|
Last login: 22 сентября 2017, 03:32
|
|
|
|
|
|
| Прошедшее тысячелетие (а что вы думали? - когда речь идёт о самом старом драконе Земноморья, мерки десятилетий и даже столетий выглядят как-то мелковато) закончилось для группы не весело. Второй альбом («Agnen: А Journey Through the Dark», 1999) был, прямо скажем, не фонтан, а потом то ли все переругались и сами разбежались, то ли гитарист, отец-основатель и идейный лидер группы Obsidian Claw сам всех повыгонял («характер скверный, не женат» (с)), короче, остался наместник Калессина на Земле в гордом одиночестве.
История умалчивает, чем он занимался следующие два года (хотя, судя по тому материалу, который он выдал в 2003-м, сложа руки не сидел), но летом 2002-го он получил место концертного ритм-гитариста в Satyricon (и, кстати, работал в этом качестве вплоть до 2007-го). История умалчивает, как именно: гордо выпятив грудь, недрогнувшей рукой, или заикаясь и трясясь, зажав кассету в потной ладошке, Обсидиан вручил плоды своих творческих метаний Фросту, барабанщику Satyricon. История также умалчивает, почему Фрост сразу же согласился поучаствовать в записи этого мини-альбома. В качестве вокалиста был приглашён небезызвестный Аттила Чихар (Mayhem). И в 2003 году Keep of Kalessin прошли через некую "точку невозвращения", записав этот альбом.
Полноценным его, конечно, назвать сложно: чуть больше 27 минут звучания, 5 композиций, одна из которых – инструментальное интро. Но отдельной рецензии опус всё-таки заслуживает, хотя бы потому, что навсегда разделил две группы – простоватый Keep of Kalessin образца “Agnen…” и Keep of Kalessin, который… впрочем, не будем забегать вперёд, а скажем так – живёт отныне по-новому. И возврата к прошлому уже не будет.
На первый взгляд, музыка совершенно не изменилась – скоростные простоватые риффы, агрессивный напористый вокал, звякающие ударные, но при внимательном прослушивании можно услышать и тенденцию к очищению звучания от блэкового гитарного жужжания, и общее замедление темпа композиций и уход мелодической линии в сторону большей распевности и плавности. Налицо смена приоритетов – вместо огрублённого звучания почти-true-black-metal мы слышим весьма мелодичную музыку, которая ближе к чему-то среднему между thrash и death metal, чем к black – этакий мелодичный трэш-дэт-блэк коктейль, который впоследствии стал фирменным. Окончательно оформилась и идея использования смешанных вокальных партий, исполняемых одним вокалистом как скримом, так и гроулом, с уходом порой в сторону чистого вокала (замечу, что Аттила как нельзя лучше подошёл на роль этого многопланового вокалиста). Именно на этом альбоме произошло смягчение звука ударных, их увод с первого плана на аккомпанирующие роли и отход от чрезмерного использования меди (спасибо Фросту, он просто молодец!).
И именно сейчас впервые оформляется ещё одна фирменная особенность музыки Keep of Kalessin – инструментальные композиции-интро, так или иначе предваряющие в дальнейшем каждый альбом. Одна из них – "Traveller" – здесь как бы обрамляет первую композицию альбома – "IX", служит вступлением и завершением, и более того – её тягучая предельно простая мелодия чётко прослеживается сквозь завалы трэш-блэковых риффов.
Поскольку материал родился не на пустом месте, не обошлось и без поклона славному прошлому. Этой своеобразной данью является "Obliterator", песня с дебютного альбома. На мой взгляд, зря они её вытащили из пыльных завалов своего музыкального чердака – лёгкости восприятия, свойственной остальным песням с «Reclaim», она не получила, а перезапись добавила низких частот, на фоне которых мелодика, и так довольно сложная, совсем потерялась. Да и Аттила не справился с вокальной партией Ghash’a, выдав совсем уж невнятное хрипение. Но что сделано, то сделано, обратно не засунешь.
Зато есть две совершенно шикарные вещи, которые надо просто слушать – настолько это красиво. Бесполезно описывать словами приправленную бластбитами слепую агрессию "Come Damnation" (по сей день занимающую своё законное место в сет-листах концертных выступлений), где агрессивный первый куплет сменяется замедленной минорной частью с потрясающим вокалом, балансирующим на грани между гроулом и басом – она просто берёт за сердце и не отпускает. Бесполезно описывать и заглавную, но идущую последней "Reclaim", с её перепадами чуть не от heavy во вступлении до «чистого до скрипа» black, через melodic black, с уходом то в thrash, то в doom – тут очень хорошо слышен широченный диапазон голоса Аттилы с разбросом от чистого вокала в диапазоне большая-вторая октавы до скрима. И Фрост был роскошен, но ненавязчив, заслуживая только тёплых слов (прошу прощения за невольный каламбур).
Давно замечено, что как только группа меняет стиль или пускается в эксперименты, тут же изменяется и её логотип. Не обошла эта тенденция и "Драконов" – шрифт сменился с витиеватых букв на простой, пока ещё без засечек. Однако на обложке, словно ещё одна дань прошлому, присутствуют оба логотипа.
Но всё когда-нибудь кончается. Звёздный состав обновлённых "Драконов" обратил на себя внимание и дал несколько концертов. Увы, хотя Норвегия и маленькая страна, но работа трёх человек, живущих вдалеке друг от друга и занятых не в одном проекте, представляет и здесь большую проблему. Аттила и Фрост были вынуждены покинуть группу. И Обсидиан решает искать команду для следующего альбома в родном Тронхейме. И находит… Но это опять другая история.
|
| |
|
|
|
| 1999 год. За спиной у Keep of Kalessin неплохой дебютный альбом и успех совместного тура с Blackthorn. Ну, и выход нового альбома, который и рассматривается здесь.
Драконы, как известно, существа загадочные, непредсказуемые и обладающие скверным характером. То, что если при первом разговоре тебя не съели, ещё не гарантирует твою полную безопасность в дальнейшем. Так что держи ухо востро, дружок, и не гневи своего покровителя!
Уж не знаю, чем не угодил Obsidian C. своему крылатому и огнедышащему, но со вторым альбомом дело пошло не так гладко, как с первым. В отличие от своего «правильного» старшего брата, "Agnen..." получился... как бы это помягче...странным. Нелинейным, рваным, дёрганым, круто замешанным на запредельных скоростях. Ещё более трудным для восприятия. Если честно, мне иногда хотелось бросить всё к драконьей матери и прекратить насилие над своими ушами. Проходило время, я возвращалась к нему, и слушала что-то с удовольствием, чтобы на следующее утро вновь в досаде срывать наушники.
И дело, наверное, не в изменившемся качестве записи - альбом то ли так сыгран, то ли так записан - на тон выше предыдущего и значительно грязнее звуком. Дело не в том, что тарелки, которыми Вил (Vyl) играет как ребёнок, вместо того, чтобы выделяться затейливыми узорами на фоне плотной стены барабанов, просто подавляют их своим звоном. Дело даже не в тотальном однообразии ездящих по ушам риффов - зажали лад и понеслись. Дело и не в скорости сменяющих одна другую одинаково безликих композиций (хотя я и выделяю на этом альбоме интересные гитарные пассажи в "I Deny", неровную, но красивую "As Mist Lay Silent Beneath", "Dryland" или "Orb of Man", в которых слышатся отзвуки будущего стиля, не зря носящего приставку epic). И даже не в том, что непростой, но вполне понятный мир Земноморья кажется просто книгой волшебных сказок по сравнению с отрывистой, колючей лирикой этого альбома, разорванной на неравные строфы и от души пересыпанной многоточиями. А дело, наверное, в том, что всё вышеперечисленное, щедро сдобренное однообразным хрипом Ghâsh'a, сваливается в настолько труднопережёвываемую кашу, что доесть это блюдо до конца могут только очень упорные люди.
Нащупав свой собственный стиль в смеси black-, thrash-, death- и ещё чёртовой кучи металов в первом альбоме, Obsidian почему-то решил отказаться от него в пользу примитивного скоростного блэка, максимально огрубив звучание. И получилось почти неслушабельно. Разумеется, найдутся отдельные любители «газа в пол и по осевой», которые на ура приняли второй лонгплей группы, но лично я не из их числа.
А в 2000 году группа прекратила своё существование из-за внутренних конфликтов. Никто, конечно, никогда не узнает, что там были за конфликты, да никому это и не интересно. Интересно то, что Obsidian понял, что так жить нельзя, что дракона в себе надо слушать и не раздражать попусту, не сложил крылья и не опустил руки. И в 2003 году вернулся с обновлённой командой, с новым составом и новым материалом. Но это - совсем другая история...
|
| |
|
|
|
| Не знаю, кому как, но лично мне дебютник понравился. И не в том даже дело, что в этот альбом я въехала не с первого и даже не с третьего прослушивания. И не в том дело, что сыграно, записано и сведено всё на очень высоком уровне, что само по себе странно для дебюта. А в том, что альбом получился очень реслушабельным и многогранным - каждая композиция имеет подложкой незамысловато-жужжащий рифф, на который, как на нитку, нанизывается целая куча всяких фишек, что делает каждую композицию однозначно узнаваемой и имеющей своё «лицо». А в общем и целом это можно охарактеризовать как весьма пафосный среднетемповый блэк-метал.
Безусловно хороша заглавная маршевая "Through Times of War" с её острыми звенящими на заднем плане тарелками и простеньким монотонным риффом - её не портит даже сырой звук, идущий как из бочки из-под огурцов. Логическим продолжением выглядит "Den Siste Krig", украшенная вытащенной на поверхность истерично взвизгивающей соло-гитарой, которая ведёт мелодию на фоне стены из глухих бас-бочек и хрипа Ghash'a. Со звуком, похоже, поиграли с удовольствием, то убирая вокал и подчеркивая совершенно трэшевые барабанные партии, то меняя их местами, как на "As a Shadow Cast", или вводя воздушные клавиши в "I Choose to Suffer" и добавляя ими звука вокалу. "I Choose to Suffer" (кстати, это одна из наиболее удачных композиций альбома) — совершенно невозможная смесь трэшевых соло для гитары и барабана с мрачноватым клавишными припевами симфоник-блэка. И это первая композиция, где гитара Обсидиана звучит почти также как на более поздних альбомах — группа постепенно ищет своё звучание.
Звук, кстати, становится всё менее глухим, и уже пятая композиция ("Skygger Av Sorg") встречает слушателя совершенно чистым, холодным и прозрачным проигрышем. Очень деликатные клавишные, ведущие свою линию где-то на краю слышимости, и редкие вкрапления почти чистого вокала как продолжение обретения «Калессинами» своего уникального звучания. Кстати, есть одноимённое демо, где присутствуют две композиции с тем же названием — первая более спокойная, вторая более агрессивная. Так вот, в альбом была включена третья версия.
"Obliterator", наверное, единственная скоростная песня на альбоме. Да ещё и с соло медных ударных на фоне темповых сбивок и несущихся с ураганной скоростью бластбитов. Но из-за своей перегруженности и сложной структуры это и самая тяжело воспринимающаяся композиция. А если внимательно прислушаться, то окажется, что основной рифф "Through Times of War" и соло в "Obliterator" до боли похожи и отличаются только темпом.
Замыкает этот навороченный, тяжелющий и, что ни говори, красивый ряд четырнадцатиминутный эпик под названием "Nectarious Red", прихвативший из демо-ленты вступление к "Skygger Av Sorg" с симпатичной звукообработкой, — надо сказать, что длинные акустические интро, наравне со смешанным вокалом и знаменитыми «вертолётами», станут впоследствии фирменными знаками группы. И, несмотря на свою очевидную мелодическую похожесть на "Skygger Av Sorg", "Nectarious Red" всё-таки самостоятельная композиционная единица, с присущим только ей распевным речитативом под неспешно падающие аккорды. А для дослушавших до конца (несмотря на то, что альбом длится около 48 минут, не обалдеть с первого раза сложно), хитрый Обсидиан приготовил сюрприз. "Nectarious Red", последняя композиция, длится 7 минут 16 секунд, далее идёт тишина, прерываемая примерно около 09.18 весьма специфической вещью.
"Itch" (Зуд), а именно так она называется... Не знаю, откуда она взялась, под воздействием каких веществ написана, но то, что она полностью игнорирует выбранную стилистику группы и полностью соответствует своему названию — несомненно. Хотите услышать, как звучит нестерпимый зуд, сыгранный на гитаре и спетый скримом? Вперёд за орденами.
Итак, на дебютном альбоме Keep of Kalessin экспериментируют со звучанием в нешироких рамках black-, sympho black и thrash black metal, весьма профессионально, надо сказать, экспериментируют, постепенно обретая своё собственное лицо. Общую картину не портит даже такой весьма существенный недостаток: при всём своём многообразии, альбом, увы, вторичен, и многочисленные навороты не что иное, как заимствования, заставляющие вспомнить таких монстров как Emperor, Limbonic Art и даже ранних Immortal.
А вот теперь такой вот интересный факт — на момент образования группы Арнту Грёнбейку (надеюсь, я правильно пишу его фамилию) было всего пятнадцать (!) лет, а на момент выпуска дебютного альбома, соответственно, девятнадцать. Это может объяснить и многочисленные мелодические заимствования, и жуткий звук демки (не иначе, у папы в гараже ваяли). Необъяснимо только, почему этому парню с жуткой крошечной записью в руках повезло попасть с первого раза на неплохой лейбл - этот парень настолько крут, или действительно Калессин махнул над ним крылом?
|
| |
|
|
|
| Эльфийские записки или Талант vs. Банальность.
Прошу учесть, что все, что я скажу ниже – мое имховое ИМХО, кроме того – это мой первый опыт рецензирования, так что прошу пинать ногами не больно.
Итак, мы имеем ни много, ни мало - оперу. Опера, в моем понимании этого слова, есть повествование о совокупности персонажей, попадающих в различные ситуации, выраженное вербально (возможно, даже стихотворно), музыкально и вокально.
Сразу скажу, что лирика мною рассматриваться не будет, по той простой причине, что ее можно легко и оценить, и раскритиковать, тем более что написаны стихи на нашем родном языке, а вот объективную оценку дать будет уже сложнее. Не обладаю я, увы, тем объемом знания английского, который позволит проводить сравнения с аналогами и делать выводы. Поэтому оставим все как есть, хорошо ли, плохо ли...
Оставлю в стороне и сюжет. Ну, как смогли, так придумали, тем более что достаточно сложно запихнуть приличный объем повествования в 13 стандартных по размеру треков, четырнадцатый трек, «Реквием», в моей версии альбома отсутствует.
Замечу в скобках, что по ходу прослушивания на полях текста появлялись надписи подручными средствами, иногда они будут процитированы в качестве пояснений.
А теперь к делу.
Считаю необходимым вначале сказать несколько слов о каждом из персонажей указанного действа и каждом из вокалистов. Поэтому – поименно:
1. Дезмонд-полуэльф (М.Самосват) – сладенький-сладенький, правильный-правильный, только пионерский галстук где-то потерял (или полуэльфов не принимают в пионеры?). Но поет неплохо, в ноты попадает. Прекрасно сочетается с Лобашевым, облагораживает Комарову, гармонирует с Серышевым. – 6/10.
2. Ирдис, маг (А. Беркут) – ничего сказать не могу. На то две причины. Первая – крайне неудачно подобран голос, страшно похож на Самосвата, не понять кто где (это касается, в основном, «Звездного портала»). Вторая – его персонажа очень мало, чтобы создать определенное впечатление. Знаю, что Беркут неплох как вокалист в своем основном коллективе, хотя и не идеален (не буду впадать в дискуссию на тему «Беркут - лох, Кипелов - бог» (ну, или наоборот, кому как удобнее), поэтому оценка авансом – 6/10.
3. Зато образ Ская, синего дракона, созданный Кириллом Немоляевым, великолепен – злобное, недалекое, кровожадное существо. И это, кстати, несмотря на то, что у него по ходу действия нет не только полноценной арии, но и десятка слов не наберется. Он здесь на своем месте – 10/10.
4. Не порадовал Дрогбар, гномий предводитель (Константин «Тролль» Румянцев), создав стандартный образ гнома – тупой пьяница в «тусклой тяжелой броне» с топором наперевес без ярко выраженных половых при…, тьфу ты, индивидуальных черт. Хирдом хорошо, в одиночку – никак. Впрочем, все это преподнесено с небольшой долей самокритики и самоиронии, в том числе и над собственным образом (что-то там про Тролля, Йоль и эль). Так что – 4/10.
5. Торвальд, воин-человек (А. Лобашев). Пресен, нуден, блекл. Не смог Лобашев, увы, создать образ бесстрашного воителя, есть исполнительный вояка. Ну, и на том спасибо. Но поет приятно. 7/10.
6. Безымянный Бог (М.Серышев) – такой, какой он должен быть – бесполое древнее существо, усталое от трудов, но искренне радеющее за свои создания. Вокал вписался отлично, за исключением одного места (припев «Исповеди…», где Серышев просто не тянет нижние ноты, но это претензия к композитору). 10/10.
7. Деймос (Д. Борисенков). Ну, люблю я Борисенкова, люблю, соответственно, Деймос – любимый персонаж. Но Борисенков должен был создать образ злодея, завоевателя, пусть и побежденного, а вышел усталый, измученный, ответственный правитель. Поэтому снижаю оценку - 8/10, а жаль...
8. Минатрикс (Е. Белоброва) – еще один любимый персонаж. Дуэт с Немоляевым в «Без сердца и души» замечателен (заметки на полях – «Уберите Самосвата!!!»). Но! Ей прописана иная роль, по сценарию она та «кто сердца и души лишен…», а на самом деле получилась озлобленная, нервная, усталая, задерганная тетка. За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей - 8/10. Очень жаль…
9. Гилтиас, золотой дракон (Е. Егоров) – тоже отличный вокал и отлично созданный характер. Наверное, такими и должны быть золотые драконы «…ведь течет огонь в их жилах, кровь собою заменив…», оптимист и энтузиаст, легкий на подъем эгоист, не мужчина и не женщина, квинтэссенция тепла и света. 10/10.
10. И последний персонаж, подружка главного героя, Алатиэль, ну, разумеется, принцесса (А. Комарова). Если бы камбала умела петь, она пела бы более эмоционально, чем упомянутая леди. Леди очень неплохо копирует уважаемую и любимую мной Тарью Турунен, вот только чувства где-то потерялись в зарослях техничных вокализов. Умирающий, тоскливый голосок, поющий «… а я окутана огнем…» вызывает только раздражение, каким бы чистым он не был (заметка на полях – «Что она вообще здесь делает?»). За то, что хотя бы имеет голос 2/10.
В общем зачете вокалисты набрали 71 балл на десятерых. В среднем получилось 7,1.
Промежуточный вывод: над кастингом надо еще работать и заниматься отбором нормальных вокалистов, подходящих на ту или иную роль.
А теперь - потреково.
1. «Пролог» Инструментал, построенный на цифровых эффектах и клавишных. Настроение мелодии варьируется от отстраненно-космического в начале, затем торжественного, затем, через оптимистично-весеннее, до трагического, рвущего душу аккорда в конце. Пролог собрал в себя все, чем может похвастаться опера, всю гамму чувств. За это – 10/10.
2. «Звёздный Портал». Хорошее вступление продолжается средненькой мелодией куплета. Зато имеется заводной и приставучий припев. В общем и целом, 7/10.
3. «Владыки Гор». Марш третьего Рейха. Хорошее противостояние характеров Дезмонда и Дрогбара, несмотря на то, что по отдельности ни Дезмонд, ни Дрогбар ничего собой не представляют, но об этом было сказано выше. И где же я слышала эти соло? Дежа-вю? Кроме некоторой, возможно, кажущейся, вторичности, придраться особенно не к чему. Но и хвалить особенно не за что. 8/10.
4. «Исповедь Первого Бога» Отличное вступление создает атмосферу. Дуэт Самосвата и Серышева настолько хорош и гармоничен, настолько эмоционален и искренен, что мурашки бегут по коже. Небольшие заимствования из мелодики Hammerfall сторицей окупаются почти барочным соло Мелисова и прекрасно гармонирующей с гитарой флейтой. 10/10.
5. «Сказание Снегов». Хороший инструментал, с соответствующей «снежной» атмосферой, с внезапно поднимающейся метелью и перезвоном ледышек, техничен, красив, но… чего-то не хватает. Может, леденящей душу концовки? 7/10.
6. «Нити Судьбы» Пафос, пафос и еще раз пафос. Вообще, некоторая театральность присуща всему альбому. С другой стороны, где еще ставить оперу кроме как в театре?
Самосват, вопреки ожиданиям, здесь очень неплох, вокал Лобашева обретает интересные, бархатные обертона, а усталый, умоляющий, почти плачущий голос Борисенкова – выше всяких похвал. Зато хорошее, жесткое гитарное соло почему-то заканчивается не имеющим названия кошмаром с духе ВИА «Синяя Курица» («Если враг, лишенный воли…там-парам-пам-пам… о пощаде тебя молит… тра-та-та-та-та…»). Только 6/10. Жаль…
7. «Без Сердца И Души» Вторая жемчужина альбома. Несмотря на ощущение того, что музыкальное полотно как бы набрано из кусочков, не связанных между собой. Несмотря на вопиющую дисгармонию мелодики и обоих вокалов. Несмотря на то, что соло в конце разбивает всю старательно созданную атмосферу боли и трагизма (созданную, кстати, той самой дисгармонией). Зато дуэт Белобровой и Немоляева тянет на все 20 из 10. Итого 9/10.
8. «Океан Пустоты» Непонятная песня. Непонятная назначением и смыслом (молчу-молчу, я же обещала). И непонятная с музыкальной точки зрения. Синтетические клавиши, настолько назойливые, что все остальные инструменты просто теряются на их фоне, пластмассово-выверенные голоса, ненатуральные чувства. Цитата по теме: «В продаже появились фальшивые елочные игрушки. С виду как настоящие, а радости от них никакой». Жуть…1/10.
9. «Сказание Огня» В отличие от своего «брата», отличавшегося «холодом», никакого ощущения «тепла» или «огня» не несет. Ритмически напоминает «жаркий» и «страстный» танец менуэт (заметка на полях – «Никак. Вообще. Это не огонь»). Кстати, если бы это назвать как-нибудь по-другому, все было бы совсем неплохо. А так только 3/10.
10. «Остров Драконов» Пауэрный боевичок, с хорошими ударными и клавишными к месту. Неоригинально, но за душу хватает. Прямо видишь их, стройные золотистые создания, планирующие на распростертых полупрозрачных крыльях (заметка на полях – «Это Солнце!»). Портит общее впечатление вялая Комарова, но о ней все сказано выше. Если бы не она, потянуло бы на десятку, а так только 8/10.
11. «Сказание На Все Времена» Еще одна порция пафоса. Все бы нечего, только пафос представляет собой эдакое лоскутное одеяло. Клавишная синтетика в начале сменяется жесткими риффами. Они хороши, но, вкупе с клавишами, перегружают всю композицию. И где я опять слышала эти гитарные соло? Опять посетило дежа-вю, вот черт... Барабанщик будто забивает гвозди… Двойной припев, загадочный не только смыслом и рифмами (молчу-молчу…), но и мелодически не связанный с куплетом… Абсолютно выбиваются из канвы «повествования» Деймос, Минатрикс и Скай, все остальные производят впечатление собрание комсомольской дружины…Все смешалось в доме Облонских. 4/10
12. «Солнца Свет» И начались народные гулянья…Хмм. О чем бишь я? Ах, ну да… Стандартненько, веселенько. Да неплохо, если бы не кошмарное соло в конце, больше подходящее под определение «запил». Да, и хор жутковатенький… Никто его просто толком не прописал, вот и все. 5/10
13. «В Небеса». Инструментал, мелодически продолжающий тему «Сказаний…», только в оркестровой обработке, на мой взгляд, тяжеловат, немного неуклюж и перегружен ударными. Завершение банкета… 7/10.
Потреково получилось: 85 баллов на тринадцать песен, в среднем 6,5.
В общем и целом альбом очень неплох, лучше предыдущего, однозначно. Но… есть недочеты… О текстах я умолчу, ибо обещала, в противном случае оценка оказалась бы значительно ниже.
Подводим общий итог: 6,8 баллов. Округляем до семи. Повесть уже есть. До рукописи еще не доросли.
|
| |
|
|
|