|
Last login: 12 октября 2013, 03:46
|
|
|
|
|
|
| Трезво и грамотно оценить такие беспрецедентные события в музыке, как "In Rock" - задача сложная: с чем сравнить, как интерпретировать, на чем акцентировать внимание - сразу ответить тяжело. И главное в этом деле, прежде чем включать Caps Lock и штамповать в изумлении от прослушанного эпитеты и метафоры типа "почти идеально" и "лучший альбом", уже переходящие из уст в уста, задуматься. Как сказал Хэтфилд: "Я до сих пор слушаю старый рок и до сих пор им восхищаюсь: не то, чтобы прежние музыканты лучше играли, главное - они мыслили по-другому", и, на мой взгляд, более того, современному обывателю пространно осознать художественный посыл DP (и даже не факт, что они сами его до конца понимали) через 41 год после создания альбома, через 14 лет после создания первого браузера и через 6 лет после первого выхода "Пусть говорят" - нереально. Но наше счастье, что кумиры еще живы, а биографы сыты.
В те пасмурные июньские дни, когда в ряды ансамбля ритм-энд-блюзового органиста, джазового барабанщика и рок-н-рольного гитариста вошли два полунищих поп-исполнителя, музыкальный мир, на фоне технического прогресса и популярности наркотиков, кипел. Кипящим получился и их первый альбом. Гловер: "В качестве идеальной метафоры для "In Rock" я бы выбрал раскаленные усилители и колонки, звук которых пронизывал все". Лемми Килмистер: "Первыми, кто заиграл по-настоящему тяжело, были Deep Purple". И Джон Лорд был первым, кто подключил свой Хэммонд к двухтысячевольтовому Маршаллу. Однако зашкаливающий уровень гейна и перегруз органа - далеко не единственные музыкальные находки группы. Несвойственная рок-н-роллу хроматика, бешеная динамика, смены ключа, психоделические хитросплетения и при этом ювелирная слаженность и поразительное мастерство, смелость, задор, и, в конце-концов, гордость художника за сотворенный шедевр - все это об "In Rock". Как отмечал Гловер, альбом был эталонным в плане отношения к творчеству, все участники делали его с энтузиазмом и любовью.
Стоит отметить, что, фактически, между началом и концом записи альбома прошло более восьми месяцев: еще до сентябрьского "Concerto...", послужившего им отличной рекламой (Лорд хвастался, что их постеры даже расклеивали на автобусах), музыканты успели обкатать на концертах "Kneel & Pray" ("Speed King") и "Child in Time", по звучанию сначала напоминавшие "Mandrake Root" и "Wring That Neck", а первые записи "Living Wreck" (на фоне остальных композиций, звучащей менее радикально) и piano-версия "Speed King" (чуть не попавшая на несостоявшийся сингл) появились в ноябре. "Hard Lovin' Man" записали уже в июне. Таким образом, "In Rock" - зрелое, идейно и технически продуманное произведение, а сочиненный и записанный вслед буквально за полчаса хит-сингл "Black Night" - тому лишь подтверждение.
Во многом символичной стала открывающая потусторонними шумами "Speed King", наглядно подтверждающая слова Пэйса "в первые недели студийной работы мы поняли, что можем всё". Случайный, со слов Гловера, диссонанс (но тут явно что-то фрейдистское) в первом органном проигрыше так аккуратно вписался в него, что невозможно представить себе на его месте что-то другое, а полухаотичный, как и вступление, микс из стихов песен предыдущих лет ознаменовал начало новой эпохи в музыке.
Еще один символ особой эклектичности и одна из немногих классических песен DP, написанных на Хэммонде - "Flight of the Rat", получившаяся из знаменитой вещи "Flight of the Bumble Bee". Вообще, глядя на продолжительность композиций, легко понять, почему ДП в те времена часто называли прог-рок-ансамблем. Но дело тут не только в размахе композиций: несмотря на явный драматизм во всех песнях, вопросов в них не меньше, чем ответов. То, чем и манит людей искусство - характерная часть философии классических Deep Purple. Яркий пример - "Hard Lovin' Man": после ложного конца и "танца гитарного джина", ускользающего у нас из под рук куда-то в водопровод, так и не успевшего нам что-то допеть, остается чувство недосказанности, и пугающей (после такого-то кошмара), и, в то же время, манящей своей изощренностью и красотой (нечто подобное DP неоднократно использовали позже в таких песнях как "Pictures of Home", "Space Truckin'", "No One Came", "Our Lady", и даже "Hungry Days", кстати, все они - также заключительные на сторонах соотв. пластинки).
Такие дела.
|
| |
|
|
|
| Обычно, оценивая седьмой студийник великой британской команды, фэны занимают одну из двух ортодоксальных позиций, ставя альбом либо на вершину творчества DP, или, по крайней мере, не ниже "Machine Head" и "In Rock", либо называя пластинку проходной, с одной, в лучшем случае, хорошей песней. В обоих вариантах альбому присваивается некий обосабливающий загадочный ореол.
Причин этому несколько, - например, это новый специфический саунд, качественный, глубокий, резкий. Достигнут отличный баланс инструментов и, на мой взгляд, по качеству записи (по крайней мере переизданный) альбом не имеет равных в дискографии "Перплов". Гитара Блэкмора и орган Лорда звучат необыкновенно пронзительно и натурально, бас звучит громче, чем на "Machine Head", создавая напряженную атмосферу, а раскатистыми дуплетами и триплетами Пэйса можно долго заслушиваться. Гиллан отмечал, что недоволен вокалом на альбоме, списывая все на перенесенный незадолго до записи бронхит. Тембр действительно отличается от привычного нам, но это лишь играет альбому на руку: язвительнее и резче, вокал идеально вписывается в общее трагическое настроение альбома. Именно трагическое (что нельзя назвать случайностью, приняв во внимание сложившуюся к тому времени в группе обстановку) и минорное звучание объединяет все песни лонгплея в единое целое, он становится своеобразным сборником связанных историй. Это было и на предыдущих работах Deep Purple, здесь же как тексты, так и музыка обращены лишь на внутренний мир героя, сильнее, чем это было на альбоме "Fireball" (несмотря на то, что тексты несколько проще), и тем более, на остальных.
Как и упомянутый "Fireball", WDWTWA - это не "дорожный" альбом и не детектив, у него специфичный меланхолический эмоциональный заряд, что, наверное, и мешает его объективному восприятию, и чем и объясняются столь сильные различия в оценках. Многие жалуются и на однообразие альбома по той же причине, - не нашли в нем изюминки, не прониклись атмосферой, хотя лично мне на монохромность сетовать не приходится - тут и драматичная и острая как лезвие "Place in Line", соло которой можно крутить до бесконечности, и фантастический полет "Our Lady" с необычной композицией и аранжировкой, психоделичная и довольно нервная "Rat Bat Blue" с ускоренным раза так в два, а то и больше, проигрышем отрывка одной из баховских прелюдии первого ХТК, мощная и динамичная "Smooth Dancer", и настоящий гимн "Woman from Tokyo", наиаутентичнейшая классика рока.
Да, возможно, альбом не имел той иноземной взрывной силы и оригинальности "In Rock", тем не менее, я считаю этот альбом цельным, самостоятельным, и заслушивающим высшей оценки.
|
| |
|
|
|