Arts
ENG
Search / Поиск
LOGIN
  register

Концерты
Репортажи
Мой город:  Клубы Организаторы Города
^ Информация ^
+ <-

Sweden Rock 2015

->
+

Дата
2015
June
Wed
03

Город
Solvesborg (Швеция)



Изобретательности организаторов Шведского Рок-фестиваля можно только подивиться – и позавидовать: несмотря на кажущуюся узость стилистических рамок этого фестиваля – ортодоксальный хэви метал '80-х с небольшими вкраплениями смежных и дружественных жанров – Sweden Rock Festival из года в год умудряется оставаться привлекательным для поклонников стиля и разнообразным настолько, что среди фестивальной публики сплошь и рядом – знакомые все лица. Похоже, что все указывает на то, что для многих этот фестиваль стал воистину родным и близким.

Первый день фестиваля, приходящийся на среду, традиционно считается подготовительным – большая часть зрителей только приезжает, располагается и сдвигает бокалы "за приезд!" именно в этот день, так что концерты в среду на Шведском Рок-фестивале начинаются в 15:30, а не с 11:30, как во все последующие дни. Собственно, и группы в среду выступают не первостепенной важности, хотя, конечно, такие ансамбли, как D-A-D и Quireboys исполнителями второй категории считать нельзя.

Quireboys задали тон – воистину удивительно, как западным музыкантам с видимой легкостью и шармом в слегка суматошных фестивальных условиях удается сохранять невероятно позитивный настрой, улыбаясь направо и налево и излучая прекрасное настроение со сцены.

Шоу D-A-D было нацелено не на поклонников коллектива, которые и так будут в восторге, а на тех, кого на их концерт занесло случайно. Что ж, воистину фирменный подход – было невозможно оторвать взгляд от поразительного решения свето-дизайна сцены в виде многоэтажных секций из бутафорских усилителей, громоздящихся один на другой и при этом плавно загинающихся кверху, с встроенными внутрь каждого "усилителя" световыми приборами неизвестного науке происхождения – они то пульсировали, словно медузы, меняя цвет, то вращались вокруг своей оси, а то и вовсе выполняли нечто неописуемое, двигаясь и меняя цвета по неведомому алгоритму. При том, что главный шоумен D-A-D, басист Стиг Петерсен с его фантастическими двухструнными гитарами, отсутствовал – он "бюллетенил" дома со сломанной рукой – этот концерт D-A-D оказался лучшим из трех, виденных мною. Публика, спустя месяцы предвкушения дорвавшаяся до своего любимого фестиваля, очертя голову ринулась в фестивальную круговерть, и принимала D-A-D чуть ли не лучше хэдлайнеров основных дней фестиваля – а может, тому виной была некая ментальная скандинавская близость между датчанами и шведами – черт его разберет, но контакт у D-A-D с публикой был потрясающим. А может, тому виной было не только воистину поразительное световое шоу, но и более прямолинейный фортель, выкинутый D-A-D на потребу публике – полыхнувшая ярким пламенем посреди концерта и сожжённая дотла барабанная установка – все за ради шоу!


Во время концерта Quireboys Спайк пригласил всех присутствовавших на выступление его стороннего проекта Spike's Free House на следующий день, так что тем, кто не нашел в себе силы оказаться во второй день фестиваля в 13:15 перед Festival Stage, оставалось лишь кусать локти – выступление ансамбля в составе Спайка, Люка Морли (Thunder), Марка Стейнвея (Magnum), Саймона Кирка (Free) и примкнувших к ним клавишника и басиста Quireboys, стало не только эксклюзивом, который редко можно лицезреть за пределами английских пабов, но и ярчайшей демонстрацией зажигательности и оптимистичности фронтмена, затеявшего этот проект как напоминание публике об уважаемом артисте и его песнях – Фрэнки Миллере. Помимо песен Фрэнки в программу выступления Spike's Free House вошли также и общеизвестные хиты Free – благо что за барабанной установкой восседал бодро и молодцевато выглядевший Саймон Кирк, чего, к сожалению нельзя было сказать о другом участнике проекта – басисте Free Энди Фразере, неожиданно скончавшимся за пару месяцев до фестиваля.

Как стать культовой группой? Очень просто: надо записать в 80-е три хороших металл-альбома, по максимуму используя слова "hell" и "evil" в песнях, а затем распасться лет на ...дцать – и культовость обеспечена. Так что Стив Гриммет знал, что делал, распуская Grim Reaper в 1988-м. И уж тем более он знал, что делал, подписывая в 2015-м договор на выступление Grim Reaper на Шведском Рок-фестивале – вторым за последние 25 лет концерте группы с ее гитаристом Ником Бойкоттом, уже много лет работающим в Штатах на важной должности в фирме Marshall. И все-таки, ничто не могло подготовить стреляного воробья Стива Гриммета к тому, что внушительная часть публики, собравшаяся перед сценой, знала слова старинных песен Grim Reaper наизусть и распевала их с таким жаром, воинственно потрясая в воздухе кулаками и "козами", что Стиву в перерывах между песнями оставалось лишь смущенно засовывать руки в карманы и начинать фразу с "You're so kind!.." Узнаваемый саунд гитары Ника Бойкотта за эти 25 лет никуда не делся, да и вокал Стива Гриммета ничуть не увял, так что если, закрыв глаза во время исполнения "Rock You To Hell", представить, что ты оказался в 1987-м – иллюзия была почти полной.

Следующим номером – и самым впечатляющим концертом фестиваля для меня – стало выступление Toto. Четверо "официальных" участников - и 9 человек на сцене: на такое, нимало не стесняясь, обычно идут лишь гранды заокеанской сцены. Да и чего стесняться тем, чьи песни впитали в себя всю соль 80-х и со временем стали одними из музыкальных символов той эпохи? Опасения, что из-за перетряски состава Toto утратят хотя бы часть своего волшебства, оказались беспочвенными – замена вокалиста (Бобби Кимбалла на Джозефа Уильямса, певшего в группе во второй половине 80-х) лишь усилила Toto. Единственным слабым звеном выглядел вернувшийся в группу полностью седой Стив Поркаро, стоявший по центру в глубине сцены и с отсутствующим видом вяло "ковырявший" свои басовые партии, думая о чем-то своем, стариковском. Все остальные участники ансамбля вели себя так, словно они находятся на зажигательном детском утреннике – или будто им изо всех сил надо доказывать свою состоятельность как исполнителей и авторов. На концерте Toto от межгалактического уровня исполнения на самом деле сложных, а на первый взгляд очень простых партий, а также выверенности и уместности каждой звучавшей со сцены ноты, просто захватывало дух, и это был единственный 1,5-часовой концерт фестиваля, во время которого мне ни разу не пришло в голову – хотя бы мельком – взглянуть на часы.

К вечеру, как и полагается в Скандинавии, стало ощутимо холодать, и выступление Exodus, стратегически верно поставленное на 20:45, было призвано поддать жару перед главными хэдлайнерами дня – и даже при отсутствии лидера группы Гари Холта (который решил не отпрашиваться со своей другой, надо полагать, более денежной и престижной работы), Exodus это удалось в полной мере – не в последнюю очередь благодаря эмоциональному подъему, вызванному возвращением Стива "Зетро" Сузы в группу, с которым старые номера ансамбля зазвучали так, как им и подобает, а также весьма выверенному сету, в который в равных долях вошли и лучшее из нового, и старое, которое при любых раскладах – лучшее.

Вряд ли кто-то ожидал от Def Leppard откровений или чего-то этакого; эта группа уже 25 лет назад обеспечила себе безбедную старость и беспроблемное существование на концертных подмостках при помощи двух умопомрачительных альбомов. Ан нет – все, кто ожидал лицезреть побронзовевших и поскучневших мальчиков из середины 80-х, увидели донельзя бодрый коллектив, возглавляемый сбросившим за последние пару лет кило этак десять Джо Эллиотом – в сопровождении впечатляющего светового шоу и видеоряда в духе неоновых вывесок стрип-клубов, придорожных мотелей, закусочных и прочей хрестоматийной "американщины" – внешних атрибутов той страны, где в конце 80-х Def Leppard и стали теми, кем стали. При том, что сет лист был, что называется, "дежурным" ("Лучшее, любимое и только для вас!"), в выступлении Def Leppard не было и намёка на рутинность – и оставалось лишь в очередной раз подивиться тому, как заграничные музыканты такого уровня умудряются сохранить искру притягательности и свежести в, казалось бы, замусоленых до умопомрачения песнях.

Неспешно перебирая ногами в холодной шведской ночи в направлении домика, где меня ждал горячий ужин и вечерний виски, я не планировал задерживаться где бы то ни было еще, однако мой путь пролегал мимо Sweden Stage, на которой выступали Майкл Монро и Ко., так что мысль о том, что "для галочки" там можно было бы задержаться минут на пятнадцать, была вполне простительной. Задержаться пришлось на час –даже принимая во внимание холод и легкую усталость, накопившуюся за день беготни между сценами, оторвать от сцены взгляд было невозможно. Майкла Монро крутил и вертел микрофон так, будто он выступал не на рок-фестивале, а на чемпионате мира по метанию из пращи: его стойкая приверженность именно к проводному микрофону выглядела несколько комичной – благодаря ей на сцене был вынужден постоянно нервно мельтешить техник группы, занимавшийся исключительно распутыванием морских узлов микрофонного кабеля, а порой ему приходилось ставить вертикально и самого Майкла, некстати запутывавшимся в им самим же и созданном клубке проводов. Парадоксально, но вся эта дерготня выглядела вполне органично вкупе с рваной пластикой самого фронтмена и его ансамбля, уже давно сбросившего глэмовые одежки и неприкрыто нарезающим почти остервенелый панк-рок.


Едва ли не главная прелесть Шведского Рок-фестиваля – то, что наряду с общеизвестными и безоговорочными хэдлайнерами здесь можно лицезреть самые сливки групп второго-третьего эшелона и Dare – из их числа. Звездный час этого коллектива, ведомого бывшим клавишником Thin Lizzy Дарреном Уортоном и участником Ten Винни Бёрнсом, пришелся на самый конец 80-х, посему и сет-лист их выступления был составлен по большей части из песен с альбома "Out Of The Silence" (1988) – пластинки, на которой и выкристаллизовался стиль коллектива – романтичный балладно-раздольный хард-рок во славу кельтско-ирландских красот. Неспешные и слегка напыщенные композиции Dare оказались как нельзя кстати в начале фестивального дня под жарким полуденным солнцем, которому Даррен Уортон не раз умилялся в ходе своего конферанса между песнями.

За стиль "южный рок" на фестивале в этом году отвечали Molly Hatchet и Blackberry Smoke, оба этих коллектива выступали в один день, и первыми на амбразуру "легли" аксакалы. Molly Hatchet выглядели слегка комично – как воистину ветераны движения, за долгие годы своей творческой деятельности поседевшие и заметно раздавшиеся вширь. Однако пороху в пороховницах и сценического героизма у них было хоть отбавляй – благо что в арсенале у этой заслуженной группы имеются бронебойные хиты калибра "Flirting With Disaster", "Whiskey Man" (открывавшего программу) и “Beatin’ The Odds”, так что вокалист коллектива Фил МакКормак, несмотря на сильно мешавшее ему пузо, опасно свешивавшееся над туго затянутым армейским ремнем, отважно взмахивал правой ногой в ключевых местах, а в еще более ключевых – брал микрофонную стойку наперевес, вставал в рядок с гитаристом Бобби Ингрэмом и седым как лунь басистом Тимом Линдси, и эта троица начинала по-стариковски слегка "ходить в штыковую" – до "копания" по вышеописанным вполне понятным физиологическим причинам дело уже не доходило. Если отбросить иронию, Moly Hatchet выступили как подобает – благо качество песен этому способствует.

Blackberry Smoke – новейшая сенсация жанра и любимцы музпрессы, выступали в одно время с Dokken, так что частью сета Dokken пришлось пожертвовать – уж больно хорош последний альбом Blackberry Smoke, да и сама группа вполне заслуживает оказываемого ей прессой внимания. Blackberry Smoke – отнюдь не мальчики-зайчики и не новички, ансамбль состоит сплошь из бородачей-волосачей, не понаслышке знающих почем фунт лиха в провинциальных американских барах, при этом не самая тяжелая смесь южного рока и харда с лекгим налетом кантри в исполнении Blackberry Smoke вовсе не казалась старомодной и нарочито архаичной – в этом и секрет набирающей обороты популярности этого ансамбля.

Пара не самых плохих альбомов, выпущенных в начале 80-х, да басистка, впоследствии "командированная" в Girlschool – вот и все, что имеется в активе у Rock Goddess, однако для культовости в случае девичьего коллектива и реюниона ради фестивальных выступлений этого вполне достаточно. Их выступление имело вполне заслуженный успех у тех, для кого NWOBHM – не просто последовательность непонятно что обозначающих букв, а святыня на все времена. Пара новых песен в сете группы вселяли надежду, что одними летними выступлениями в их случае дело не ограничится.

Те, кто опасался, что Dokken прредстанут ансамблем, который пора списывать у в утиль, могли вздохнуть с облегчением – вокал Дона оказался на диво хорош (не чета концертным видеозаписям последних лет с YouTube, от звучания вокала на которых слезы наворачивались на глаза), группа – на удивление бодра и сыграна, а недавно рекрутированный в ряды коллектива Марк Боалс в роли басиста – так и вовсе бесценен как бэк-вокалист. В Dokken Марк словно подрос, отпустил хаерок и выглядел куда более пристойно, чем на своем предыдущем месте работы в Royal Hunt. Фестивальный "грейтест хитс" от Dokken – это "Dream Warriors" (не самый банальный выбор), "It's Not Love", "Alone Again", "Paris Is Burning", "Tooth & Nail" и т.д. – в общем, публика была удовлетворена, а Дон Доккен так и вовсе с удовольствием купался в лучах славы, обожания и заходящего летнего солнца.

И снова культ: на сей раз организаторы восприняли недавно выпущенную на киноэкраны четвёртую часть дорожной эпопеи "Безумный Макс" как побуждение к действию, и ангажировали к себе на фестиваль немецкий ВИА п/у Майкла Восса в (почти) классическом составе '87-го года – так что за то что большую часть программы выступления этой группы составят номера с "Night Of Passion" (1987), можно было не волноваться. Не обошлось и без дуболомной классики с альбома "Stormchild" (1985), так что не самая многочисленная толпа на самой маленькой сцене фестиваля – Rockklassiker Stage – была обслужена артистами по высшему разряду.

Золотые деньки Пэта Траверса давно позади, однако его выступление было ярчайшим подтверждением постулата о том, что блюз-рокеры с годами становятся только лучше. Помимо самого Пэта, мощнейшего гитариста старой семидесятнической школы, в этом не давал усомниться и барабанщик его группы, Сэнди Дженнаро – заслуженный ударник музпроизводства, переигравший и с Джоанн Джетт, и с Бо Дидли, и с Синди Лопер - который заколачивал с таким жаром, что появлялись сомнения в способности его барабанной установки пережить этот вечер. Тяжелейшая доза качественнейшего блюз-рока с честнейшей прямолинейной подачей, отточенной по лекалам '70-х, без прикрас и лишних наслоений – именно этим и являлось выступление Пэта Траверса и Ко.

Реюнион Lucifer's Friend (Джон Лоутон плюс ещё двое участников оригинального состава 1968-го года) - ради этого стоило пожертвовать частью сета Motley Crue, тем более что оный оказался совсем не впечатляющим. Для своего первого выступления перед публикой за последние семь пятилеток (снимавшегося на видео для последующего выпуска на DVD) Lucifer's Friend выбрали из своего репертуара наиболее приличествующие случаю номера – с их самого металлизированного альбома "Mean Machine" (1981), а также самые древние песни со своей дебютной пластинки. Вряд ли это воссоединение можно расценивать как попытку начать заново, но как попытка тряхнуть стариной это выступление весьма впечатляло, ведь с годами такие группы – и музыканты – становятся лишь лучше, и глядя на сцену было трудно поверить, что эти люди не играли вместе чуть ли не 35 лет.

Motley Crue, как и было упомянуто, не впечатлили. Казалось, все должно было быть наоборот – эмоциональный пафос последнего "Прощай!" публике, тщательно нагнетаемый PR-акциями группы по всем понятиям должен был на концертных подмостках воплотиться в громогласное "Адью!" изо всех орудий, однако на деле он стал лишь натужным пуком в воздух, слегка подогретый огоньком сценической пиротехники. На Шведском Рок-фестивале Motley Crue словно в последний раз дежурили по палате хулиганов в пионерлагере, изнывая от нетерпения и считая последние деньки, после которых можно будет с чистой совестью свалить в город и заняться своими давно накопившимися личными делами в отрыве от опостылевшей летней пионерлагерной банды. Вяло пританцовывавший Никки Сиккс и грузно ковылявший по сцене Винс Нейл всем своим видом говорили о том, что все когда-нибудь заканчивается, вот и последняя смена подходит к концу. Эмоциональный всплеск случился лишь ближе к концу их выступления – во время песни с подходящим случаю названием "Don't Go Away Mad (Just Go Away)", ну и всегдашний козырь в лице "Kickstart My Heart" не подвел. А так – обещанное громогласное прощание обернулось вялым "Ну давай, в общем, пока, что ли..."

Выступление H.E.A.T поздней ночью должно было служить довеском к основному блюду, а на деле стало вполне результативной попыткой поправить состояние дел в хард-роковом королевстве после невразумительного сета Motley Crue – земляки Europe оставили подмостки сцены, на которой они выступали, чуть ли не в руинах.


И снова здравствуйте: очередной реюнион, на сей раз канадцев Exciter в классическом составе трио. Дэн Бихлер выглядел как лидер-вокалист, внезапно
оказавшийся за барабанной установкой, а вовсе не как барабанщик, которому вдруг пришлось петь – его рок-звездная манера держаться на сцене и раппорт с залом были просто поразительными, а серьезность, с которой он извергал тексты навроде "Стэнд ап энд файт фо метал ин йо блад!" или " Ай килл фо зе фист! Ай! Ай эм зе бист!" просто не могла оставить равнодушным, и приходилось вливаться в толпу под палящим солнцем у сцены и потрясать кулаками в воздухе в такт звучавшей классике на все времена.

В рядах легенд американского пауэра Riot осталось лишь двое старослужащих – гитарист Майк Флинтз и басист Дон Ван Ставерн, остальные участники – молодежь, родившиеся уже после того, как Riot выпустили свои первые альбомы. После кончины лидера группы Майка Рила участники коллектива решили продолжать, слегка изменив название ансамбля на Riot V, так что под нещадно палящим полуденным солнцем мало кто решался покинуть пространство перед Rock Stage, дабы не упустить уникальную возможность услышать вживую классику американского пауэра в лице таких номеров, как “Fight Or Fall”, “Flight Of the Warrior” и “Swords And Tequila”.

Не слишком бурная деятельность Nuclear Assault, да и название их летнего тура – "The Final Assault" – дозволяет считать шанс увидеть их вживую еще одной редкой возможностью, предоставляемой Шведским Рок-фестивалем. Вживую Nuclear Assault оказались ещё куда более анархическими и безалаберными, чем на своих самых ранних полупанковских записях – строго говоря, на сцене они исполняют просто шум, без привязки к звуковым канонам какого-либо жанра, будь то трэш или панк-хардкор. Этой безалаберностью они и близки народу – тем, с кем незамедлительно по окончании выступления и вышел брататься перед сценой вокалист и гитарист Джон Коннели.

Mother's Finest предложили публике действо диаметрально другого рода – отточенные мелодии упруго пульсирующего фанк-металла (с большим креном именно в тяжелый рок) с двумя вокалистами – фротменом и фротвумен, делившими свои партии поровну, а также единственным белым музыкантом в составе группы – гитаристом Гарри “Мозесом” Муром, который со своими всклоченными волосами, козлиной бородкой, молодежным прикидом и поразительной емкости и эффективности гитарными партиями выглядел столь впечатляюще, что дай бог каждому.

Как и большинство австралийских рок-групп, The Angels исполняют нечто в духе AC/DC – в их случае чуть опопсованную и слегка "нововолновую" версию последних. Кристально чистый, чуть резковатый саунд подходит для такой музыки как нельзя лучше, а если присовокупить к этому великолепного нового фронтмена – атлетически сложенного, бодрого и подтянутого Дэйва Глисона из Screaming Jets, то пред взорами фестивальной публики предстала еще одна прекрасная группа из прошлого, каковые непостижимым образом умудряются выволакивать на свет божий организаторы этого фестиваля. Одну из песен The Angels исполнили при участии комичного грузного мужчины в красном двубортном пиджаке по "братковской" моде начала 90-х, который на поверку оказался земляком группы – певцом Джоном Инглишем, выступавшим не фестивале парой дней ранее.

Extreme состоит сплошь из виртуозов – один Нуно Биттанкурт чего стоит, и по всем признакам концерт этой группы – блюдо высокой музыкальной кухни, но по его ходу вдруг отрыжка какая-то неприятная появляется, а через некоторое время вдруг изжога откуда ни возьмись берется, и закрадывается подозрение, что блюдо это шеф-повара-инструменталисты нашпиговали всем подряд, что на кухне под руку попалось, да еще и переперчили вдобавок, так что результат получился трудноусвояемым и перенавороченным.

Аксиому "время невозможно повернуть назад" иногда можно и обойти – если приложить немного усилий. В случае с возрождением классического состава Rage периода '88 - '93 вряд ли этих усилий пришлось прилагать слишком много, тем не менее, это стало небольшой сенсацией среди тех, кто открыл для себя Rage в конце 80-х. Времена, когда все были моложе и бодрее, а песни – лучше, вернулись. Пусть лишь на час, который длился сет классического Rage (рука не поднимается и клавиша заедает обозвать это стеснительным названием "Refuge"): "Invivble Horisons", "Solitary Man", “Death In The Afternon” – в конце 80-х Rage не снискали глобального успеха, но в сердцах тех, кто тогда взрослел и увлекался металлом, эти песни занимают особое место. Похоже, те же чувства испытывали на сцене и Пиви с сильно поседевшим Манни и слегка постаревшим Эфти – по их лицам то и дело блуждала счастливая улыбка, словно воспоминание о бесшабашной молодости.

Перед главным концертом фестиваля массы по-скандинавски сдержанно застыли перед Festival Stage. Вероятно, эта сдержанность коренилась в ожидании качественного, но дежурного ветеранского выступления всеми, безусловно, уважаемых и почитаемых Judas Priest. Кто мог предположить, что концерт Judas Priest окажется чем угодно, только не выступлением стремительно дряхлеющих пенсионеров на закате карьеры?!. Благодаря свежей крови в лице Ричи Фолкнера и, самое главное, успешной прошлогодней сложнейшей операции на позвоночнике Роба Халфорда, группа обрела чуть ли не вторую молодость – если закрыть глаза во время исполнения "Painkiller", казалось, что на дворе вновь '91-й год – Халфорд исполнял эту песню в точности, как 24 года назад. Укороченный по сравнению с туром "Epitaph" трехлетней давности сет-лист (если честно, не хватало "Green Manalishi (With The Two-Pronged Crown)", "Ripper" и "Sentinel") и порой чересчур дёшево выглядящий по-пионерски дилетантский видеоряд (в особенности, во время невразумительно-пафосных песен с нового альбома, каковых исполнялось четыре) – можно считать единственными моментами, к которым можно было бы придраться. Посвежевший после операции Халфорд словно сбросил лет пятнадцать – если на протяжении нескольких предыдущих лет он не выпускал из рук палку на сцене, то сейчас Роб без видимых усилий мельтешил трусцой туда-сюда, занимая разнообразные героические позы. Остальные ветераны - Типтон с Хиллом - подтянулись вслед за ним, и в шоу Judas Priest вернулась искрометность и легкость, а стариковский тяжеловесный апломб испарился как дым. "Вот это да, вот это сюрприз, ай да Прист!" – мог сказать каждый, кто не ожидал, что главный козырь будет прибережен напоследок и окажется эффектно сыгран под аккомпанемент праздничной пиротехники под самый занавес фестиваля.

Выражаем благодарность организаторам за предоставленные аккредитации.


Текст: Артем Голев

КомментарииСкрыть/показать

Сообщений нет



Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).


опубликовано: 28 Jul 2015      просмотров:2218

/\\Вверх
Рейтинг@Mail.ru

1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.   Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом