| Как сказал Dennis Dunaway (бас-гитарист Alice Cooper): "я до сих пор встречаю людей, которые называют "Pretties For You" своим любимым альбомом группы". Очевидно, все эти люди (включая самого Денниса, который также считает PFY самым оригинальным и творческим альбомом Alice Cooper) не могут быть ослами, лишенными музыкального слуха и вкуса. Подумав так, я начал слушать "Pretties..." каждый день, бывало, что и по несколько раз на день, пытаясь, что называется, в него въехать.
Да, это не шедевр, тем более, качество звука оставляет желать лучшего. Но некоторые говорят чуть ли не о полной какофонии, и утверждают, что нормальному человеку такое никак не может понравиться. Это, конечно, сильный перегиб. Альбом своеобразный. У него тоже есть собственное очарование и настроение, и от него можно получать удовольствие.
"Pretties For You" - это психоделический рок: необычные мелодии, навороченные инструменталы, полные странных звуковых эффектов и явно созданные не для поверхностного/фонового прослушивания. В конце 60-х такого добра хватало, и с этим альбомом группа была известна, максимум, как "какие-то парни, которых продвигает Фрэнк Заппа". Ребята были обречены на сравнения (не в свою пользу) с такими группами, как Pink Floyd, Doors, Yardbirds, Byrds, и, ясное дело, Beatles. Последних на "Pretties" особенно много, в первую очередь, в вокальных мелодиях половины песен, которые, вместе с особым колоритом, спасают альбом от окончательного забвения. А тот самый "особый колорит" здесь задаёт пронзительная, режущая гитара и такая же душераздирающая гармошка, которая играет будто из тёмного параллельного мира, где кому-то очень плохо. Картину дополняет общий грязный, "гаражный" звук, глухая барабанная каша и бас, который на протяжении альбома разве что не чирикает.
Материал можно поделить на 3 типа. Короткие (по 1-2 минуты) песенки - самые экспериментальные и безумные. В "10 Minutes Before The Worm" и "Earwigs To Eternity" данные качества слегка переходят критическую черту; это, возможно, наиболее неудобоваримые песни "PFY". Но при их длительности это не назовёшь большим недостатком, они вызывают скорее любопытство, чем раздражение. Другие короткие песни также полны странных звуков и причудливых ходов, но слушаются лучше - "Today Mueller", "No Longer Umpire" - мелодичные и забавные темы.
Композиции средней длины - самые доступные. Психоделика и звуковые эксперименты сдерживаются в некоторых рамках, давая мелодиям развернуться и выйти на первый план. Особо отмечу бодрую "Living" и "Reflected" (она даже вышла синглом), в которых гитара будто пытается вас просверлить, а также "Apple Bush", где короткое соло на гармошке - очень суровый и сильный момент; в таком месте, сопровождении и атмосфере, как он есть - это один из самых безысходных, отрешенных и тоскливых запилов, который я когда-либо слышал. "Levity Ball" и "Changing Arranging" также хороши, хотя первая здесь в живом исполнении с ещё более ужасным качеством записи, чем оно есть на остальных вещах. Студийную версию обнародовали аж через 30 лет, без объяснения причин этой странной подмены, и слушается она гораздо приятнее.
Особняком стоят две песни почти по 6 минут - "Sing Low, Sweet Cheerio" и "Fields Of Regret" - где большая часть композиций отведена инструментальным заездам с упомянутыми гармошкой/гитарой в главных ролях. Здесь напор и разнообразие - умения музыкантов - раскрываются во всей красе, эти песни буквально прижимают к земле. "Sing Low, Sweet Cheerio" с трогательным мелодичным вокалом под причудливые гитарные переливы и с прекрасным инструментальным продолжением - моя любимая на альбоме (наряду с "Apple Bush").
Тексты PFY по доступности ничем не лучше музыки, на это намекают даже некоторые названия, вроде "Earwigs To Eternity". В целом, материал порождает суждения вроде "молодёжь напихала в альбом всего подряд и ещё сама не знает, чего хочет". Однако, всё не так просто. Фрэнк Заппа, отправив парней из студии как раз тогда, когда они только начали готовиться к экспериментам (подумать только) и окончательной записи, запечатлел сырую прелесть буйства чистой музыкальной фантазии. Какое-то сумасшедшее веселье, в духе "Алисы в стране чудес", которым здесь пропитано всё, в сочетании с недружелюбной, жутковатой сюрреалистической атмосферой, делает альбом похожим на некий зловещий апокалиптический цирк или театр абсурда.
Любители Элиса, которые не очень хорошо знакомы с "Pretties", но подозревают, что в нём всё-таки что-то есть, могут даже не сомневаться. Тем же, кто послушал (или даже не слушал вовсе) и остался при мнении, что этот альбом - звуковой мусор, который вышел по недоразумению, советую не гнать лошадей и поубавить максимализма. Проникнуться этим безумным коктейлем и слушать его с интересом и удовольствием возможно, и это даже не слишком трудно. От меня альбом получает оценку 7 баллов - твёрдое "хорошо".
|