Масштабный тур по всему СНГ - от Дальнего Востока через всю Сибирь, два концерта в столице, одно выступление в "Северной Пальмире", наконец, охват территории соседних Украины и Белоруссии - мало кто из зарубежных рок звезд решится на такое. К немногочисленному лагерю "героев-покорителей" одной пятой суши, в котором уже числятся Nazareth, Scorpions, U.D.O. и Uriah Heep, теперь твердо присоединился и, пожалуй, самый известный и почитаемый голос за всю историю тяжелого рока - маэстро Ронни Джеймс Дио. Ветеран сцены, которому уже давно перевалило за седьмой десяток, все так же открыт к любым, пусть даже столь необычным для западного артиста, поездкам. И русские зрители, конечно, принимают маэстро как родного! Во всяком случае, в Москве это было именно так.
Немало удивил выбор зала для выступления такой звезды - ДК Горбунова казался явно маловат для приема всех желающих увидеть третье пришествие Дио на московскую сцену. Второй концерт в клубе Б-2 меня как-то не успокаивал, и пока я держал свой путь в сторону легендарной "Горбушки", в голове витали образы заполненных на две трети стадиона "Олимпийский" в 1999 году и Дворца Спорта "Лужники" в 2004. По примерным подсчетам получалось, что желающих посетить шоу маэстро должно было быть, как минимум, тысяч пять. Но я, к сожалению для общего положения дел и к счастью непосредственно для атмосферы этого конкретного концерта, ошибся. Правда, осознал я это, уже только когда удобно разместился в авангарде зрительного зала. При подходе же ко входу в сам легендарный ДК я, признаюсь, просто опешил. ТАКОЙ длинной очереди здесь я не видел никогда! Эта "змейка" брала свое начало от стены здания, обвивалась вокруг памятника "вечно живому" вождю Владимиру Ильичу, и тянулась обратно до пропускного пункта. Спокойно предвкушая "второй Manowar" или, как минимум, "четвертый Nightwish", я приютился в конце этой двуликой змейки. И она действительно оказалась двуликой – где-то через 25 минут я уже был внутри!
Непременно хочу отметить исключительную хорошую организацию концерта и культурность собравшейся публики - ни до, ни после выступления мною не было отмечено ни одной, казалось бы, стандартной для российского колорита особенности, как то вдупель пьяные личности, еле передвигающие ноги, или исключительно пытливые сотрудники милиции, усердно ищущие переносные бомбы в задних карманах джинсов. В зал я попал совершенно спокойно, после довольно вежливого и необременительного обыска. Воодушевившись сем фактом и понадеявшись, что подобный опыт будет повторяться и в дальнейшем, я стал рассматривать предлагаемую на продажу атрибутику группы. И тут глазу было, на чем остановится - множество фирменных дисков и очень симпатичных футболок вызывали желание ознакомится с ними поближе. Цены на них были относительно приемлемыми и довольно стандартными для любых крупных московских концертов. В отличие от цены на билеты. Я думаю, что цена прохода в партер, установленная на весьма приличный уровень в 1250 рублей, как раз и сказалась на посещаемости мероприятия. Конечно, в зале не было пусто, но найти себе укромное местечко где-нибудь сзади или у проходов по бокам не представляло никакой сложности. Ну а усомниться в том, что в Москве желающих попасть на концерт маэстро больше, чем те две с половиной - три тысячи поклонников, что его все-таки посетили, у меня нет никаких причин.
Кстати, о публике. Как обычно, порадовала молодежь. Всегда приятно видеть на подобных концертах ветеранов тяжелого рока не только умудренных опытом дяденек, в свое время затиравших до дыр винилы Rainbow и Black Sabbath, но и множество (именно множество!) молодых людей в возрасте от десяти до двадцати, с удовольствием угоравших под песни, которые старше их лет на пятнадцать. Не говоря уж о тех самых дяденьках, которые, забыв все свои регалии и почтенность, с удовольствием отплясывали замысловатые танцы под давно ими любимые композиции. Среди публики даже было замечено несколько дам готического вида, традиционно в черном, которые, получается, решились посетить Дио вместо выступавших в то же время на другом конце города современных идолов всех металлических леди The 69 Eyes!
Итак, публика мерно растеклась по всем этажам и закоулкам Горбушки, спокойно ведя неторопливые беседы и мерно потягивая разливное пивко, в то время как самые любопытствующие (которых, надо признать, было совсем немного) лицезрели выступающую на разогреве группу Театр Теней. Конечно, ребят было откровенно жалко, потому как решиться разогревать группу Ронни - это надо быть просто героем. В течение примерно сорокаминутного сета Театра лишь единицы зрителей хоть как-то поддерживали энтузиазм коллектива. Как только смолкала очередная песня, голос вокалиста, пытавшегося объявлять название следующей, просто тонул в громоподобном скандировании фамилии того человека, на которого сюда все и пришли - ДИО! Признаться и я сам, прослушав пару композиций, которые были похожи на довольно вязкий и скучноватый хэви, притом с перманентно "прыгающим" туда-сюда звуком, удалился обсудить новости в мире музыки с моими знакомыми. Моему примеру последовало множество людей, и даже неплохо сыгранная кавер-версия знаменитой песни "Shout" Tears For Fears не привлекла к Театру Теней внимания. Похоже, поняли это и сами музыканты, молча удавившиеся со сцены после этого самого кавера. И наступило томящее ожидание выхода маэстро.
Здесь надо сказать что Дио опроверг очередной незыблемый тезис - "Чем известней команда, тем дольше она настраивается". Согласно своему статусу, команда Ронни могла бы крутить ручки на пульте и проверять инструменты часов шесть, но ей понадобилось всего лишь двадцать или двадцать пять минут. К этому моменту все зрители уже были у сцены, и, удобно устроившись примерно посередке, я сделал заключение, что зал наполнен на четыре пятых, а может, и немного больше. Пробиться поближе к сцене было делом весьма затруднительным, а вот спокойно лавировать позади, в поисках укромного местечка - всегда пожалуйста! И вот гаснет свет, толпа взревела, а из динамиков, без всякого интро начинают литься божественные звуки "Хэммонда", в свое время открывавшие великую пластинку Rainbow "Rising" 1976 года. Надо сказать, что многие в зале даже и не поняли - неужели Ронни сыграет ЭТО? Тем временем звуки органа становились все громче, а задник, оформленный в стиле обложки знаменитого альбома "Holy Diver", вдруг эффектно поменял цвета, и Мюррей (так зовут ту самую рогатую прелесть) приобрел максимально зловещий красный окрас. И вот уже на сцену выходят они - Скотт Уоррен, Руди Сарзо, Крейг Голди и Саймон Райт, и начинают действительно играть ТО самое. Ну а через полминуты, под оглушительный рев и восторг зала, на сцене появился "маленький человек с большим голосом" - Ронни Джеймс Дио - и спел всем присутствующим историю про "Женщину Таро".
Отбросив все восторги по поводу столь неожиданного старта (эту песню даже Rainbow никогда не играли!) я внимательно осматривал музыкантов. Саймон за барабанами прекрасно держал ритм, украшал старые песни совершенно новыми рисунками и вообще выглядел абсолютно великолепно. Я бы даже сказал, да простят меня все старые фэны Дио, что играл Саймон намного интересней и увлекательней Винни Эпписа. Скотт за клавишами, как обычно, просто отдыхал. Его партий в песнях Дио, мягко говоря, маловато, так что он развлекался, как мог - отходил от стойки на долгое время просто постоять и попить водички, а также совершал умопомрачительно пафосные жесты, изображая активную игру. Относительный новичок в команде – Руди - уже смотрелся совершенно полноценным участником. Он играл весьма вдохновенно, постоянно улыбался, энергично тряс своими волосами и зрелищно закидывал бас себе на плечо во время качовых и тяжелых риффов. А вот с Крейгом происходило что то непонятное. Выйдя на сцену, он порадовал меня своим абсолютно аутентичным видом, словно сейчас все еще 1987 год - та самая четырехконечная гитара, та самая накрученная прическа, в общем, времена "Dream Evil" вернулись! Но если на предыдущем сейшене маэстро в Москве он был приветлив, постоянно перемещался из угла в угол, принимал позы "гитарного героя", то сейчас человека угрюмей его надо было поискать. Практически весь концерт мистер Голди провел в своем правом уголке сцены, никуда оттуда не перемещаясь, и никак не взаимодействовал с другими участниками команды. Ближе ко второй половине сета волосы у него окончательно намокли, и стало возможным хорошо рассмотреть его лицо, на котором явно не было написано чувство наслаждения. Что с ним происходит - непонятно, но то, что с ним какие-то проблемы - абсолютно точно. Конечно, хотелось бы надеяться на лучшее, ведь если он уйдет из группы, то это будет уже в третий раз, а это явный перебор! Но все негативные эмоции затмевал собой ОН - Ронни Джеймс Дио. Не хватает никаких слов, чтобы описать, насколько сильна его харизма, и насколько любой его жест приводит в восторг публику! Маэстро скакал из угла в угол в своем шикарном "сказочном" костюме, как тридцатилетний парень, а уж как он пел! Похоже, ЭТОТ голос не берет старость. ВООБЩЕ. Чтобы в таком возрасте ТАК выглядеть, ТАК петь и ТАК вести себя на сцене - это просто уму непостижимо! Ронни затмил собой все шоу вместе взятое, а оно продолжалось.
После "Tarot Woman" Ронни поприветствовал всех присутствующих, и его голос просто тонул в море аплодисментов. Следующим номером оказался еще один старый хит - "The Sign Of The Southern Cross" из репертуара, конечно, Black Sabbath. Этот мощнейший качовый прото-дум привел в восторг всех зрителей, которые только и ждали, чтобы маэстро исполнил побольше классики. Забегая вперед - они это получили с лихвой. В середине песни группа остановилась и неожиданно начала играть "One Night In The City", всеми давно забытый, но чертовски классный боевик с альбома уже, собственно, Dio, "The Last In Line". Похоже, половина публики явно опешила от такого неожиданного выбора песен и реагировала не сие творение не очень активно. Впрочем, Ронни решил, что шокировать - так шокировать, и следующим номером объявил вообще "Evil Eyes"! После этого напористого трека казалось, что удивить ему уже явно больше нечем. Не тут то было! Маэстро еще раз рассыпался благодарностями за теплый прием и сообщил, что подготовил для всех кое-что "уникальное". Неожиданно раздались звуки интро к "Killing The Dragon", и с потолка опустился прозрачный экран, на котором с помощью лазерной технологии всем зрителям был продемонстрирован небольшой фильм, начавшийся с уморительной пародии на начальные кадры "Звездных Войн" (там, где буквы плывут над звездами), а потом продолжившийся красивой и захватывающей дух компьютерной графикой про полет симпатичного дракона и его сражение с вылезшим из-за скалы Мюрреем. Музыка в этот момент обрела какой-то совершенно «вагнеровский» оттенок, в то время как одержавший победу и испепеливший вражину метко пущенным фаейрболлом рогатый зверь трансформировался в Ронни, который медленно перечислил названия всех песен с великого альбома "Holy Diver". И вот обещанное еще пару месяцев назад в интервью было выполнено - экран пополз обратно вверх, раздался оглушительный женский крик, как обычно, предварявший "Stand Up And Shout". За этим гимном последовал сам "Holy Diver", за ним "Gypsy", потом Саймон порадовал публику небольшим, но приятным барабанным соло, и затем как по маслу - все остальные песни с великой пластинки были сыграны. "Caught In The Middle" и "Straight Through The Heart", как обычно, взрывали публику, а что творилось в зале во время исполнения хита всех времен и народов "Don't Talk To Strangers" не передать никакими словами! Ну и далее - роскошная "Invisible", распеваемая всем без исключения залом "Rainbow In The Dark" и мощнейший финал в виде помпезной "Shame On The Night", в конце которой Крейг представил вниманию публики неплохое гитарное соло. Потом группа опять сыграла куплет из заглавной песни, и, наконец, прозвучал финальный аккорд. Хотя зал уже находился в полном восторге от увиденного, Ронни продолжил "парад хитов" и объявил великую классику Rainbow "Gates Of Babylon". В зале началось что-то невообразимое, но это было только начало. Затем последовала САМА "Heaven And Hell", которая, конечно, пелась всеми вместе и навевала поистине восторженные чувства от исполнения рефрена этой песни хором в три тысячи голосов.
После этого группа попрощалась с фэнами, сказала всем спасибо, а одна из поклонниц, совершенно спокойно поговорив с секьюрити, прошла на сцену и вручила Ронни букет цветов, чем он был явно растроган до слез. Скандирование "Дио! Дио! Дио!" превышало все разумные рамки, и он, конечно, вернулся. Вернулся, чтобы сыграть две нетленки Rainbow "Man On The Silver Mountain" и "Long Live Rock 'N' Roll", которые заставили даже самых хмурых зрителей вспомнить молодость и отчаянно отрываться. И, конечно, никто не поверил, когда они ушли еще раз. Ведь не были сыграны еще две великих гимна тяжелой музыки - "The Last In Line" и "We Rock". Во время этого второго биса в толпе уже просто сходили с ума почти все, а скандирование того, чем мы занимаемся и, наверное, всегда будем заниматься, заглушало музыку напрочь. Ведь я могу определенно сказать за всех, кто пришел на этот замечательный концерт - WE ROCK! И вот финальный аккорд, финальный поклон, еще одна ослепительная улыбка от Ронни, и все - после двух часов и пяти минут действа концерт закончен.
Что же в итоге? Практически идеальный звук, в котором было слышно все, что только захочется. Практически идеальный сэт, этакий экскурс в 80-е. Абсолютно идеальное выступление всех музыкантов, и в особенности самого маэстро. Да, не было представлено ни одной песни позже 1984 года. Да, Крейг Голди произвел очень странное впечатление. Да, не было пресловутого аншлага. Но важно ли все это? Выходя на свежий воздух, я подумал, что абсолютно никакого. Для меня это был лучший из всех трех концертов Дио в Москве и наверняка лучший концерт этого, пусть еще и далеко не завершенного года. А закончить хотелось бы словами с задника яркой футболки, активно расходившейся в фойе - DIO KICKS ASS!
Сет-лист:
- Tarot Woman
- The Sign Of The Southern Cross
- One Night In The City
- Evil Eyes
- Intro
- Stand Up And Shout
- Holy Diver
- Gypsy / Drum Solo
- Caught In The Middle
- Don't Talk To Strangers
- Straight Through The Heart
- Invisible
- Rainbow In The Dark
- Shame On The Night / Guitar Solo / Holy Diver (Reprise)
- Gates Of Babylon
- Heaven And Hell
Бис 1:
- Man On The Silver Mountain
- Long Live Rock 'N' Roll
Бис 2:
- The Last In Line
- We Rock
Выражаем благодарность компании T.C.I. и PR-агентству Вячеслава Петкуна за предоставленные аккредитации.
Текст: Григорий "Starbreaker" Воронцов
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).