|
Last login: 23 сентября 2024, 12:54
|
|
|
|
|
|
| Есть вещи, которые не меняются, продукты, которые не портятся, механизмы, которые не ломаются. В числе таковых и звучание KMFDM. Неутомимый капитан Саша Конецко, как всегда, без тени иронии иронизирует, прекрасная и недоступная Лючия Чифарелли по-прежнему легко сменяет гнев на милость и обратно, Джулса Ходжсона и Стива Уайта никто так и не сверг с тронов Королей Гитары, драммеру Энди Селвею все так же на всех настучать. Те небольшие модификации, которые все-таки проступают в саунде, тут утяжеляя гитары, там выталкивая на поверхность электронику, здесь усиляя ритм, местами вводя экспериментальную составляющую, еще где-то увеличивая долю женского вокала - все это лишь движение по замкнутой спирали, намертво вмонтированной в аппарат KMFDM. Итоговый уровень удачности материала и харизматичности подачи тоже не более чем результат действия предусмотренного в системе фактора случайности. Даже приглашенные музыканты групп Morlocks и Legion Within, не распаковывая собственных гаджетов, только подкрутили несколько винтиков в предложенной их вниманию машине. Про неизменный стиль обложек за авторством Брута и пятисимвольное название альбома и говорить не стоит.
Эти возмутительные стабильность и цикличность даже не нужно "замечать" или "обнаруживать" самостоятельно - Саша неустанно продолжает прямолинейно сообщать о них слушателю в каждом альбоме. Уже лет десять (по меньшей мере) он открытым текстом констатирует, что KMFDM - все то же старое дерьмо, в котором никто ничего не собирается менять, ибо оно пока еще позволяет Капитану с коллегами вытягивать денежки из преданных фанатов. И все же находятся знатоки, недовольные самоповторами, олдскульщики, считающие, что надо было остановиться году в девяносто восьмом, ценители, изрекающие "фу, отстой, ничего интересного, предыдущий лучше был". Немалочисленен также российский меломан, демонстративно заявлявший (но, скорее всего, разминувший слово с делом), что не будет качать альбом из-за наличия в нем песни "Pussy Riot". Да, в порыве антипутинизма KMFDM поспешили выразить свою поддержку "смелым борящимся за свободу слова женщинам". Однако, какими бы искаженными ни были у Конецко и Ко представления об этом инциденте и отношение к христианским ценностям, они явно переборщили с выражением своей позиции на обложке, пусть даже "крестоповал" – это скорее иллюстрация к "Ave Maria".
В общем, Kapt’n K держит палец на пульсе мира и следит за порабощающей поступью Системы, но не за прогрессом технологий и тенденций звучания рок-индастриала. И ведь незачем - "отец индустриального рока" уже давно завершил воспитание сына, и теперь, устроившись в кресле-качалке с пледом, с доброй улыбкой наблюдает за его выходками, лишь изредка грозит ему пальцем и раз в два года, собираясь с друзьями, включает отлаженный музыкальный агрегат, чтоб показать, "как надо". Положение рычажков и перемычек выдало в 2013 году на удивление бодрую и местами очень мелодичную демонстрацию образца ultra heavy beat (именно это определение часто применяют KMFDM к своему стилю, не удовлетворяясь пресным industrial rock). Ритмы треков "Kunst" и "Next Big Thing" энергичные и чертовски цепкие – именно такие лучше всего подходят к самолюбованию и выражению презрения к обывателю. Открывающе-заглавный трек вообще наглость неописуемая: текст целиком состоит из названий треков и альбомов группы, а в припеве Саша сознается, наконец, какова истинная расшифровка названия коллектива. Слушая "Ave Maria", "Hello", "Animal Out", риветхэд разорвется, не зная, в кого влюбляться – в моложавую Лючию или в такие же синтезаторы. "Quake" и "Pussy Riot" – яркие аггро-индастриальные сплавы, в которых гитары и электроника уважают и поддерживают друг друга, а гитарные партии "Pseudocide" не дадут забыть, что KMFDM – хоть и индастриал, но рок. В заключительной части альбома звучание приобретает некоторый футуристический, а то и киберпанковый оттенок и толкает к проведению параллелей с EBM, а окончание в виде "I ❤ Not" получилось совсем затемненным и помрачневшим – словно Саша подобрал трек, который случайно обронил проходивший мимо Клаус Ларсен с "Aengelmaker" под мышкой.
Характеристики едва ли потеряют в правдивости, если названия треков заменить на заголовки композиций из предыдущих и, можно предположить, последующих дисков. Применительно к альбомам этих легендарных товарищей бесполезны (да и вряд ли возможны) серьезные критические излияния, ибо альбомы эти одинаковые, и впечатления от них, сугубо субъективные и подвижные, зависят исключительно от расположения тараканов на черепном небосводе каждого отдельно взятого слушателя. KMFDM удивительны. Столько лет играть абсолютно одно и то же, открыто это признавать и, тем не менее, держаться на плаву… Порицание критиков, насмешки слушателей, собственное понимание застоя в своем творчестве – через все это они уже прошли. Прошли и продолжают делать свое дело и, самое удивительное, делать его хорошо. Ну не талант ли это?
|
| |
|
|
|
| Dvar ступили на сомнительный путь. Впрочем, не в первый раз: были еще акты святотатства в виде "Zii" и "Fayah!". Но то был откровенный, неприкрытый, даже бесстыдный эксперимент по скрещиванию родного музыкального дурачества с несвойственными Dvar звучаниями, и эксперимент большей частью удачный. Представленное же на "Deii" уже сложнее отграничить от классической дваровской пчелиной эстетики, которая в новом альбоме вроде бы и сохранена, но имеет какой-то странный привкус. От меда слегка потягивает энергетиком.
Обложки двух частей альбома, само название "Deii" (на ум сразу приходят падежные формы латинского deus - "бог"), вроде бы утонченное и эмоциональное звучание, несколько весьма удачных римейков "старенького", высокопарная аннотация к альбому, гласящая, что данная работа перемещает слушателя в эпоху Ренессанса - эру триумфа света, духа и чувства… Все это пытается настроить меломана на то, что перед ним классические Dvar, а то и вершина их творчества, нечто действительно пришедшее свыше. Но это иллюзия. Как раз наоборот, если "Elah" и "El Mariil" еще можно было принять за послания мифического существа Двар, то большинство треков "Deii" остались без той иноземной таинственности и сказочной сумасшедшинки, которые придавали музыке проекта индивидуальность и особую эстетическую ценность, некую непостижимую искренность простоты. "Deii" - музыка чисто человеческая, как бы ни хотелось ей казаться выше (точнее, как бы высоко ни хотелось авторам ее позиционировать). И это рождает некоторую проблему.
За образец саунда взят "El Mariil", музыка по-прежнему состоит из синтезированных звучаний традиционных инструментов и мягкой электроники, стало особенно много заявленных еще в "El Mariil" и подтвержденных в "Promo 2012" духовых во главе с упорото-возбужденным саксофоном. Вокал, если не считать таковым всякого рода короткие выкрики и междометия, упразднен совсем. Произведения в большинстве случаев красивы, приятны и умиротворенны, иногда забавны и игривы, порой обладают некоторой даже глубиной в плане эмоций и эстетических эффектов и высотой в плане претендующего на академические черты стиля. Но, что ничуть не противоречит (точнее, вполне даже соответствует) этим достоинствам, по своему духу музыка стала слишком человеческой, слишком обычной. Поэтому все те глупости, нелепости и извращения, которые раньше воспринимались как должное, теперь кажутся неуместными, портят впечатление. А такие здесь есть, хоть и не в катастрофических количествах: былые гномьи вопли и смешки, более новомодные электронные сэмплы и примитивистские пикающие мелодии, роботизированные голоса... В иные моменты звучание может даже вызвать ассоциации с чем-то вроде (псевдо)музыкальных поделок расчувствовавшегося торчка, который обычно любительски наслаивал клубнячок в "Фрути Лупсе", а теперь, будучи в депрессии, решил наваять что-нибудь лирично-печальное. На это сам собой всплывает аргумент: музыка Dvar ведь всегда была (есть, будет, должна быть!) ненормальной, а то и идиотской с большинства точек зрения, для ее восприятия каждый раз требовалось особым образом подстраивать мышление, путешествовать в иные миры, влезать в чужие шкуры, принимать чуждые ценности... Так что, возможно, текущий музыкальный образ Dvar – лишь новая грань его необычности, многоликой и (ну, почти) не зависящей от текущих тенденций и предпочтений музыкального электората. Однако ничего божественного в этом образе нет. Что-то от Возрождения? Может быть. Но некоторые штрихи как Леонардо - уж слишком обгоняют время.
|
| |
|
|
|
| До выхода "Heart Of Stone" дискография November Növelet выглядела эстетично и законченно. Два основных альбома, окруженные четырехтрековыми EP, и все это с прогрессирующе успокаивающимся звучанием. Жесткая кора нойза быстро отщепилась, обнажив индустриально-эмбиентные стебли с красивыми цветами темного трип-хопа, в нужных местах, однако, снабженными шумовыми шипами для защиты от невежественного внимания любителей легкомысленного. Но даже эти постепенно осыпались. Проект бурно зародился и как бы не спеша отцвел. В продолжение деятельности почему-то не верилось. Но это, к счастью, оказалось ошибкой: вышла новая четырехтрековая пластинка. Те же энигматичный стиль и странное содержание - музыка словно производит туман, растягивающий пространство вокруг слушателя. Вновь спокойствие граничит с усыпляющей отрешенностью, призрачная зловещесть усугубляется эффектами эха на вокале, а вкрадчивые синтезаторные аккорды демонстрируют утонченную эстетику печали и безнадежности. Диск напоминает предыдущий "Sacred", но здесь стало чуть больше ритма и отдающихся эхом перкуссионных постукиваний. В первом заглавном треке – чистый вокал Мистера Арафна. А поистине танцевальный ритм не в силах изгнать из "Dancing Queen" прямо-таки угрожающую мрачность.
|
| |
|
|
|
| У Руди Ратцингера явный прогресс в превращении из вершины aggro-electro в его днище. Альбому отлично подходит его обложка: подобно ей, альбом – пакость, к которой после первого знакомства больше не хочется возвращаться. А если возвращаешься, то все равно так ничего привлекательного и не находишь. На последних работах :wumpscut: хотя бы были достойные вещи. В ежегодных профессиональных электронных испражнениях Руди можно было откопать если не бриллиантик, то хотя бы серебряную бляху. Стоит пожелать гражданину Ратцингеру побольше проглатывать таких штук за обедом. «Women And Satan First» - полноформатная унылость в сравнении даже с... С чем угодно. В сравнении даже с ремиксовыми дисками, составляющими неотъемлемую часть каждого акта насилия уже несколько лет кряду. О новой работе можно лишь сказать, что стиль ее все так же узнаваем, но теперь это начинает звучать как позорное клеймо. Склад жесткости и разрушительных ритмов оказался пуст – акцент выставлен на танцевальной и (псевдо)атмосферной составляющих. Речевых сэмплов здесь больше, чем на каком-либо другом диске вампската, но смысл в происходящем найти крайне тяжело. Да и искать желания не возникает: хочется просто выключить этот телевизор на заднем плане. А скорее наоборот - вырубить музыку и спокойно посмотреть телек. Не следует умалять технических умений музыканта - альбом содержит множество неплохих сэмплов, нормальных синтезаторных звучаний, удовлетворительных мелодических вкраплений. Относительно высокая концентрация подобных доброкачественных образований вытягивает из грязи, например, треки "Death Panacea" и "Cunnilingus Creutzfeuer", но не весь альбом. Соединять разрозненные плоды своего профессионализма в интересную музыку у Руди уже не получается.
И еще, забавный момент: эмбиентным духом и позвякивающими клавишными «L'Enfer Noir» ("Черная преисподняя") чертовски смахивает на Die Form’овскую «Inferno» с альбома "Noir Magnétique". Нет, плагиат тут даже за уши не притянуть. Это треки-побратимы!
|
| |
|
|
|
| На первый взгляд, новый альбом Сержа может показаться удачным результатом прилежной работы над ошибками, допущенными два года назад. Танкян изгнал попсу, вернул на место гитары с барабанами, умерил электронику (хотя местами она четко проступает), поостерегся добавлять малоуместный симфонизм, усилил эксплицитность социально-политических тематик, снял пачку клипов с недвусмысленным видеорядом. В общем, если в "Imperfect Harmonies" проводилась объемная работа по облегчению музыки для возможного привлечения сторонних масс, то в "Harakiri", напротив, Серж сделал все, чтобы его новое произведение понял и полюбил ортодоксальный фанат, что не может не вызывать чувств стыда и благодарности - столько усилий для услады преданного слушателя... Но это лишь домыслы. Скорее всего, Танкян все написал и записал исключительно так, как ему самому хотелось, но в этот раз спецификации продукта чудесно совпали с ожиданиями ностальгирующих по SOAD и "Elect the Dead". Серж говорит, что в "Imperfect Harmonies" он запихнул кучу стилей в одну коробку, а теперь выложил и, доведя каждый до крайности, реализовал, при помощи коллег и товарищей, в виде отдельных проектов, многим из которых еще предстоит выйти: рок-произведение "Harakiri", классическая симфония "Orca", джазовый альбом "Jazz-Iz-Christ", электронный саундтрек (проект Fuktronic). 2011 год Серж небезосновательно называет самым продуктивным в своей жизни.
"Harakiri" стал первым выходцем из стилевого ящика. Идея этой "самой быстрой и панк-ориентированной" из записанных Танкяном работ, по его словам, родилась сама собой после сообщений о случаях массовой гибели животных, толкнувших его к сочинению заглавного трека, а затем и всех остальных. Если уж животные добровольно покидают этот мир (а музыкант считает эти гибели самоубийствами), то человечеству явно пора задуматься. Экологичности и политичности альбому вообще не занимать - фирменные танкяновские волнение и озабоченность судьбами планеты и общества здесь живут и здравствуют. Но разгоняются лишь к середине: выжидая в первых треках, все начинается с мягкой настороженности и беспокойства в "Butterfly", "Harakiri" и "Occupied Tears", достигает пика в беспомощности и недовольстве "Reality TV" и непримиримости "Uneducated Democracy" (явный эквивалент "Unthinking Majority", определенно) и, даже непонятно, как это расценивать, растворяется в бодром и оптимистичном порыве "Weave On". Вообще, не совсем понятно, чем этот альбом так уж драйвов и припанкован - его саунд является смесью методов "Elect the Dead" и "Imperfect Harmonies" (пара "Deafening Silence" и "Forget Me Knot" словно сбежала с последнего), которая получилась крайне удачной благодаря грамотности в построении звучания и замечательным мелодиям. Талант на таковые у Танкяна совсем не иссяк. Альбом дышит в затылок "Elect The Dead", но "Elect The Dead" - это шедевр, неповторимый успех и недосягаемая планка. Сравнивать все с ним нелогично. Выводов отсюда только два: "Harakiri" - огонь, Серж - няшка.
|
| |
|
|
|
| Если бы Варг не сидел, пришел бы он к своему современному звучанию? Скорее всего да, ибо звучание "Belus", "Fallen" и, как выясняется, "Umskiptar" - это лишь дальнейшее продолжение идей "Filosofem", записанного еще до 1994 года. Викернес продолжает баловаться с размазыванием гитар в постоянно надсадно жужжащую линию, то регулярно беспокоимую переливчатыми тремоло, то сопровождаемую простым и зацикленным риффом, будто знакомым и уже сто раз у кого-то слышанным, но оттого не менее потрясающим. Неожиданно разрывающий прямо-таки романтическую мелодию тревожный рифф в "Alfadanz", аккомпанирующий возмущенному сипению Варга, будет хорошей иллюстрацией. В "Umskiptar" еще больше чистого вокала, простых и приятных мелодий, спокойных акустических пассажей, обычно предваряющих или сменяющих аналогичные гитарные партии. Чтобы этим всем проникнуться, лучше не быть любящим тяжесть и драйв металлистом. Поздний Burzum - это первым делом нечто очень атмосферное и захватывающее, не в последнюю очередь благодаря скромности ударных, звучание которых простое, тихое, не лезущее на первый план и как бы утопленное в играющие шероховатостями гитары и гулкий бас. Однако наиболее погружающие гитарные наслоения все-таки остались на "Fallen" (на "Umskiptar" действительно успешным на этой ниве треком будет, пожалуй, "Jóln"). Но это ничего - освобожденный из мест лишения свободы нашел другой способ доукомплектовать эстетическую ценность своего произведения.
Интересным решением стало взять в качестве источника всех текстов самое что ни на есть реальное произведение скандинавской мифологии. В данном случае это эпическая песнь "Прорицание вёльвы" ("Völuspá"). О чем она, скорее всего, знает не каждый норвежец или швед, но даже далекому от всего этого русскому слушателю знание содержания первоисточника вряд ли будет так уж полезно. Интереснее предполагаемый мотив Варга. Складывается впечатление, что он если не разочаровался в своем национализме, то по крайней мере устал от провокационных методов его активных проявлений. И поэтому, впав в отчаяние, он словно решил просто погрузиться вместе со слушателем в образы скандинавской мифологии. Для того ли, чтобы этим последним аргументом попытаться вновь разбудить в своих поклонниках протест против "разрушителей языческой культуры"? Для того ли, чтобы очаровать стороннего слушателя ее красотой и силой? Для того ли, чтобы всего-навсего укрыться в мире древних сказаний от созерцания гибели этой культуры? Возможно, и даже весьма, что любая из этих точек зрения ошибочна. Но что с того? Это все равно обогащает впечатления, привносит в музыку особенный дух, начиняет ее особым эстетическим эффектом, покрывает дополнительным слоем эмоциональности. Иначе чувствовалась бы эта тревога в "Alfadanz"? Душевное метание "Hit helga Tré"? Стремление к прекрасному "Valgaldr"? Скорбная мольба "Galgviðr"? Потерянность "Surtr Sunnan"? Перерастающая в отчаяние печаль "Gullaldr"? На фоне этих выразительных повествований меркнут и неряшливость звучания, и вокальные огрехи уставшего голоса Варга. Даже напротив, эти нескладности становятся лишними кирпичиками в стене искренности этой работы.
Викернес перешел на плотный график ежегодного выпуска альбомов. И в нем видна способность подерживать их стабильное качество. Хоть бы только рядом не оказалось заразных личностей с тлетворным влиянием вроде Руди Ратцингера...
|
| |
|
|
|
| Все всему рознь. Электронный драйв электронному драйву рознь, индустриальные эксперименты индустриальным экспериментам рознь, IDM IDM'у рознь и даже Skinny Puppy Skinny Puppy рознь. Помочь понять, что представляет из себя новое произведение легендарного душевнобольного, лучше всего сможет краткое изучение последних разделов анамнеза, или истории болезни.
Мозг организма Skinny Puppy после гибели своего мозжечка Дуэйна Геттеля и релиза прощального "The Process" все-таки не умер в 1997 году. Агония лишь трансформировалась в раздвоение личности, а точнее - в раздельную работу двух полушарий. Полушарие, представленное инженерно-композиторскими способностями Кевина Ки, словно и не страдало вовсе, продолжило выпускать под марками Download, PlatEAU, cEvin Key и другими свои творческие продукты, представляющие собой электронные эксперименты, тяготеющие к IDM и ambient techno разной степени какофоничности и серьезности. Полушарие, питаемое вокальным (в первую очередь) талантом Нивека Огра, еще дернулось в 1998 году в проекте Rx и угрожающе притихло, но лишь для того, чтобы объединиться с вирусом Mark Walk в паразита ohGr и не спеша наладить в новом тысячелетии выпуск легкого для восприятия электро-индастриала, бодрящего тело и разум синтезаторными буйствами поначалу и приковывающего внимание атмосферностью и концептуальностью на более позднем этапе.
Эти независимые процессы продолжаются и поныне, несмотря на то, что начали слегка соприкасаться в 2000 году и тесно взаимодействовать в 2003. Результатом стал "The Greater Wrong Of The Right" (2004). Наверное, благодаря каким-то остаточным идеям в старом ключе и радостному подъему на почве реюниона в диске еще слышатся нотки классических Skinny Puppy, несмотря на то, что Огр притащил с собой Уолка и влил в альбом знатную дозу ohGr'овской сыворотки. "Mythmaker" (2007) является ярким манифестом двух индивидуальных талантов в теле одного альбома. В каком-то смысле тем же является вообще весь творческий путь Skinny Puppy, но за столько лет независимого существования частные предприятия двух Кевинов стали слишком индивидуальными, слишком обособленными, каждое из двух полушарий слишком привязалось к своим сольным детищам и очень неохотно отказывается от привычных представлений. Поэтому складывается впечатление упорной борьбы в рамках этого вроде бы старого сотрудничества. Каждый старается сделать звучание Skinny Puppy похожим на свой сольный проект, поэтому "Mythmaker" ассоциируется с причудливым существом, состоящим из разнородных кусков. ohGr'оподобные ритмичные расколбасы парируются выпадами какофонических экспериментов, а в примерах, демонстрирующих собственно сотрудничество, взаимные влияния не усиливают, а скорее ослабляют друг друга.
Продолжением этой творческой потасовки уже уставших гениев и является "hanDover". Каждая из двух сил по-прежнему тянет одеяло на себя, и в этот раз сон в тепле достался главному композитору. Кевину Ки уже не на шутку сложно абстрагироваться от своей привычной манеры работы (учитывая, к тому же, ее объемы и интенсивность), его экспериментальная линия явно здесь лидирует. Молодых речитативов Огра, а тем более былых то отрешенных, то озабоченных исполнений, почти не осталось, его эмоции и энергия оказались забиты эффектами и сэмплами из умелых рук Кевина Ки. Редкие вспышки драйва быстро сменяются спокойными уютными расплывчатыми мелодиями. Налет серьезности и смысловой загруженности амортизируется перкуссионными наслоениями все того же Ки. Достойные треки есть, и их даже много, и они даже очень хороши. Обреченная мрачность "Cullorblind", досада "Wavy", горечь "Ashas", сумасшествие "Brownstone" (самый заметный трек и в смысле вокала, и в плане саунда) и по-настоящему здоровское издевательское разгильдяйство "Village" - все это интересно и эффектно, красиво и искренне. Но это не те Skinny Puppy, какими их любили ценители индастриала восьмидесятых и девяностых. Здесь, возможно, есть атмосфера, но не видно мысли. Здесь есть безумие, но не видно тревоги и ужаса. Здесь есть печаль, но не видно разочарованности в окружающей реальности. Здесь есть, хоть и уставшая, ярость, но не видно протеста против охватывающей человечество жестокости. Здесь есть энергия, но не видно стремления изменить мир. Здесь есть эстетика музыкального эксперимента, но не видно той великой подчиняющей силы Музыки.
|
| |
|
|
|
| Когда-то, а точнее после выхода "Psalms Of Extinction", был повод опасаться, что Тагтгрен вновь вернется в свой родной металл, сведя к минимуму электронные навороты в Pain. На тот момент, при окидывании взглядом последовательных изменений саунда от альбома к альбому, в работе Петера над своим индустриальным проектом улавливалась именно эта тенденция. Но если современное звучание Pain и можно назвать неинтересным, то отнюдь не из-за какой бы то ни было жесткости. Самым тяжким и железным до сих пор остается "Pain" 1997 года, а причина кажущейся слабости большинства современных трудов электронного "Я" Тагтгрена - в обычном истощении его хитопроизводительного таланта и угасании новаторского блеска в глазах, а прежде всего в том, что слишком уж были хороши "Rebirth" и "Nothing Remains The Same". Впрочем, речь не о "Cynic Paradise", который был не то что слаб, а даже пугал какой-то гламурностью. На повестке дня-то "You Only Live Twice".
Впрочем, тут много и не добавить. Хронологический график качества работ Pain как бы волнообразный, и в 2011 году Петер оказался на подъеме. Новый диск лучше "Cynic Paradise" и, в то же время, не менее позитивен. Начав с утверждений, что жизнь - это боль, за десяток лет Тагтгрен явно приободрился, и, судя по всему, на данный момент у него уже все действительно очень хорошо. Оказалось, что человек даже живет целых два раза. А вот график развития саунда Pain после аномалии в районе "Dancing With The Dead" представляет собой стабильную горизонтальную прямую. Замешанная многогранным шведом гитарно-электронная смесь была снова им взбита после признаков прокисания, выступивших на "Cynic Paradise", и теперь по-прежнему деловито жужжит, зудит, пиликает, постукивает, порой обнажая симфонический шарм отдельных фрагментов. Альбом энергичен, увы, довольно-таки легковесен, однако, слава Богу, не подмочен гнильцой явных попсовых помоев. Хитов, кроме заглавной вещи, нет, да и она - не шедевр на все времена. Но и откровенным музыкальным барахлом автор в этот раз не огорчит: все десять треков качественны и приятны. В не замутненном поисками чего-то нового эксплуатировании Тагтгреном своего уже прочно устоявшегося стиля пока еще сохраняется какая-то привлекательность. Ну а что, KMFDM можно, а ему нет?
|
| |
|
|
|
| Если Sopor Aeternus & The Ensemble Of Shadows - это музыка для мертвых детей, как ее позиционирует сама Анна-Варни, то Nenia C'alladhan вполне подойдет и живым всех возрастов. Это совместный проект Анны-Варни Кантодеа и лютнистки Констанц Фрёлинг, автора и исполнителя ряда собственных песен, да и вообще девушки сказочной красоты. Констанц, хоть и имеет какие-то свои сольные релизы, песни свои печальные поет больше на средневековых ярмарках под аккомпанемент исключительно собственного инструмента, а сотрудничество с Анной началось во время записи альбома "The Inexperienced Spiral Traveller" Sopor Aeternus - в треке "Memalon" надо было немножко поиграть на лютне. Но Констанц - не просто "лютнисткосовместимое" устройство, а творческая личность, и ее угораздило напеть несколько своих песен Анне. Последней понравилось, Констанц наработала еще материала, был создан проект Nenia C'alladhan, записан и выпущен одноименный альбом (на том же лейбле Apocalyptic Vision).
Авторство всех песен, как лирики, так и мелодий, принадлежит Констанц (кроме "Lied Der Todesfee", стихи которой написаны неким Биртом Седатом). Анна занялась аранжировками и дополнительным композиторством, которые привели исходный материал к сопорообразной смеси неоклассики, средневековья и неофолка в стиле, близком к тому же "The Inexperienced Spiral Traveller". "Nenia C'alladhan" даже более красив и изящен, столь же печален, но не давит свойственными Сопору рыдающей депрессивностью и суицидальной мрачностью. Несмотря на то, что пару треков все же нужно терпеть более десяти минут, альбом нельзя назвать затянутым, а какой-либо из треков - тягомотным. Вокал почти всегда Анны или совместный, но есть исключение: в альбоме ажно две версии "Schwarzer Spiegel". Первая - аранжировка Анны, а вторая - чистенько записанный оригинал, в котором присутствуют только лютня и голос гражданки Фрёлинг. Кстати, обе версии этого трека, с простым, словно идущим из народа, но очаровательным мотивом, дьявольски хороши. В качестве примера сольного исполнения Констанц можно упомянуть и последний трек - несколько неряшливую почти оригинальную версию "Sternblumennacht", но вокал Анны там все-таки есть.
Вообще, судя по высказываниям Констанц в интервью, кроме недюжинного таланта, Анютка характеризуется и определенной долей наглости. К мнению Констанц при работе над проектом относились с пренебрежением, некоторые решения принимались против ее воли, и вообще ее роль в проекте была принижена. Поэтому, а может и еще почему-нибудь, рамки проекта Nenia C'alladhan, к сожалению, больше ничего не вместили до сих пор и, скорее всего, так и не вместят.
|
| |
|
|
|
| Dvar умеют удивлять. Те, кто привык воспринимать их более поверхностно, будут удивлены самим фактом выпуска этого странного EP, содержащего что-то вроде эмбиентных римейков горстки треков "Oramah Maalhur". Техника получения удовольствия от этой музыки отличается от методов, применявшихся ранее. Ей владеют те, кто настолько извращен, чтобы серьезно слушать Dvar, и, в то же время, достаточно усидчив, чтобы полноценно воспринимать эмбиент и что-то в нем "слышать". Эти, переборов начальное недоумение, будут приятно удивлены во второй раз.
Потустороннее существо Двар решило, видимо, в какой-то момент приоткрыть завесу тайны и рассказать что-нибудь о себе. Например, сообщить свой возраст. Мелодии "Elah" скромны и зациклены как никогда, и завалены толстыми слоями эмбиентоподобных пород. Эта музыка подошла бы для документального фильма о древних цивилизациях, об умерших народах, об обратившихся в пыль сооружениях. Такое впечатление, что она упорно пробивалась сквозь толщи времени и пространства и, наконец, выходит из их пор облаком расплывчатых фонов со слаборазличимыми струйками - подолгу повторяющимися блеклыми отголосками того, что раньше было сверкающим мелодическим богатством. От "Elah" иногда веет холодом, порой трагизмом. И если не вечностью, то беспощадностью времени.
Возможно, медиумы далекого разума Двар получили от него больше подобных сообщений, но решили не передавать меломану все сразу. Представленное на "Elah" звучание Dvar интересно и имеет большой потенциал. Полноформатный альбом в таком стиле понравится не всем, но для тех, кто будет готов в него вслушаться, он может таить чрезвычайно ценные вещи.
|
| |
|
|
|
| Действительно ли человек властвует над техникой? Может ли подчиненное быть настолько устрашающим и завораживающим сразу, совершенным и в то же время смертоносным, могучим и таким же изящным? Это только в фэнтези трещащие по швам от силы исчадия Тьмы порабощены лысыми кривоногими чернокнижниками. В "Ground Proximity Warning System" демон - это самолет, жужжащий моторами, шумящий турбинами, скрипящий закрылками, свистящий трущимся о него воздухом, пищащий электронными сигналами, скрежещущий рвущимся металлом при незапланированном контакте с Матерью-Землей. А те, кто считает себя его повелителями, проверяют показания приборов и непринужденно переговариваются, наслаждаясь чувством ложной безопасности, но лишь до определенного момента. И вот уже все - пилоты, диспетчеры, стюардессы - на взводе, на грани нервного срыва взволнованно пытаются совладать с машиной, вдруг переставшей играть по их правилам. Однако не все полеты заканчиваются мягкой посадкой в точке назначения...
Эта работа Жерома Нугайона имеет мало общего с предыдущими творениями, да и с "силовой электроникой" вообще. Propergol здесь больше походит на Bad Sector и предлагает деликатесные индустриально-эмбиентные сливки, приготовленные из если не аутентичных, то поразительно реалистичных шумов (кому он продал душу за возможность это синтезировать?!). Треклист не обманывает - альбом чрезвычайно технологичный и очень "груженый". Хотя иногда действо становится даже почти музыкальным, напоминая минималистичные экспериментальные экзерсисы каких-нибудь EBM-щиков, чуть расслабившие ремень ритма на своем синтезаторном кресле. А в паре моментов, наоборот, шум сворачивается и ощетинивается, концентрируя мощь в свойственных power electronics цикличных абразивных нойзовых отрезках. Учитывая концепцию и настрой альбома, атмосфера (очень погружающая на протяжении всего диска) тут порой достигает дэт-индустриальных степеней мрачности, становясь напряженной, страшной, панической. Есть и более постоянное свойство, роднящее этот диск с прошлым наследием Propergol - Жером частенько любил перенести слушателя в какую-то ситуацию, рассказать шумовыми и сэмплерными средствами что-то вроде истории. Вот и здесь он отправляет меломана в полет, но, увы, не как птицу.
Добро пожаловать на борт. Просьба держать ремень пристегнутым до полного разрушения нашего лайнера.
|
| |
|
|
|
| Это он, это он, современный Мендельсон. Хотя нет. Рудольфа Ратцингера, единственного маэстро, стоящего за брендом :wumpscut:, скорее можно было бы сравнить с Бетховеном. Даже если Руди оглохнет, он все равно продолжит писать музыку, и с не меньшей стабильностью. Это не Руди выпускает новый альбом каждую весну, это весна приходит после выпуска немецким музыкантом нового альбома.
Отвратительный клип на трек "Boneshaker Baybee" с альбома "Siamese", целиком состоящий из унылых пританцовываний сиамских скелетиков, весьма лаконично иллюстрирует суть современного "вампската". В целом не отходя от своих классических сюжетов жестокостей войны и фашистов (к этой тематике отсылает большинство собственных имен, освежающих новый альбом), смерти, страдания, трупов и прочих мертворожденных каннибалов, Руди их давно облегчил и опопсил, начав, к тому же, чередовать с лиричными, но невыразительными рассуждениями. Кровавых откровений и апокалиптической атмосферы от него уже просто глупо ждать. Что касается звучания... На новом LP есть все то, за что одни любят, а другие не любят современный "вампскат", и что третьи уже слушали, не дрогнув ни одним лицевым мускулом и мозговой извилиной. "Schrekk & Grauss" вообще своеобразное повторение "Siamese". При желании, чуть ли не каждому треку одного из альбомов можно найти прямой эквивалент в другом.
Но пока еще есть что выделить. Растянутые на весь трек докторские речи на какие-то половые темы в "Patient A" напоминают подобные концептуальные ходы в пауэр-электронных страшилках, например, Brighter Death Now. "Jiddish Is a Zwillink", помимо претензии на атмосферность и красоту мелодии, предлагает множество посторонних вокальных вкраплений. "Kikeriki" - очередной боевичок с энергичным и подначивающим к безобразиям ритмом, идущий вслед за "Troops under Fire", "Bambam" и им подобными, но выделяющийся тем, что наполнен сэмплами смеха, представляя собой отвязное ритмичное безумие. Флагман нового диска - заглавный "Schrekk & Grauss". Ну очень хорошая штука. В ней высочайшая концентрация тех ингредиентов "вампската", которые еще могут радовать - жесткий ритм, синтезаторные визги, лязгающие постукивания, абразивные сэмплы и всеобъемлющий харшевый голос Руди. Затем все это растекается и блекнет, рождая то безликие, то более удачные копии треков "Siamese". Помимо красивых позвякивающих и реверберирующих клавишных, большинство произведений характеризуются бедностью простых мелодий и постоянным повторением одних и тех же моментов (слов, припевов, речевых сэмплов), что отлично знакомо любому слушателю :wumpscut:. Неуместно расставленные, многократно повторяющиеся и неблагозвучные сами по себе речевые сэмплы стали уже устоявшейся системой, своеобразной, словно нарочитой, "фишкой" музыканта, которая уже не способна раздражать даже ненавистников проекта.
Что самое интересное, во всем этом сохраняется какое-то скромное очарование. Альбом кажется хуже предыдущего лишь поначалу. Руди все-таки талантлив. Был. А талант так сразу не исчезает. Ратцингер парадоксален. Даже сдувшись, он обратил свой крах в трансформацию стиля, в смену аудитории. То, что одни назовут отстоем, другие могут с полным правом назвать новым уникальным стилем "вампската" и музыкой не для всех. Немецкий маэстро поставил новую планку, возможно даже не ниже, а лишь рядом. И он держит эту новую марку.
|
| |
|
|
|
| За один только трек "Dies Irae" Катрин Радман и Питу Пенко следовало бы отлить золотой памятник при жизни, а за весь одноименный альбом - причислить их к лику святых. При этом рецепт этого индустриально-металлического лакомства весьма прост, как все гениальное. Возможно, на бумажке, прикрепленной магнитиком к студийному холодильнику, было накалякано что-то вроде "Гитары настроить повыше, дисторшировать, от канонов индустриальной риффовки не отступать, но однообразием не давить. Ударные сделать позвончее да пожестче. Женский вокал также дисторшировать. Электронику применять умеренно, но уверенно. На речевые сэмплы не скупиться."
В принципе, ничего особенного, но дисторшированный женский вокал сам по себе является изумительным деликатесом, которым почему-то никто нас радовать не хочет. А сочетаясь с такой же визжащей, пилящей гитарой, создает просто сказочный эффект. Что же до ударных, то подобный рецептик затем используют Ministry в "Dark Side of the Spoon" и "Animositisomina", но в более статичной манере. У Coptic Rain же, не раздражая однообразным стуком, драмы добавляют немало остроты их и без того убийственному музыкальному фрешу. Порой гитарный визг (а иногда и вокал!) превращается в механический шум уже без всяких преувеличений. Сей режущий, даже пилящий слух коктейль очень непросто адекватно воспринять сразу. Но грамотно продегустировав, неторопливо просмаковав, начинаешь боготворить словенских кулинаров. Традиционной для индустриального металла простотой и зацикленностью риффов словенцы дорожат, но не злоупотребляют и в каждом треке подают их по-разному. То нарежут простенькими ровными полосами, как в "Up", то взобьют миксером вместе с вокалом, как в "Have to Hate", то пропустят через мясорубку и замесят мягкой массой, как в "Outcast", то нарубят размашистыми движениями, как в "Barefoot", то мелко натрут на терке, как в "T.T.I.D."... Гитарно-вокальная основа имеет здесь решающее значение: возможно, поэтому не так бросается в глаза электронное и синтезаторное наполнение, но и оно дает о себе знать: может шлепнуться в общую кашу приятной шумовой вишенкой, может ворваться в общее действие "подвисшим" сэмплом, может растянуть на весь трек кремовую ниточку едва заметных повторяющихся аккордов, может осмелеть и обеспечить треку эффектный космическо-технологический декор.
Дуэт не сыплет куда ни попадя приправы агрессии и искусно обращается с соусами настроений. В том числе, временами давая насладиться чистым голосом Катрин, обладающим такой естественной красотой, что поначалу неизбежно возмущение, мол, зачем такую лепоту фильтрами гадить? К счастью, чистым вокалом госпожи Радман в полной мере позволяют насладиться последующие работы Coptic Rain. В "Dies Irae" же красивейший трек - "Outcast". Это чувственный голос и отчаянно-изящный мотив, доносящиеся из ощетинившейся шипами ударных жужжащей машины. Наполненная сэмплами инструменталка "Ragnarok" достоверно передает предапокалиптичное состояние мира, приближающуюся техногенную погибель, которую человечество заботливыми руками без устали себе лепит. Атмосферный и жестокий "Lured Appeal" поражает - острые зубья вокала, кажется, можно потрогать, а зловещая поступь ударных преследует еще долго после окончания альбома. Ну а трек "Dies Irae"... После него как будто пробуждаешься... и не веришь, что это была всего лишь музыка. Как будто что-то не то съел...
|
| |
|
|
|
| В отличие от дебютника "Elect the Dead", второму полноформатнику Сержа предшествовало больше как различных информационных сообщений, так и синглов с промо-треками, раскрывающих суть нового альбома. Атмосфера ожидания раздулась до поистине раммштайновских масштабов. Замечательные "Left of Center" и "Borders Are...", пронизанные недовольством нашим настоящим, тревогой за наше будущее и вечным танкяновским стремлением к миру во всем нашем мире, успокаивали, - наш Серж борется, протестует, не сдается и еще умеет заряжать свою музыку драматизмом и лирической осмысленностью. Не имеющий отношения к новому диску трек "The Charade" был выполнен в том же забористом ключе и подтверждал данное представление о нынешнем направлении полета мысли нашего борца за демократию. Одна из вершин творчества Танкяна, "Gate 21", позволяла предполагать, что личным мотивам в его поэзии место еще осталось, и отметала всяческие намеки на угасание его композиторского и исполнительского таланта. А еще Сержио говорил, что, несмотря на то, что альбом может быть классифицирован, как рок-произведение, ведущие элементы в нем будут оркестровые и электронные. В итоге складывалась картина зубодробительного заряженного политикой сала в шоколаде личных мотивов в обертке из рока с оркестровым орнаментом и перевязанного ленточкой электронных экспериментов. Зная, что Танкян и SOAD "за качество отвечают", можно было надеяться на музыкальное чудо, причем вовсе не маленькое.
Творец справедливости появился на поле боя с зонтиком вместо меча, в костюме вместо лат. Чуда не вышло. И никакой музыкальной феерией новый альбом не является. Он неоднозначен, но едва ли это положительная неоднозначность. Сочетание различных элементов здесь сложно назвать экспериментальностью, скорее противоречивостью, неопределенными стилевыми метаниями. Положительное отношение Сержа к поп-музыке и желание сделать свое творчество доступнее для масс сыграло злую шутку с "Imperfect Harmonies". Это альбом странных контрастов и непонятных компромиссов. Торжественные оркестровые партии соседствуют с попсовостью, сильный голос Сержа сопровождается опять же попсовыми женскими подпевками, в клавишные и гитарные переборы вмешиваются непонятно зачем вставленные электронные сэмплы, оригинальность сменяется неприглядностью и неказистостью, за красотой и насыщенностью следуют аляповатые способы заполнить пустоту, непростые мелодии зачастую накладываются на примитивный ритм, до боли напоминающий, да-да, попсовое "туц-туц". Да и сами мелодии хоть и непросты и в целом высокоэстетичны, тем не менее маловыразительны. В итоге парадокс - наибольшее внимание приковывают песни попроще, без неожиданностей, где этой "оригинальности" и "уникальности" как можно меньше. Из созданных с применением нанотехнологий лучше всех удалась, пожалуй, "Electron".
На прекрасном полотне танкяновского таланта то тут, то там проступают кляксы творческого бессилия. Лучшие треки на альбоме - те, которые все уже слышали: "Left of Center", "Borders Are..." да "Gate 21". Кстати, вышеупомянутые политические и социальные темы может и не ограничиваются первыми двумя хитами, но лишь в них явно проявляются боевым задором, лексическим возмущением и эмоциональной озабоченностью. Что касается "21-ых Врат", вид названия композиции в треклисте неизбежно вызывал повышенное слюноотделение и желание поскорее ткнуть на нее, дабы насладиться студийной версией сего шедевра, а в конечном счете студийная версия, кроме наличия легкого симфонического слоя, отличается тем, что, вокалируя, Сержик совершенно не выложился, не использовал голос в полную силу да еще и словно простудился перед записью, добавив в голос легкой гнусцы. Стоит отметить "Yes, it's Genocide", армяноязычный аргумент артиста для Обамы требовать признания геноцида армянской нации. Трек красив, печален и трагичен, исполняется Сержем не в одиночку, но и тут не без сюрпризов - текст минималистичен до безобразия, напоминая упражнение по иностранному языку с заменой слова в предложении, и возможности для наслаждения эстетикой армянского языка предоставляет весьма ограниченные.
Танкян не выпустил провального диска и, наверное, он на такое все-таки не способен, но разочаровать умудрился. Трудно сказать, где он ошибся. Может, в том, что выпустил лучшие треки заранее, может, в том, что решился на эксперименты, может, в том, что поспешил, попал в маркетинговый капкан... Альбом подтверждает, что Танкян был и остается рок-музыкантом. В мелодичном, но замешанном все на той же смеси рока и ню-метала а-ля SOAD дебютнике "Elect the Dead" все было идеально, даже как-то неестественно гармонично, несмотря на его разноплановость. А вот сберечь эти гармонию, логику и эстетический эффект, смешивая рок, классику, электронику и попытки укатать это все до поп-уровня Сержу оказалось уже не под силу. Получился торт, пропущенный через мясорубку. Your harmonies are really imperfect now, Serj. Впрочем, альбом-то неплох. Но от такого музыканта как Серж Танкян непременно ждешь шедевра, тем более, после всей этой промо-подготовки... Армянский сисадмин отлил своему новому лонгплею шикарный постамент из умопомрачительного дебюта, симфонического альбома, промо-треков, клипов и заявлений о готовящихся вкусняшках. А статуя оказалась скромным бюстиком.
|
| |
|
|
|
| Новый альбом :wumpscut: - это смерть и разложение. Смерть и разложение надежды. Надежды, подаренной первым треком. Надежды на то, что время повернулось вспять. Надежды на то, что былой талант гражданина Ратцингера еще может воскреснуть.
Когда-то великий и ужасный, а теперь обычный немец Руди все так же профессионален в технической области, обогащая звучание жесткими сэмплами, оригинальными электронными звучками и всяческими громкими стуками и шумными уханиями. Иногда даже получаются очень интересные ритмические рисунки. Но кроме этого в альбоме нет ничего. Первый трек "Falling from Lucifer's Grace" (весьма, кстати, хороший) хоть и не напоминает классический :wumpscut:, но входит в число лучших вещей его позднего периода. Он рождает надежду. Блеклость и скучность последующего материала убивают ее. Унылость высосанного из мертвого пальца трека "Auf Wiedersehn im Massengrab" наносит ей сокрушительный, размозжающий удар. Да-да, говорим надежде ауфидерзейн и кланяемся ее братской могиле (Massengrab), где ей и место со множеством своих сестер. Увы, ни мелодика, ни драматизм, ни искренность, ни провокационность, ни маньячность, ни беспощадность в "Вампскате" больше не живут. Лишь псевдоатмосферный и грустноватый "Siamese", ритмичные и бодрые "Ziribit" (по сути повторение "Troops under Fire") и "Bambam", а также балующийся интересными находками в саунде "Loyal to My Hate" еще как-то обращают на себя внимание. Женский голос, наговаривающий фразы на каком-то похожем на мертвый языке, напоминает "Your Last Salute" и "Obsessio", но это совершенно не спасает. Остальное...
А остальное - современный :wumpscut:. Может, было бы правильнее отбросить все это ворчание и оставить гражданина Ратцингера в покое? :wumpscut: изменился, скорее всего, окончательно и бесповоротно, так же, как в свое время Skinny Puppy или Static-X, The Kovenant или Linkin Park, Marilyn Manson или Pitchshifter... Просто другой стиль, другая аудитория. И наша ностальгически-обличительная критика в этом случае выглядит, пожалуй, как брюзжание старых троллейбусных пердунов.
Если Вы считаете, что Руди уже сдулся N лет назад, выпустив отстойный альбом X, Вам не стоит тратить время и деньги или трафик на его новую работу, - получите лишь очередное подтверждение своего мнения. Если же Вы из тех, кому по душе "Вампскат" второй половины "нулевых" и кто считает, что он хорошеет с каждым годом, то получите то же самое - подтверждение своего мнения. Ну и качественный альбом.
|
| |
|
|
|
| Когда коллектив или исполнитель внедряет в свое звучание более новые и модные элементы, а уж тем более, если он совсем переходит на более современный и прогрессивный стиль, а тем более, если стиль этот более доступен и популярен, то, обычно, он больше не возвращается в старое творческое русло. А если возвращается, то чаще всего не может предложить фанатам что-то, сравнимое с былыми шедеврами. Говорят, что музыканты теряют хватку.
Dvar стал приятным исключением. Даже как-то неправдоподобно, шокирующе приятным. Звучание "El Mariil" не просто какой-нибудь шажок "к истокам" (вроде подобного реверансика на "Fayah!"). Это самый что ни на есть классический Dvar образца 2004 - 2005. Не идентичный, конечно, а со множеством изменений и особенностей, но все равно "тот". Хороший, годный... Даже грубоватые и резкие моменты больше ассоциируются не с поздними высокотехнологичными "Zii" и "Fayah!", а с подобными экспериментами в антологии музыкального изврата "Jraah Mraah".
Само название альбома соответствует его основным тенденциям - спокойствие и мягкость "El Taii" и "Oh Mariil". Это самые красивые и мелодичные треки не только с "Fayah!", а вообще из всего Dvar последних лет. Dvar образца 2010 - умудренный и сдержанный. Сведена к минимуму вся эта безудержная веселость да забористая сумасшедшинка (и вокал вообще). Альбом поразительно спокоен, даже медитативен, созерцателен. При внешней безмятежности и простоте он очень драматичен и способен вызвать довольно глубокие переживания. Это уже не назовешь музыкой для мультиков. "Dhar" и "Nouri" - новые вершины творчества Dvar, помимо красоты поражающие чувственностью и искренностью, глубиной, на этот раз действительно сравнимой с классической музыкой. А трагизм финальной "N'ahaliroh Sigali" просто вводит в ступор. Раньше у Dvar такого не было...
При взгляде на треклист взор, конечно, останавливается на уже знакомых названиях. Римейки и развитие одних и тех же тем - привычная практика Dvar, и изыскания эти обычно рождают интересные и приятные результаты. Но в этот раз сложно говорить о чем-то особо успешном. Впервые дваровские римейки рождают вопрос "А было ли оно надо вообще?". В целом они занятны, но едва ли дают что-то новое. И превосходства над оригиналом не удалось достичь ни одному. Разве что "Taaira" представляет собой любопытную фортепианную версию бесподобной "El Taii", смешанной с "Yagga Yarra", более бодрую и не дышащую бескрайней печалью.
И куда ж без сумасшедших треков со злобными голосами, грубоватыми бормотаниями и психованными вскриками... Есть они и здесь. Да, это один из факторов, делающих музыку Dvar столь неоднозначной и разноплановой, но на этом альбоме они скорее не к месту. Очень уж инородно смотрятся они в этой идиллии, тревожимой порой высокоэстетичным драматизмом, слишком они контрастируют с хрупким изяществом и душевной тонкостью остальных произведений. На этот раз они выглядят как-то уродующе, кощунственно...
Впрочем, к чему этот возвышенный ореол? Dvar не является каким-то уникальным откровением искусства, и к нему вполне подойдут и более банальные ассоциации. Время выхода альбома навевает мысли о весне, пробуждении природы, жизни и чувств, набухании почек и таянии снеговиков (хотя в мае поздновато уже). Слушаешь альбом и буквально видишь: вон ручеек несет куда-то бумажный кораблик, вон муравьи тащат себе в домик какую-то соринку, вон бабочка садится на цветок, вон пьяный дачник не может попасть топором по дереву... Манифест жизни и чувства, коллекция весенних образов, альбом аудиофотографий природы. Впечатлительным людям и беременным женщинам слушать особенно внимательно и смотреть в оба. "El Mariil". Спрашивайте в магазинах вашего города.
|
| |
|
|
|
| Конечно, будет большим преувеличением говорить, что выход такого альбома Laibach был вполне ожидаем (а тем более именно такой концепции). Но и невесть каким подвигом он не является. Для группы с таким длинным и тернистым путем, с такой крепкой связью с новой историей и политикой своей страны и всего мира подобный по масштабности и амбициозности альбом вполне закономерен. Как говорится, рано или поздно... Вспоминаются нередкие заявления металических и альтернативных групп вроде «Наш следующий альбом будет самым брутальным/мелодичным/<еще что-нибудь>, и наши фанаты будут в восторге, услышав тех самых <название группы>, которых они так любят/давно ждали». А Laibach не стали никого предупреждать, и просто выпустили свой самый концептуальный и пропитанный политикой альбом, отобрав лучшее из своего звукового арсенала, что может к нему подойти, и прибегнув к помощи немалого количества посторонних людей, в том числе своих соотечественников - группы Silence.
Laibach и Silence создали свою картину мира. Четырнадцать треков инспирированы гимнами государств. NSK (Neue Slovenische Kunst - Новое Словенское Искусство) - творческий союз, созданный в 1984 году Laibach и некоторыми их братьями по разуму и позиционирующийся как государство вне границ. Само же слово Volk (фольк) переводится с немецкого (один из главных языков их творчества) как «народ», который, видимо, и призваны символизировать овцы на обложке. Саунд можно сравнить с поздним минималистичным техно Laibach («WAT») с более выделенными шершавыми, рваными партиями синтезатора, но более мягким и сильно разбавленным спокойными и торжественными мелодиями и живыми инструментами. В каждом треке есть несколько оригинальных строк гимна, напетых без акцента носителями языка и с более или менее измененной мелодикой. И, конечно же, послание Милана Фраса, чаще всего повторяющего по-английски строки гимна и добавляющего что-то от себя. Да-да, что-то от себя. Laibach не были бы собой, если бы в бочку меда уважения к истории и народу государств не добавили изрядную ложку дегтя сатиры и своего взгляда на их национальные идеи и новую историю. Означенной модели звучания следуют не все представленные произведения, которые варьируются от церковного песнопения «Vaticanae» и спокойной, как сама вечность, «Nippon», до мощного электронного монстра «Türkiye». Многие фанаты группы были разочарованы отступлением Laibach от своих каноничных звучаний, смягчением их музыки. Но стоит ли отпугивать стороннего слушателя от подобной идеи альбома привычным лающим вокалом и тяжелым акцентом Милана Фраса, жестким техно-битом или тем более былой мартиальной инструментально-шумовой мешаниной?..
На «Volk» наблюдаются красивые мелодии, проникновенное пение и гимновая торжественность, которые производят, по меньшей мере, эстетический эффект. Laibach теперь можно слушать как действительно красивую музыку. В каждом треке таится свое настроение, которое то заставляет чувствовать благоговение, то скорбеть, то мрачно сдвинуть брови, то встать, положив руку на сердце. Здесь есть, за что зацепиться и уху, и сердцу, и уму. В «Germania» ставится мягкий, но бескомпромиссный ультиматум целой стране. «America» - поистине погребальный трек, Милан Фрас и правда будто хоронит эту нацию (добавив, кстати, в этот трек фрагменты текста из апокалиптичного «Satanic Versus» с альбома «WAT»). Ничего, кроме доброжелательности, поддержки и бесконечного уважения не слышится (может потому, что не хочется слышать?..) в «Rossiya». Чувственные и эротичные голоса француженок разбиваются о мощную, наступательную концовку «Francia». Гордость, смелость и высоко поднятую голову испанского тореадора рисует «España». Спокойна и безмятежна, как восходящее солнце, «Nippon». Отчаянием и решимостью поражает «Yisra'el».
Но не только в текстах и мелодии содержится то, что, собственно, хотели сказать этим всем Laibach. Альбом переполнен всякими интересными деталями. Что за звук присутствует в начале «Germania»? Стук походного котелка? «America» сплошь сопровождается воем полицейских сирен и переговорами по рации. И ведь правда, в самой демократичной и богатой стране мира полицейские сирены, тем не менее, стали саундтреком к жизни. И даже повышенная набожность американцев, большей частью сохраняющаяся и поныне, не смогла уберечь их нравственность. А шумное и беспокоящее вступление этого же трека?.. Да, именно так Америка входит в жизнь каждого из нас, громогласно, сметая все на своем пути. Слова «We are millions» в «Zhönghuá» (Китай) сопровождаются жужжанием роя, а «Nippon» завершается свистом ветра. А бессловесное вокальное соло, открывающее «Rossiya»... Не полет ли это русской души, бескрайней и щедрой, но настолько, увы, пьяной, что она не может ничего вымолвить, а только что-то мычит? Есть мнение, что детский хор здесь же символизирует молодость и неопытность нашей страны, которая вступает в большую международную политику с несколько наивным лицом. А еще есть информация, что гимн в треке «Yisra'el» вовсе палестинский. А еще обращали внимание, что название альбома «Volk» как-то особенно смотрится на обложке с ovtsami. А еще... Черт возьми, Laibach гениальные художники, звукорежиссеры, музыкальные драматурги... А «Volk»... Это музыка для всех, но не попса. Просто саундтрек к нашему времени.
|
| |
|
|
|
| Итак, в 2005 году шумовой патриарх Cold Meat Industry и всея Швеции Роджер Карманик, навыступавшись живьем и навыпускав ностальгических сборников, наконец записал очередной студийный альбом Brighter Death Now с новым материалом. Но если раннее творчество, в основном представленное дисками "Great Death", демонстрировало нам Роджера страшного, альбом "Innerwar" - Роджера беснующегося, "May All Be Dead" - Роджера жестокого, "Obsessis" - Роджера агрессивного, то "Kamikaze Cabaret" нам преподносит не иначе как Роджера уставшего. Агрессии и напора нет фактически никаких - альбом демонстрирует монотонный и неторопливый пауэр-электроникс с дэт-индустриальными замашками. Подобного "Innerwar"и "Obsessis" мы тут не услышим. Шумы низкие, как в "May All Be Dead", с еще более механистичным звучанием, но, увы, той жуткой атмосферы и эмоционального давления здесь тоже нет.
Но не стоит так сразу заживо хоронить BDN. Залихватские вопли Роджера в "Oh Baby" и совсем уж извратские кривляния в "Crimescene Nostalgia" вкупе с приглушенными криками толпы создают атмосферу если не концерта, на котором артист решил повеселиться вдоволь, то по крайней мере, некоей шумной вечеринки. Наверно, это и есть загадочное кабаре "Камикадзе", в котором пиво течет рекой и нойз струится теплою волной, пристанище нового жанра - клоунского пауэр-электроникс, веселого и ненапряжного. В совершенно нестрашном и вообще довольно плоском, но злобном по тексту "Destroy" Карманик, видимо, решил посмеяться над собой и своей страшной и ужасной музыкой. Довольно напряженный шумовой слой "Testing" мог бы стать основой атмосферного и жесткого трека, но создание такового не явилось целью музыканта - невыдающийся текст и обрывки теле- и радиопередач на разных языках (и на русском в том числе), растянутые на весь трек, сделали из него безобидный и несложный шумовой экзерсис...
Если представить себе, что треки альбома автор писал в том же порядке, в котором они следуют на диске, то, очевидно, после "Testing" Роджер хлопнул себя по лбу и воскликнул "Е-мое, что ж я делаю?!". И вспомнил о темной стороне своего таланта. Начиная с "Big Happy Family" правит кабаре мрачный пульсирующий нойз со сладким привкусом затаенной жестокости и подкрадывающейся угрозы. А засунуть в трек речевой сэмпл во всю его длину - это ж привет из "Great Death"! Хотелось бы даже назвать это все атмосферным, ан нет, чего-то все же здесь не хватает. Любопытно, но не увлекательно, профессионально, но не пугающе. И напоследок еще один веселый номер (хотя саунд вполне в жестоком русле второй половины альбома) - кавер на древнюю песню Napoleon XIV "They're Coming to Take Me Away, Ha-Haaa!". Шумовой кавер на старинный шлягер... Это сложно комментировать.
Роджер Карманик подтвердил свой профессионализм, свою разносторонность, свое чувство юмора. Но чего-то в этом не хватает. Пожалуй, следовало бы утрировать каждый трек альбома - веселые сделать еще веселее, мрачные еще мрачнее, странные еще страннее. А так Роджер, видимо, как следует не отдохнул и поспешил, но людей при этом толком ни насмешил, ни напугал, ни удивил. Работа не плохая, а даже очень хорошая, но Карманик может лучше.
|
| |
|
|
|
| Вот и увядание прекрасных цветов, выращенных Мистером и Миссиc Арафна в палисаднике своего Хауса. Но увядание это местами красивее и зрелищнее пика цветения. В целом продолжая намеченную тенденцию, винил "Sacred" звучит наиболее минималистично, спокойно и тихо. Звуковая речушка подмерзла, индустриально-шумовые ветви почти осыпались, и остался по сути лишь ветерок тоненьких и изящных мелодий, похожих на плач скрипки, да изредка с гулким эхом стучат по льду камешки. Это уже фактически трип-хоп без особых оговорок, только атмосфера тут глубже, мрачнее и необычнее. Она все так же по-эмбиентному затягивает, а в первом треке "Death Singer" мы даже слышим неожиданно прямолинейную и неприкрытую зловещесть, чуть ли не хоррор. А в конце, после двух по-осеннему меланхоличных "We Fade Away" (мелодия здесь позаимствована из более ранней "I See Real") и "Sacred Man" звучит лишь шелест ветра да несколько расплывчатых клавишных аккордов "You Ask Me". Да, хочется спросить, не кончился ли на этом November Noevelet? Будет ли новый "дачный" сезон? Есть ли еще саженцы у Мистера и Миссис Арафна? Будем надеяться.
|
| |
|
|
|
| На этом диске уникальные цветы November Noevelet наконец распускаются. Великолепный "Awakening", видимо, символизирующий пробуждение от не очень приятного сна, коим являлся предыдущий альбом, отлично смотрелся бы в треклисте "From Heaven On Earth" благодаря напряженной атмосфере начала и последующим восхитительным электронным всплескам. А затем, в остальных треках альбома, напряжение пропадает, лишь изредка возвращаясь в экспериментальных моментах, подобных трекам "From Heaven On Earth". А всплески преобразуются совсем в другую картину.
На волнующуюся, легко жужжащую эмбиентно-синтезаторную поверхность с шумовыми разводами, мерно подрагивающую от простенького слабого ритма драм-машины, падают звонкие клавишные капли, сливаясь в простые, но выразительные мелодические узоры. Там же плавают причудливые нойзовые комки, иногда занятно шуршащие сами по себе, иногда сталкивающиеся, издавая любопытные звуки, а то и пуская целые шумные волны. Порой на несколько секунд все это как бы замирает, и остается лишь какой-нибудь один элемент. И в такие моменты он кажется еще великолепнее и изящнее в своем скромном одиночестве, чем музыка во всей своей полноте. Особо хочется отметить звук не то вьющихся железных веревок, не то летающих ножниц в "I Want You".
Вокал Миссис Арафна так же ужасающе спокоен, но интонация теперь чуть ярче. В равнодушии и отрешенности уже мелькает какой-то жизненный огонек. Лирика стала более личной, иногда заглядывающей и в интимные области ("I Want You"), но в целом осталась такой же образной и при этом непонятной. Пожалуй, эпитет "язык чувств" как нельзя лучше подойдет к текстам November Noevelet. Кроме того, из-за перемен в музыкальной составляющей тексты из почти оторванных от ритма фраз превратились в действительно мелодичную стихотворную лирику.
Из-за возросшей мелодичности, даже иногда танцевальности, музыка проекта не стала хуже и не потеряла в атмосферности. Просто кончилась темная и беспроглядная зимняя ночь, полная отрешенности и затаенных ужасов. Весенний рассвет растопил шумовые сугробы и отогнал угрожающий мрак. Во всем остальном это все тот же экспериментальный, непредсказуемый и неподражаемый November Noevelet.
|
| |
|
|
|
| Да, лучше один раз услышать, чем сто раз читать об этой странной музыкальной смеси, полученной из самых разных индустриальных, эмбиентных и шумовых экспериментов, замешанных на основе из трип-хопа и дарквейва. Она то гулко звенит в ушах расплывчатым дроноподобным ветром, то пугает какой-то затаенной угрозой низкочастотных шумов, то вводит в транс ритмичной маниакальностью. Печаль и задумчивость первого трека переходят во второй, который названием ("Крики радости") обещает что-то позитивное, но крики, которые мы здесь слышим, больше похожи на крики боли и смертельной безысходности. "I will never forget" - повторяет лирическая героиня Миссис Арафны в "Andacht", и беспокойные метания шума в саунде являют воспоминание, которому суждено так же метаться в отчаянии вечно, не давая покоя уму... А затем наступает равнодушие... Меланхолия перерастает в полную отрешенность. Печаль переходит в беспросветную безнадежность. Мрачность превращается в погребальность. Страх мутирует в зловещую неотвратимость. Порой слышится мечтательность, но как же нереальны и безнадежны эти мечты... "You will be useless for heaven, you will be useless for hell" - констатируется в "Useless". Затем следует короткое, похожее на молитву воззвание, и Миссис Арафна куда-то исчезает, а остается лишь старый проигрыватель, воспроизводящий какую-то старую песню, такую же грустную и безнадежную, как и все, что звучало раньше.
Помимо звуковой экспериментальности "From Heaven on Earth" ценен своей эмоциональной уникальностью, таинственностью, странностью, непонятностью, отрешенностью. Она то ли начисто лишает слушателя эмоций, то ли заставляет испытывать их все и даже те, которых не существует вовсе. Но эту загадочность даже не хочется разгадывать. Музыка тогда потеряет если не все, то многое. Если конечно, разгадать ее можно вообще.
|
| |
|
|
|
| November Noevelet - проект Мистера и Миссис Арафна, более известных благодаря одному из любопытнейших power electronics проектов Haus Arafna. На новемберновелетском поле деятельности они вырастили замечательные музыкальные цветы, изящные в своей минималистичности и очаровательные в своей холодности... Но если последующие альбомы - это выращивание цветов, то данный винил «More Satanic Heroes» - лишь раскапывание грядок и подготовка почвы. Причем именно на участке рядом с домом ужасов под названием Haus Arafna. Довольно однообразные низкие шумовые фоны, вкрадчивые стуки и ложно-ритмические пульсации, более изменчивый, но немелодичный свист - вот что слышится в первых трех треках. Вокальные партии принадлежат Миссис Арафна, но они зашумлены и искажены. Другими словами, это лишь несколько облегченная версия Haus Arafna, и в какой-то мере «More Satanic Heroes» больше подходил бы для дискографии этого именитого power electronics-проекта, но уже здесь чувствуются зачатки той загадочности, той меланхолии, которые составят главную прелесть November Noevelet. В последнем трэке «Bloody November» шум совсем легкий, ритм более выделенный, свист более тихий, приятный, не несущий панических оттенков. Это уже приближается к экспериментальным вещам следующего альбома дуэта. Ну а первые трэки... Кто картошку сажал да землю вскапывал, знает: не шибко веселое это занятие, и лирики мало в нем.
|
| |
|
|
|
| Полундра! Свистать всех наверх! Fayah!
Вот потыкаешь случайным образом в треки Dvar с разных альбомов, и вроде кажется, что один черт везде, одно и то же примитивно-мультяшное раздолбайство или гномье-пчелиная лирика. Ан нет! Двар течет, Двар изменяется. Двар Двару рознь. Какова жизнь, таков и Двар. На Двар неча пенять, коли рожа крива. Ну да ладно...
Главное, чем расстроил многих фанатов диск "Zii", по стопам которого (конечно же) вприпрыжку скачет подсудимый "Fayah!", это преобладание современного, прогрессивного электронного саунда. А ведь раньше сложно было разобраться, чего больше в музыке наших пчелиных друзей - электронно-дарквейвовых инсинуаций, мультяшно-разгильдяйских провокаций или диверсий в пользу классической музыки... Dvar был музыкой вне жанров, страстью вне вкусовых предпочтений, способной очаровать любого, удовлетворить самые извращенные музыкальные желания и утопить в себе самые глубокие музыкальные страхи.
В "Zii" и "Fayah!" сама вызывающая электронность, футуристичность и клубность этого вышеупомянутого саунда способны отпугнуть многих сэмплофобов и антиэлектронщиков, несмотря на то, что из него сотканы те же хиханьки да хаханьки. "Zii" был веселым и смелым экспериментом по поиску вдохновения в рэпе, хип-хопе и прочих непотребствах (и даже в старушечьем фольклоре) и по пародированию всего этого. Все это веселит до коликов, как и какой-нибудь "Jraah Mraah", но просто другим способом. Да, местами не шибко оригинальным. "Ko Ki Ki" был бы замечательным треком, но тупо пропущенный через pitch up рэпачок ничего хорошего в него не привнес. В общем, на Двар и цвет товарища нет.
Но нет Двара без добра. Звучание "Fayah!", более минималистичное, дискретное и медленное, что ли, располагает к внимательному "втыканию". Мелодией в основном заряжены быстрые и тоненькие клавишные партии, в которые вернулся талант Dvar в сочинении мотивов, простых и приятных, как сваренный гномиками ром, как сделанный пчелками мед... От пародий группа вновь вернулась к сохранению своего лица, и без того мимически развитого и богатого на гримасы. За электронной и временами грубоватой личиной легко узнается знакомый озорной пчелиный оскал. А в опусах "El Taii", "Oh Mariil", "Oramah Elahar", "Yagga Yarra" таится то, что в "Zii" лишь тенью промелькнуло в последнем треке - красота, задумчивость и грусть, прямо отсылающие к классическому Dvar, тому самому, под который хочется просто обдваренно лежать, смотреть на низкий потолок с пожелтевшими обоями, а видеть вместо него голубое небо с облаками в форме пчелок и гномиков, а также пиратов и разбойников...
Да, пиратов и разбойников! Ибо новые виды вокала, неизменно неадекватного и сумасшедшего (в самом хорошем смысле этих слов), а теперь еще и развившего истеричненькие и злобненькие черты, вызывают больше ассоциаций с пьянками маленьких сердитых флибустьеров или с возбужденными карликовыми грабителями, спешно зачищающими магазинчик "Овощи-фрукты". Вглядитесь в строгие мины наших героев на обложке. Они как бы говорят Вам: "Приготовься к худшему, малышка".
А слушается это все так же замечательно. Если копнуть глубже саунда, то как изменился Dvar? Музыка производит такое же укуренное впечатление, такая же тупая улыбка сохраняется на лице слушателя на протяжении диска, такие же нелепые образы возникают в его обдваренном мозгу. И, вместе с тем, это так же, лопни моя селезенка, оригинально, экспериментально и, тысяча чертей, элитарно. Береги Двар смолоду! Я думаю, режиссерам-сочинителям альбома это пока удается.
Да будет Двар!
|
| |
|
|
|
| Чем больше альбомов насчитывается в дискографии коллектива, тем, как ни странно, меньше хочется сравнивать новый диск со старыми, описывать изменения, обозначать прогресс или, наоборот, констатировать регресс. Хочется просто наслаждаться новым творением профессиональной группы.
Но в случае с "Cabaret" некоторые сравнения сами лезут в голову. Нет, это не "самокопирование" и не "жалкая попытка создать что-то сравнимое с...". Но определенные параллели напрашиваются.
Просто был уже у Das Ich такой же мощный и электронно навороченный альбом! Появился он в 1998 году и назывался "Egodram". И сложно было найти в смежных областях электронной музыки более сильное, плотное и сногсшибательное для того времени звучание. Сравниться могли разве что только расправлявшие крылья в то время Feindflug да вступивший в расцвет сил :wumpscut:. А красивый, хоть и скромный, симфонизм придавал многим трекам Das Ich особые шарм и масштабность.
И вот, через 8 лет немецкие инноваторы снова поставили высочайшую планку мощи и пробивности. На первенство они может и не претендуют, но духу времени отвечают четко. Вновь богатое наполнение саунда и зубодробительная энергетика. Рваные партии и эффекты "пердящего" синтезатора, множество дополнительных постукиваний и позвякиваний в дополнение к основному ритму, готично-симфоничные клавишные, которые, как и в Egodram, призваны не столько создавать готическую атмосферу, сколько обогащать звучание. Но все же здесь они выделяются посильнее. Пожалуй, альбом "Cabaret" - сплав прогрессивной электроники а ля "Egodram" и неброской, но изящной симфоничности "Anti'Christ". А еще "Cabaret" можно сравнить с каким-нибудь драйвовым металлом - те же энергетика и мощь, только саунд другой - электронный. При этом чувствуется и учет современных танцевальных тенденций, что в случае с Das Ich никогда не было отрицательной характеристикой и не сближало их музыку с поп-областью. Цепкие ритмы и запоминающиеся мелодии - вот танцевальность Das Ich. А что чувствуется более явственно, так это неизменная театральность Das Ich. Так здорово бы смотрелось с этой музыкой какое-нибудь большое театральное действо вроде мюзикла. То, что сейчас называют мюзиклом, чаще противные поделки масс-культуры, а как бы выразилась экспрессия Das Ich в серьезном театрально-музыкальном произведении... Мечты, мечты...
И еще одно сравнение с "Egodram"... Если диск 1998 года был довольно ровным, хоть и сильным, то треки "Кабаре" более разнообразные и яркие, из которых хочется выделить громогласный готический гимн "Schwarzes Gift", роботический и зашумленный "Opferzeit", мрачную и устрашающую драму "Fluch", главный, надо полагать, хит "Paradigma" с красивым голосом Бруно Крамма, великолепное произведение "Nahe" с непревзойденным вокалом Марианны Изер и завершающий эмоциональный и драматичный "Cabaret" с неописуемой красоты припевом и проигрышами.
Но все это меркнет перед (хотя было бы точнее сказать "после") первым треком альбома, который медленно раздвигает громадные створки и приглашает нас в музыку, в музыкальный театр Das Ich... Композиция трека, одновременное развитие электронного и инструментального слоев, сама душевность, тонкость, красота мелодии, масштабность и грандиозность произведения делают "Moritat" высшим произведением Das Ich всех времен и главным музыкальным шедевром в моем сердце. Может, со временем что-то и превзойдет его, но даже самим Das Ich это уже вряд ли удастся...
Das Ich не перестают удивлять. Они умеют все: одинаково хорошо им удаются и атмосферные произведения, и навороченные электронные боевики, и готические драмы, и берущие за душу мелодии. И даже создать музыкальный шедевр для них уже пройденный этап.
Десятка. Благодаря "Moritat". Жаль, нельзя поставить больше.
|
| |
|
|
|