30 дек 2023 : Вокалист KILLING JOKE: «Джорди, я никогда не смогу оправиться от твоей кончины»
Вокалист KILLING JOKE Jaz Coleman опубликовал следующее сообщение:
«Мой дорогой Джорди, вот уже много дней я смотрю на чистый лист бумаги перед собой, не в силах ничего написать. Как передать эту безмерную печаль? Как сократить последние 45 лет до нескольких абзацев? Эпическое путешествие, которое мы прошли вместе - трудности и победы, тысячи концертов, множество жизненных ситуаций, которые мы пережили вместе в этой короткой жизни на всех концах света. Всё это было бы невозможно без твоей непоколебимой решимости. Когда становилось трудно и деньги кончались, другие уходили - ты никогда. На протяжении четырех с половиной десятилетий единственным постоянным участником событий был ты. Единственный человек, который присутствовал на всех концертах и записях KJ с момента нашего зарождения.
Все мы, кто когда-либо любил KJ, очень многим обязаны тебе. Я переполнен горем; ничто не может заполнить ту ужасную пустоту, которую ты оставил, ведь ты был другой частью меня. Я провел с тобой больше времени, чем со своим родным братом или любым другим человеком, на самом деле. И хотя в последние годы нас разделяла моя трезвость, ты всегда знал, что я никогда не был далеко от тебя и мог положиться на меня, если я тебе был нужен.
Жаль, что я не смог быть рядом с тобой в твои последние часы, чтобы утешить тебя. Тем не менее, я утешаюсь тем, что твой отец Рон, Терри Кокс, Рейвен и Алан Гловер ждали тебя на другой стороне, и что ты будешь ждать меня, когда придет мое время. Мы нашли друг друга однажды, и мы сделаем это снова.
Я хочу, чтобы ты знал, какой честью для меня является то, что я был первым человеком, которого ты встретил в Лондоне в семидесятые годы, и одним из последних, кто имел с тобой обстоятельный разговор перед твоим уходом. Я знаю о твоих надеждах, музыкальных устремлениях и оставшихся целях KJ — радикальных переменах, к которым ты относился с энтузиазмом и симпатией. Я знаю, что ты будешь шептать мне на ухо и направлять меня во всех моих будущих действиях. Да будет воля твоя.
Джорди, мой любимый брат, ты вечно живешь в моем сердце. Я никогда не смогу оправиться от твоей кончины. Твоя работа будет сиять до скончания веков.
Твой верный и вечно любящий брат Jaz. #jazcolemanofficial #killingjoke #geordiewalker»
|
Углубленное изучение истории Killing Joke отсылает нас к другой команде 70-х - Matt Stagger Band.За барабанами в ней сидел Пол Фергюсон (Paul Ferguson). В 1978 году в команду пришел новый клавишник и вокалист Джаз Коулман (Jaz Coleman), уроженец Лондона, который большую часть жизни провел в Новой Зеландии. В составе Matt Stagger Band и Пол, и Джаз пробыли недолго. В конце 78-го года Фергюсон решил создать собственную команду, в которую захватил с собой и Коулмана. Новой группе, получившей название Killing Joke, не хватало басиста и гитариста. Так к ним присоединился Юс (Youth, а полностью - Martin Glover Youth), который родился в Африке, но всю сознательную жизнь провел в Великобритании, а затем и гитарист Джорди (Geordie, урожденный K. Walker).
Определившись с составом, квартет засел в студии, чтобы подготовить дебютный ЕР «Turn to Red». Деньги на запись пришлось одалживать. Спонсором выступила тогдашняя подружка Джаза Коулмана. Известный открыватель талантов, он же радиоведущий канала ВВС Джон Пил (John Peel), ознакомившийся с дебютным треком «Waterdance», пришел в полный вострог. И начал действовать. К этому времени его шоу в эфире ВВС стало одной из самых популярных программ на британском радио. Неудивительно, что Killing Joke появились в программе Пила так быстро, как только им позволяло добраться до студии диджея время. Свой первый «радиоблин» музыканты испекли довольно удачно. И к концу 1979 года им уже было с чем идти к руководству лейбла Island Records. Killing Joke незамедлительно подписали контракт на выпуск сингла, а еще выпросили разрешение создать под патронатом Island собственный лейбл Malicious Damage.
В феврале 1980 года Killing Joke представили свой дебютный сингл «Wardance», изданный на Malicious Damage. Не отличаясь постоянством нравов, они тут же отказались от сотрудничества с Island Records и переместились вместе со своим скромным лейблом под крылышко компании EG. Где и опубликовали через год полноформатный дебют «Killing Joke». Хотя с тех пор десятки и сотни команд разрабатывали тот же саунд, в 1981 году холодная металлическая пульсация их музыки казалась возбуждающе новой и необычной. Резкий вокал, плывущий поверх мощных синтезаторов, как в первом треке «Requiem», - в этом была такая энергия и такая страсть, которые не снились многочисленным имитаторам Killing Joke. Передать гитарную атаку и агрессивный вокал удалось через шесть лет музыкантам Metallica, когда они записывали кавер-версию трека «The Wait».
Буквально за несколько месяцев гастрольные маршруты группы охватывали уже всю Великобританию. Благодаря регулярным концертам в разных уголках страны они обзавелись устойчивой фановской поддержкой. Но не только музыка сама по себе, не только насыщенный график выступлений привлекал к ним молодую публику. Эти нарушители стилистических границ и попиратели музыкальных правил умели окружать аурой скандала каждый свой шаг. Например, на концертных афишах и плакатах они частенько использовали отталкивающие или подстрекательские образы. И провоцировали соответствующую реакцию. Один из их постеров изображал Папу Римского, который благословляет легионы нацистов. Из-за этого плаката им запретили выступать в Глазго. Но там, где им все-таки удавалось встретиться со зрителями, что случалось гораздо чаще, они находили многочисленных поклонников и среди любителей панка, и среди диско-фанов. Радиослушатели узнавали о них по отличным синглам «Psyche» и «Follow the Leader», сочетавшим жесткость тяжелых стилей и зажигательность танцевальной музыки. Оба эти трека отметились не только в британских чартах, но и в американском рейтинге Billboard Hot 100.
До конца 1981 года группе удалось записать еще один альбом «What’s This For…!». Украшение пластинки - композиция «Unspeakable», в которой голос Джаза Коулмана звучит до предела воинственно, а Фергюсон барабанит за четверых. Надо особо отметить, что одним из наиболее привлекательных элементов стиля Killing Joke была сложная полиритмия, в которую Фергюсон - одним из первых в 80-е - начал вплетать экзотические племенные ритмы.
После довольно напряженной записи и публикации третьего лонг-плея «Revelations» в 1983 году Джаз Коулман распрощался с товарищами по Killing Joke. Не то чтобы ему надоело играть их фирменный «диско-панк». Проблема была сложнее. Джаз много лет увлекался мистикой и оккультными науками, и в какой-то момент твердо уверовал, что апокалипсис вот-вот грянет. Он умудрился убедить в этом и Джорди, с которым они вместе сбежали в Исландию. Спасались они там своеобразно, в основном играли в местных группах, самой известной их которых были Theyr, позднее переросшие в Sugarcubes. На некоторое время страхом конца света заболел и Юс, который присоединился к ним в Исландии. Но через несколько месяцев, когда оказалось, что мир не рухнул и никаких признаков исчезновения не подает, он вернулся в Англию и создал новую группу Brilliant с оставленным всеми Фергюсоном. К ним подключились также Джун Монтана (June Montana) и Джим Коти (Jim Cauty). Барабанщику, однако, новая затея не очень понравилась. Он тоже решил проведать Коулмана, захватив с собой нового басиста Killing Joke Пола Рейвена (Paul Raven). Пока в Англии Юс ставил на ноги свою группу Brilliant, в Исландии обновленные Killing Joke продолжали репетиции.
В конце концов, Коулман, Джорди, Фергюсон и Рейвен, конечно, вернулись в Англию и записали третий лон-плей «Fire Dances» (1983). Группа звучала более зрело и уверенно, подготовив ровный, очень качественный альбом. Возвращение к «первобытным», шаманским ритмам достигло кульминации в песнях «Song and Dance», «Feast of Blaze» и «Let’s All Go to the Fire Dances».
Поскольку участников команды то и дело озаряли какие-нибудь необычные идеи, требовавшие неотложной реализации, все они рано или поздно обзаводились сайд-проектами или пробовали работать самостоятельно. Первым на эту стезю стал Юс. Кроме работы в упомянутой команде Brilliant, уже в 1984 году он выпустил сольный дебют «The Empty Quarter», который ему помог записать Бен Уоткинс (Ben Watkins; экс-Hitman). Эта пластинка задумывалась как музыкальное сопровождение к театральной постановке и создавалась в основном с помощью электронных инструментов.
До конца 80-х Killing Joke упорно продолжали писать новый материал и почти каждый год компоновать пластинки. Но ни одной из них не удалось сравняться по популярности с записями начала 80-х. Они растеряли подавляющее большинство своих поклонников. После издания в 1988 году еще одной студийной попытки «Outside the Gate» музыканты решили остановиться. Слишком напряженно работалось им в последнее время, разногласия между музыкантами росли день ото дня. Особенно сильно конфликтовали Коулман и Фергюсон, который первым хлопнул дверью. А остальные участники вскоре объявили о роспуске Killing Joke.
Решимости хватило только на два года, потом привычка взяла свое и музыканты записали новый альбом «Extremities, Dirt, & Various Repressed Emotions». Фергюсон присоединиться отказался, играя в это время в составе американской группы Warrior Soul. В студийных сессиях участвовал новый барабанщик Мартин Эткинс (Martin Atkins), а Killing Joke попытались вернуться к шумным танцевальным экспериментам своих ранних работ. Их манило прошлое вообще, истоки человечества. По словам Коулмана, они сплавляли далекое туманное прошлое с настоящим, чтобы таким образом влиять на будущее.
Танцевальными идеями в это время был очарован и Юс, собравший в 1990 году краткосрочный данс-проект Blue Pearl. Между тем его основным полем деятельности было продюсирование. Саунд своих записей доверяли ему Young Cannibals и Orb, Пол Маккартни и Пол Джонс. Что касается Killing Joke, новых идей у музыкантов пока больше не появлялось, и группа замолчала еще на четыре года. Коулман заполнил паузу многочисленными записями «на стороне». Например, в 91 году помог Энн Дадли (Anne Dudley), бывшей участнице Art of Noise, сделать ее сольный альбом «Middle Eastern themed Songs from the Victorious City».
Только в 1994 году Killing Joke реформировались как трио, которое включало Коулмана, Джорди и Юса, и подготовили новый диск «Pandemonium», звучавший жестче, тяжелее, энергичней, чем их предыдущие попытки. Продюсировал «Pandemonium» Юс, который и издал его на собственном инди-лейбле Butterfly. В число приглашенных музыкантов попали очень интересные личности, например, египетские музыканты, с которыми Коулман работал над альбомом Энн Дадли. Ключевую роль в создании фактурного саунда сыграли известный перкуссионист Хоссам Рамзи (Hossam Ramsy) и скрипач Абуд Абдел (Aboud Abdel). В том же году Юс на пару с Коулманом записали симфонический альбом «Symphonic Music of the Rolling Stones», а через несколько лет подготовили сходный по идее альбом «Us and Them: Symphonic Music of Pink Floyd».
В 1996 году тем же составом команда подготовила диск «Democracy», лучший со времени издания «Night Time» в 1985-м. Как это не раз бывало и раньше, удачу команде принесло возвращение к истокам. Самые эффектные номера - гипнотические «A