается экзотических инструментов, признаюсь – некоторые из них до сих пор остаются для меня неизвестными.
Перед песней «Lamma Bada» Брендан Перри произнес небольшую речь, посвященную этой композиции. «Lamma Bada» не вошла ни в один альбом Dead Can Dance, поэтому знакомство с этой новой по манере исполнения, но в то же время старинной по происхождению песней, стало сюрпризом для российской публики. Перкуссионист задал ритм на бонго, Брендан сменил мандалину на гитару и запел эту грустную песню с историей, уходящей корнями в древность.
Перед тем, как исполнить песню «Amnesia» Брендан Перри от лица группы выразил негативное отношение к скандальному судебному процессу над Pussy Riot. Кстати, в связи с этим в Интернете появилось большое количество заголовков из разряда: «Dead Can Dance поддержали Pussy Riot». Заявление для некоторых Интернет-изданий стало даже важнее самого концерта легендарной группы. Dead Can Dance действительно высказались в защиту девушек из панк-группы и даже признались, что когда узнали о приговоре, были готовы отказаться от концерта в Москве. И все же это заявление стало неожиданным, ведь Брендан Перри и Лиза Джеррард никогда не лезли в гущу политических событий и не шли на откровенные провокации. Но Dead Can Dance прекрасно понимают, насколько важна свобода волеизъявления, поэтому не сложно было догадаться, что их протест был искренним. Кстати, одобрение зала, выраженное в криках и аплодисментах, тоже казалось неподдельным.
Материал с нового альбома, безусловно, пользовался успехом, но как только зазвучала композиция «Sanvean» стало ясно, что ничего не может быть лучше старых песен Dead Can Dance. Эту композицию с альбома «Mirror Pool» Лиза исполняла на своем сольном концерте в Театре Эстрады и еще тогда меня поразила сила голоса, которая словно заставляла воздух вибрировать. Академический оперный вокал кажется холодным и отчужденным по сравнению с этим магическим тембром, в котором есть что-то первородное, стихийное.
Далее следовало сказочное путешествие по эпохам и странам и, конечно, по музыкальному наследию Dead Can Dance.
Этническая композиция Nierika» была ознаменована африканскими ритмами, которые воссоздали два барабанщика на своих установках и Брендан на бонго. Песня исполнялась Лизой, Бренданом и клавишницей. Партии Лизы звучали как молитвы языческим богам. В целом «Nierika» напоминала обрядовую песню благодаря неожиданным переходам от спокойного медитативного пения в унисон к разрозненному эмоциональному выкрикиванию слов.
Величественная и церемониальная композиция «The Host of Seraphim» вызвала ассоциацию уже с европейской традицией хорового пения. Зал словно превратился средневековый костел со стрельчатыми арками и дугообразными сводами. Музыкальное сопровождение было еле заметным, временами Лиза и Брендан пели а капелла.
Средиземноморская тема была представлена современной версией старой греческой песни "Ime Prezakias", которую исполнял Брендан.
Конечно же, не обошлось без известного саундтрека «Now We Are Free» к фильму «Гладиатор». Композиция, в свою очередь, воссоздала атмосферу Древнего Рима. Визуальные эффекты тоже этому способствовали: яркое световое пятно на экране для видеоряда, стало двойником палящего средиземноморского солнца.
После исполнения воздушной эмбиентной композиции «All in Good Time» Брендан Перри пожелал публике «спокойной ночи» и удалился. Люди из разных частей зала, словно загипнотизированные, спустились к сцене большой толпой, начали хлопать, скандировать «Dead Can Dance!», совершенно не волнуясь о том, что «счастливчики» из первых рядов Grand партера в этот момент наверно испытывали, мягко говоря, конфуз.
На сцене вновь появился Брендан и исполнил очень подходящую для этой ситуации композицию «The Ubiquitous Mr. Lovegrove» – под заманчивые ритмы люди начали покачиваться и даже пританцовывать. Следом за этим под шумные аплодисменты появилась Лиза. Во время исполнения «Dreams Made Flesh» Лиза подыгрывала себе на синтезаторе, Брендан извлекал звуки из инструмента янцинь, а на заднем плане еще один участник обогащал музыкальный фон глухими ударами барабана. Эта спокойная и даже наполненная трагическими нотками композиция могла бы подытожить выступление Dead Can Dance, но российские поклонники не смогли этого допустить. Они вновь вернули группу на сцену и за это были удостоены лестного отзыва со стороны Брендана, который сказал: «Вы фантастические».
Во время второго выхода музыканты сыграли кавер на песню Тима Бакли «Song to the Siren», а также композицию «Return of the
She-King», в которой вновь возник голос клавишницы. После этого недолгого выхода на бис музыканты снова скрылись за сценой, но народ не унимался. Некоторые уже стали удаляться, но большая часть людей, по-прежнему непримиримо стояла у сцены, требуя возвращения Dead Can Dance. И действительно не хотелось вспоминать про позднее время, про грядущий понедельник и переключаться на привычный городской шум после этих невероятных по красоте звуков.
В последний раз эти звуки сложились в лирическую композицию «Rising of the Moon», которую Лиза спела под аккомпанемент одного из клавишников. И вот настал тот момент, когда прозвучал последний аккорд, в сосредоточенной тишине послышалось последнее «браво» и раздались последние аплодисменты. Лиза уходила со сцены, держа в руках несколько огромных букетов, остальную часть ей помогли забрать другие музыканты. На прощание она послала в зал воздушный поцелуй. Интересно, что за весь вечер Лиза ни разу не заговорила с залом, словно боясь растратить свой неповторимый голос на пустые приземленные слова.
Загорелся свет, и публика постепенно стала приходить в себя. Цепочки людей потянулись к выходу, но Крокусс Сити Холл опустел не сразу: кто-то бурно обсуждал увиденное на сцене действо, кто-то стоял в очереди, чтобы купить последний альбом Dead Can Dance.
Москва видела много легендарных персон и выдающихся личностей. Наконец, в этом бесконечном множестве появились Dead Can Dance. Их обет молчания, затянувшийся на долгие 7 лет, вылился в двухчасовую магическую мистерию. Они смогли взбудоражить пресыщенных москвичей, вытащить их из привычных реалий и перенести во вселенную, где тесное переплетение культур и этносов являет собой гармонию благодаря музыкальному и словесному ведовству.
Сет-лист Dead Can Dance:
1. Children of the Sun
2. Anabasis
3. Rakim
4. Kiko
5. Lamma Bada
6. Agape
7. Amnesia
8. Sanvean
9. Nierika
10. Opium
11. The Host of Seraphim
12. Ime Prezakias
13. Now We Are Free
14. All in Good Time
Бис 1:
15. The Ubiquitous Mr. Lovegrove
16. Dreams Made Flesh
Бис 2:
17. Song to the Siren (Tim Buckley cover)
18. Return of the She-King
Бис 3:
19. Rising of the Moon
Текст: Екатерина Игнатенко
Iris_Algol
Но насчет реакции на их посвящение песни Пусям - не сказала бы, что в зале чувствовалось одобрение. Многие потихому фыркнули, либо решили промолчать, другие просто поддержали Перри.
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).